Разработка урока по истории "В рыцарском замке". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока: познакомить обучающихся с понятием “рыцарь”; дать представление о быте средневековых феодалов.

Основные понятия: рыцарь, донжон, палица, кольчуга, латы, забрало, герольды, турнир.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация “В рыцарском замке”, учебник.

План урока:

  1. Замок феодала.
  2. Снаряжение рыцаря.
  3. Развлечения рыцарей.
  4. Рыцарская честь.
  5. Закрепление.

Ход урока

1.

В начале урока перед обучающимися ставится вопрос: почему рыцарем мог быть только богатый человек? <слайд № 3> Ответ на этот вопрос обучающиеся формулируют в ходе изучения новой темы.

Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный.

Замок – это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня <слайд № 4>.

Замок возводили на холме, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. Над всеми постройками возвышался донжон.

В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице <слайд № 5>.

Вводится новое понятие донжон – самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады. Учащимся демонстрируется изображение донжона <слайд № 6>.

С помощью <слайда № 7> учитель рассказывает об устройстве замка.

Внутри башни один над другим были расположены залы.

В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.

На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.

Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады.

В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка.

На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.

Учитель обращает внимание обучающихся на <слайд № 8>, где представлены изображения замков и объясняет, что при постройке замков использовались разные условия местности:

  • литовский замок – посередине озера;
  • испанский замок – на равнине;
  • немецкий замок – на склоне.

2.

Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков.

Феодал зачастую сражался всю жизнь.

Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.

Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пластин.

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг. <Слайд № 9>.

Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”. <слайд № 10>.

3.

Учитель раскрывает вопрос с помощью слайдов презентации № 11 – 13.

В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах.

Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов.

На турнир рыцарь являлся в полном боевом облачении.

Турнир продолжался в течение 2 дней.

Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости.

В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. На полном скаку нужно было выбить противника из седла специальным копьем. Победитель выбирал королеву турнира. Во второй день рыцари участвовали в командных соревнованиях – разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам первого дня.

Другой любимой забавой была охота. Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов.

Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы.

Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали.

4.

<Слайды № 14 – 15>.

Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

Кодекс рыцарской чести:

  1. Рыцарь должен искать подвиги;
  2. Бороться с врагами христианской веры;
  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
  4. Быть справедливым и галантным.

Перед обучающимися ставится вопрос: какое поведение мы сейчас называем рыцарским? (выслушиваются мнения).

Учитель возвращается к вопросу, поставленному в начале урока, выслушиваются ответы обучающихся.

5.

Обучающиеся с помощью рисунков называют составные части главной башни рыцарского замка и снаряжение рыцаря <слайд № 17>.

Домашнее задание:

§ 11, страница 97 вопрос 3 (письменно).

Приложение