Цели урока: познакомить обучающихся с понятием “рыцарь”; дать представление о быте средневековых феодалов.
Основные понятия: рыцарь, донжон, палица, кольчуга, латы, забрало, герольды, турнир.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация “В рыцарском замке”, учебник.
План урока:
- Замок феодала.
- Снаряжение рыцаря.
- Развлечения рыцарей.
- Рыцарская честь.
- Закрепление.
Ход урока
1.
В начале урока перед обучающимися ставится вопрос: почему рыцарем мог быть только богатый человек? <слайд № 3> Ответ на этот вопрос обучающиеся формулируют в ходе изучения новой темы.
Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный.
Замок – это жилище феодала и его крепость.
Сначала замки строили из дерева, позднее из камня <слайд № 4>.
Замок возводили на холме, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. Над всеми постройками возвышался донжон.
В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.
Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице <слайд № 5>.
Вводится новое понятие донжон – самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады. Учащимся демонстрируется изображение донжона <слайд № 6>.
С помощью <слайда № 7> учитель рассказывает об устройстве замка.
Внутри башни один над другим были расположены залы.
В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.
На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.
Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады.
В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка.
На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.
Учитель обращает внимание обучающихся на <слайд № 8>, где представлены изображения замков и объясняет, что при постройке замков использовались разные условия местности:
- литовский замок – посередине озера;
- испанский замок – на равнине;
- немецкий замок – на склоне.
2.
Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков.
Феодал зачастую сражался всю жизнь.
Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.
Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.
Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пластин.
На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.
Вес снаряжения доходил до 50-60 кг. <Слайд № 9>.
Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”. <слайд № 10>.
3.
Учитель раскрывает вопрос с помощью слайдов презентации № 11 – 13.
В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах.
Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов.
На турнир рыцарь являлся в полном боевом облачении.
Турнир продолжался в течение 2 дней.
Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости.
В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. На полном скаку нужно было выбить противника из седла специальным копьем. Победитель выбирал королеву турнира. Во второй день рыцари участвовали в командных соревнованиях – разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам первого дня.
Другой любимой забавой была охота. Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов.
Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы.
Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали.
4.
<Слайды № 14 – 15>.
Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.
Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.
В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
Кодекс рыцарской чести:
- Рыцарь должен искать подвиги;
- Бороться с врагами христианской веры;
- Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
- Быть справедливым и галантным.
Перед обучающимися ставится вопрос: какое поведение мы сейчас называем рыцарским? (выслушиваются мнения).
Учитель возвращается к вопросу, поставленному в начале урока, выслушиваются ответы обучающихся.
5.
Обучающиеся с помощью рисунков называют составные части главной башни рыцарского замка и снаряжение рыцаря <слайд № 17>.
Домашнее задание:
§ 11, страница 97 вопрос 3 (письменно).