Цель:
- заинтересовать учащихся изучением предмета биология, показать значимость природы для человека,
- формировать умение выделять главное,
- формулировать выводы, урок способствует экологическому воспитанию.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с основами биологии в курсе природоведения, с флорой и фауной Коломенского района, научить учащихся находить элементы биологических знаний в литературных произведениях, расширить понятия учащихся о фразеологизмах.
- Воспитательные: формирование культуры диалогового общения, формирование ценностей природы, окружающего мира и места человека в этом мире, прививать любовь учащихся к родному краю, умение ценить, охранять и уважать природу, воспитание гражданской позиции.
- Развивающие: обучение рефлексии, как методу самоанализа, развитие познавательной деятельности, развитие творческого и нравственного потенциала учащихся, внимания, памяти, мышления, умения делать выводы, применять знания на практике, формирование способностей учащихся четко выражать и отстаивать свое мнение.
План урока:
- Мотивационное начало.
- Устное народное творчество:
1) Пословицы;
2) Фразеологизмы. - Фотогалерея.
- Релаксация. Слайд-шоу.
- Фотозагадки.
- Литературно-биологические парадоксы.
- Творческое домашнее задание.
- Синквейн.
Ход урока
Нас окружает удивительный и прекрасный мир природы. У Константина Паустовского есть такие слова: “…и если мне хочется прожить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей родной природы”.
Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: “Какое влияние оказывает природа на человека, его чувства и эмоции, его настроение?”.
Постарайтесь поразмышлять над этим вопросом во время урока, в конце мы вместе сделаем выводы по этому вопросу. Мы часто не замечаем, той красоты, которая нас окружает. В спешке, пробегая по улице, не обращаем внимания на золотой ковер осенней листвы, красивые закаты и рассветы, радугу после дождя, первый весенний лист. Давайте сегодня попробуем остановиться и совсем другими глазами посмотреть на то, что нас окружает.
Клип Ю.Антонов “Живет повсюду красота”.
Сегодня вы будете выступать в роли журналистов, аналитиков, фотокорреспондентов и редакторов газеты под названием “Живет повсюду красота”. На уроке, мы заполним пустые страницы газеты, вписывая в нее наши знания, мысли, рассуждения.
1. Итак, первая страница газеты называется “Устное народное творчество”.
В нашу жизнь прочно вошли разнообразные пословицы, во многих упоминаются растения и животные. Они часто помогают нам сделать какой либо вывод или высказать мысль. У вас на столах в файлах лежат перепутанные половинки пословиц, ваша задача составить пословицу и постараться объяснить ее смысл и правильную пословицу поместить на газету.
Пословицы (две – три пословицы на группу):
- Ласточка весну начинает, соловей кончает.
- Весна красна цветами, а осень снопами.
- Увидел скворца, весна у крыльца.
- Трусливому зайке и пенек волк.
- У каждого цветка свой аромат.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Красна птица перьями, а человек ученьем.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Работа не волк, в лес не убежит.
2. Следующая рубрика нашей газеты “Фразеологизмы”.
Кто из вас знает, что такое фразеологизмы?
Фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов.
Такие словосочетания как “Клевать носом”, “Белая ворона”, “Слона и не приметил” мы слышим часто, но не всегда знаем истинное их значение и постараемся объяснить некоторые из них. В конвертах на столах лежат фразеологизмы. Вы с помощью выдержек из фразеологического словаря должны объяснить их.
Фразеологизмы:
Белая ворона
Синяя птица
Собаку съел
Где раки зимуют
Утку пустить
Спит как сурок
Мокрая курица
Как с гуся вода
Синица в руках
(По два-три фразеологизма на группу)
3. Следующая страница газеты “Фотогалерея”, но пока она пуста и наша задача сделать ее яркой и красочной. И поможет нам в этом те загадки, что вы подготовили к уроку. А отгадки в виде фотографий и станут экспонатами этой рубрики. Итак, начинаем с первой группы.
Загадки (по три-пять загадок на группу):
Я капелька лета На тоненькой ножке Плетут для меня Кузовки и лукошки. Кто любит меня, Тот и рад поклониться А имя дала мне Родная землица. (Земляника) |
Как-то вечером на дачу Гость пришел ко мне смешной Смелый, стало быть, в придачу, И немного озорной. Прогулялся вдоль забора, Задержался возле пня… Стал своим уж очень скоро, Но заметил тут меня! Сжался он, как только мог, Превратившись в колобок, На игольник стал похож, Угадали? Это… (Еж) |
Хвост пушистою дугой, Всем знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле! (Белка) |
Посадили зернышко – Вырастили солнышко. Это солнышко сорвем – Много зерен соберем, Их поджарим, погрызем, А придут к нам гости – Им дадим по горсти! (Подсолнечник) |
Долгорукий старичок В уголке сплел гамачок. Приглашает: “Мошки! Отдохните, крошки!” (Паук) |
На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) |
Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Сразу в дупло. (Сова) |
Спрятался за пень, Шляпка набекрень. Кто проходит близко – Кланяется низко. (Гриб) |
Что это за птица? Гнезда не строит для себя, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) |
Это кто там лентой черной К ручейку скользит проворно? Сквозь кусты пробрался ловко, А на маленькой головке (Все об этом знать должны) Пятна желтые видны! (Уж) |
Вдоль по речке, по водице – Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет. (Утка с утятами) |
Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь) |
Выпучив глаза сидит, Не по-русски говорит. Родилась в воде, Но живет и на земле. (Лягушка) |
Я, друзья, подземный житель Землекоп я и строитель Землю рою, рою, рою, Коридоры всюду строю, А потом построю дом Буду жить спокойно в нем! (Крот) |
Живут на ручьях лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобр) |
4. Русские писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях неброскую красоту родной природы. Давайте и мы на минутку пофантазируем и выйдем на луг, берег реки, войдем в лес или побродим по старым улочкам Коломны и послушаем стихотворение Николая Рылеева “Все в тающей дымке…”, которое подготовили для вас ребята.
Презентация с видами природы Коломны + стихотворение.
Все в тающей дымке –
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
5. “Фотозагадки” – это очередная рубрика газеты.
Слово нашим фотокорреспондентам, которые подготовили для вас фотографии с
видами природы Коломны. Вы должны постараться вспомнить, что это за место и где
находиться.
От каждой группы по 3-5 фотографий
6. Следующая страница нашей газеты “Литературно-биологические парадоксы”.
Многие поэты воспевали красоту природы в стихах, эти стихи нам хорошо знакомы с детства. Но даже такие великие поэты допускали в своем творчестве биологические ошибки. И сейчас нам покажут свою работу аналитики каждой группы, которые нашли такие казусы.
В.А.Жуковский Где ж ты, птаха! |
С.Есенин Выткался над озером алый цвет
зари, |
С.Я.Маршак А эта веселая птица – синица, |
А.А.Фет “Бабочка” Ты прав. Одним
воздушным очертаньем |
И.А.Крылов Попрыгунья Стрекоза “Кумушка, мне странно это: |
А.Н.Плещеев Травка зеленеет, |
7. Творческое домашнее задание.
Итак, ребята, мы с вами заполнили большую часть нашей газеты, осталась последняя незаполненная рубрика. Прежде чем перейти к ней, давайте запишем домашнее задание. Я предлагаю вам составить кроссворд, написать мини сочинение, нарисовать рисунок, к которых отразилось бы ваше отношение к природе.
8. Синквейн “Природа”.
Это сама творческая часть нашего занятия. Вы сегодня много говорили о природе родного края, и сейчас вам предстоит написать Синквейн на тему “Природа”, в котором вы попытаетесь ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Правила синквейна на доске и на столах у каждого из вас.
А теперь давайте поделимся теми ассоциациями, которые у вас возникают у вас при слове Природа.
И наконец, заполним последнюю рубрику газеты.
(Синквейны можно по желанию учащихся повесить на газету).
Рис 1
В синквейне вы отразили ваше отношение к природе, чувства и эмоции, которые вызывает у вас красота нашего края. И теперь я думаю, вы по-другому будете относиться к окружающей вас природе, беречь и охранять ее. Ведь природа – это источник вдохновения, кладезь знаний, кладовая полезных ископаемых, без которых невозможна жизнь человека.
А закончить наше занятие, я бы хотела словами В. Трояновского:
“Природа наша единственная, и конечно самая лучшая наставница. Кто внимательно изучает и следует ее указаниям, тот и достигает, без всякого сомнения, наилучших результатов”
Литература к уроку:
- Сборник загадок. Пособие для учителя. – М., 198.
- Школьный фразеологический словарь русский языка. В.П. Жуков, А.В. Жуков. – М., 1994.
- Фразеологический словарь. В. Волина. СПб., 2001.
- Волшебный короб (загадки, пословицы, поговорки).– М. 2007.
- Старинные русские пословицы и поговорки. – М., 2007.
- Времена года. Стихи русских поэтов о природе. – М., 2008.
- Родная природа: стихотворения русские поэтов. – М., 2005.
- Маслак Екатерина Николаевна Элективный курс “Биология среди наук”.
Интернет ресурсы:
http://fotki.yandex.ru/tag/коломна/?gid=10734
http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=239&d_no=50547
Музыка:
Golden Light orchestra and Sergey Sirotin – Story. Mp3
Видеоклип Ю. Антонов “Живет повсюду красота”