Социальная практика в образовательном пространстве сельского социума

Разделы: Социальная педагогика


В современной России образование является одним из тех факторов, который обеспечивает ее развитие как цивилизованного социального государства.

Современная педагогическая наука и практика особе внимание в связи с этим уделяет социальному партнерству в образовании. Развитие идеи социального партнерства в образовании является как раз тем механизмом, который способен сделать эффективным образовательные и воспитательные усилия школы в обществе. В конкретном смысле речь идет о том, что в образовательном пространстве сообщества формируется и развивается новая технология сотрудничества, которая отражает потребности социальных общностей и воплощает собой новые форму и методы образования.

В соответствии с реалиями ТРОЭЗ (туристско-рекреационная особая экономическая зона), в которых развивается школа, в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование” усилиями педагогического коллектива, детей, их родителей, представителей социума был разработан проект “Школа как пространство свободного выбора в зоне туризма”.

Проект получил практическую реализацию благодаря утвердившемуся в образовательном пространстве школы социальному партнерству.

Социальное партнерство в образовательном пространстве школы направлено на создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся, способных к преобразованию социума и поддержке социально значимых инноваций. Это предполагает, во-первых, включенность молодых людей в реальные социальные отношения, самореализацию детей в процессе социального взаимодействия; во-вторых, доминирование в школе и социальном окружении творческих начал при организации учебной и внеучебной деятельности.

В качестве формы творческой заботы об улучшении окружающего мира, о других людях, которая осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности, можно рассматривать социальную практику. Задачей учащегося становится ответственное планирование своего будущего, понимаемого нами как структурирование своей деятельности в пространстве и времени. Попробовав себя в разных видах деятельности, можно ответить на вопрос – хочу ли я заниматься этим в будущем. Получается, что в пространстве социально-практической деятельности может происходить и профессиональное самоопределение. Ребенок начинает “проживать” реализацию собственного будущего. Следовательно, ему необходимы умения для работы с будущим. Эти умения он и приобретает в деятельности, имитирующей взрослую (каковой является социальная практика), особенно если деятельность поддерживается не учителем, а профессионалом.

Итак, социальная практика

– является формой взаимодействия школьного клуба с гражданскими институтами села для осуществления социального партнерства; творческой заботы об улучшении окружающей жизни, о других людях, о себе;

– позволяет учащимся выйти в пространство профессионального самоопределения;

– представляет для учащихся возможность максимально мобилизовать и реализовать себя в творческой заботе об улучшении жизни села.

Практический характер социальной практики означает актуальность, полезность и реальную возможность применения результатов творческой работы, выполненной учащимся (учащимися) для социума.

В рамках реализации проекта “Школа как пространство свободного выбора в зоне туризма” была создана нормативно-правовая база для организации социального партнёрства: положение о социальной практике, договор с предприятием села, положение о школьном клубе. Социальная практика реализуется через социальные проекты деятельности клубов.

Целью деятельности клуба “ИнфО” является повышение профессионального и социального статуса творчески активных учащихся путем предоставления возможностей максимальной реализации в общественно полезных делах. В рамках клуба организуются различные конкурсы, смотры, выставки, День открытых дверей для социально-незащищенной группы молодежи, курсы по обучению компьютерной грамотности для пенсионеров.

В ходе социальных практик на базе клуба “ИнфО” выполняются различные проекты, например:

Тема практики

Организация

Проект “Приглашение” средствами Рhotoshор” Фотосалон
Сайт “Виртуальное путешествие по Турунтаево” Центр общественного доступа при ЦРБ
Курс занятий “Word для всех” Совет Ветеранов Прибайкальского района
Газета “Школьная планета” Редакция газеты “Прибайкалец”
Проект– презентация “Экономия электроэнергии – это доход” Прибайкальский РЭС
Издание газеты “Типография. Из прошлого в настоящее” Районная типография
Мультимедийное сопровождение мероприятия “День пожилого человека”, автобусная экскурсия “Неизвестное об известном” для пенсионеров Администрация сельского поселения

Результатом социальной практики является социальный проект, который можно рассматривать как дидактическое средство активизации участия школьников в общественно-полезной деятельности. Основой названной формы работы является сотрудничество и коллективная деятельность. Работа над проектом проходит по следующим этапам: подготовка к проектной работе; планирование; исследование; выводы; представление и отчет по проделанной работе; оценка результатов.

Социальная практика выполняется по разработанной её руководителем, рассмотренной предметным методическим объединением и утвержденной зам. директора по УМР рабочей программе.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

  • цель, задачи социальной практики;
  • содержание социальной практики;
  • этапы выполнения социального проекта;
  • тематика занятий в рамках работы над социальным проектом;
  • контракт на выполнение социального проекта.

Результаты законченных социальных практик представляются в установленные сроки в виде отчета по установленной “Положением о социальной практике” форме. (Приложения)

Таким образом, социальное партнерство в образовательном пространстве Турунтаевской школы направлено на создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся, способных к преобразованию социума и поддержке социально значимых инноваций.

Социальная практика дает возможность участникам проявить свои индивидуальные склонности и способности. Так, исходя из интересов ребят, распределяются задания внутри группы, работающей над проектом. Деятельность группы представляет собой творческую работу учащихся, которая выполняется не под жестким руководством со стороны учителя, а в ходе диалогического взаимодействия с ним, и с профессионалом, представляющим интересы того или иного предприятия.

Поскольку основными характеристиками социальной практики являются творчество, диалог, сотрудничество, то участие учащихся в разных видах социальных практик, обеспечивают возможность более полного раскрытия себя в отношениях с окружающими через положительные изменения в социуме.