В современной России образование является одним из тех факторов, который обеспечивает ее развитие как цивилизованного социального государства.
Современная педагогическая наука и практика особе внимание в связи с этим уделяет социальному партнерству в образовании. Развитие идеи социального партнерства в образовании является как раз тем механизмом, который способен сделать эффективным образовательные и воспитательные усилия школы в обществе. В конкретном смысле речь идет о том, что в образовательном пространстве сообщества формируется и развивается новая технология сотрудничества, которая отражает потребности социальных общностей и воплощает собой новые форму и методы образования.
В соответствии с реалиями ТРОЭЗ (туристско-рекреационная особая экономическая зона), в которых развивается школа, в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование” усилиями педагогического коллектива, детей, их родителей, представителей социума был разработан проект “Школа как пространство свободного выбора в зоне туризма”.
Проект получил практическую реализацию благодаря утвердившемуся в образовательном пространстве школы социальному партнерству.
Социальное партнерство в образовательном пространстве школы направлено на создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся, способных к преобразованию социума и поддержке социально значимых инноваций. Это предполагает, во-первых, включенность молодых людей в реальные социальные отношения, самореализацию детей в процессе социального взаимодействия; во-вторых, доминирование в школе и социальном окружении творческих начал при организации учебной и внеучебной деятельности.
В качестве формы творческой заботы об улучшении окружающего мира, о других людях, которая осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности, можно рассматривать социальную практику. Задачей учащегося становится ответственное планирование своего будущего, понимаемого нами как структурирование своей деятельности в пространстве и времени. Попробовав себя в разных видах деятельности, можно ответить на вопрос – хочу ли я заниматься этим в будущем. Получается, что в пространстве социально-практической деятельности может происходить и профессиональное самоопределение. Ребенок начинает “проживать” реализацию собственного будущего. Следовательно, ему необходимы умения для работы с будущим. Эти умения он и приобретает в деятельности, имитирующей взрослую (каковой является социальная практика), особенно если деятельность поддерживается не учителем, а профессионалом.
Итак, социальная практика
– является формой взаимодействия школьного клуба с гражданскими институтами села для осуществления социального партнерства; творческой заботы об улучшении окружающей жизни, о других людях, о себе;
– позволяет учащимся выйти в пространство профессионального самоопределения;
– представляет для учащихся возможность максимально мобилизовать и реализовать себя в творческой заботе об улучшении жизни села.
Практический характер социальной практики означает актуальность, полезность и реальную возможность применения результатов творческой работы, выполненной учащимся (учащимися) для социума.
В рамках реализации проекта “Школа как пространство свободного выбора в зоне туризма” была создана нормативно-правовая база для организации социального партнёрства: положение о социальной практике, договор с предприятием села, положение о школьном клубе. Социальная практика реализуется через социальные проекты деятельности клубов.
Целью деятельности клуба “ИнфО” является повышение профессионального и социального статуса творчески активных учащихся путем предоставления возможностей максимальной реализации в общественно полезных делах. В рамках клуба организуются различные конкурсы, смотры, выставки, День открытых дверей для социально-незащищенной группы молодежи, курсы по обучению компьютерной грамотности для пенсионеров.
В ходе социальных практик на базе клуба “ИнфО” выполняются различные проекты, например:
Тема практики |
Организация |
Проект “Приглашение” средствами Рhotoshор” | Фотосалон |
Сайт “Виртуальное путешествие по Турунтаево” | Центр общественного доступа при ЦРБ |
Курс занятий “Word для всех” | Совет Ветеранов Прибайкальского района |
Газета “Школьная планета” | Редакция газеты “Прибайкалец” |
Проект– презентация “Экономия электроэнергии – это доход” | Прибайкальский РЭС |
Издание газеты “Типография. Из прошлого в настоящее” | Районная типография |
Мультимедийное сопровождение мероприятия “День пожилого человека”, автобусная экскурсия “Неизвестное об известном” для пенсионеров | Администрация сельского поселения |
Результатом социальной практики является социальный проект, который можно рассматривать как дидактическое средство активизации участия школьников в общественно-полезной деятельности. Основой названной формы работы является сотрудничество и коллективная деятельность. Работа над проектом проходит по следующим этапам: подготовка к проектной работе; планирование; исследование; выводы; представление и отчет по проделанной работе; оценка результатов.
Социальная практика выполняется по разработанной её руководителем, рассмотренной предметным методическим объединением и утвержденной зам. директора по УМР рабочей программе.
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
- цель, задачи социальной практики;
- содержание социальной практики;
- этапы выполнения социального проекта;
- тематика занятий в рамках работы над социальным проектом;
- контракт на выполнение социального проекта.
Результаты законченных социальных практик представляются в установленные сроки в виде отчета по установленной “Положением о социальной практике” форме. (Приложения)
Таким образом, социальное партнерство в образовательном пространстве Турунтаевской школы направлено на создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся, способных к преобразованию социума и поддержке социально значимых инноваций.
Социальная практика дает возможность участникам проявить свои индивидуальные склонности и способности. Так, исходя из интересов ребят, распределяются задания внутри группы, работающей над проектом. Деятельность группы представляет собой творческую работу учащихся, которая выполняется не под жестким руководством со стороны учителя, а в ходе диалогического взаимодействия с ним, и с профессионалом, представляющим интересы того или иного предприятия.
Поскольку основными характеристиками социальной практики являются творчество, диалог, сотрудничество, то участие учащихся в разных видах социальных практик, обеспечивают возможность более полного раскрытия себя в отношениях с окружающими через положительные изменения в социуме.