Урок – одна из основных форм организации учебного процесса. Каким он должен быть? Как должна изменяться его структура в условиях кабинетной системы обучения? Как современный урок, его методику привести в соответствие к требованиям жизни и новым содержаниям образования? Как использовать инновационные технологии? Вопросы эти не случайны. В последние годы резко повысился интерес преподавателей к проблемам современного урока.
“Иду на урок!” Из года в год миллионы преподавателей учебных заведений по нескольку раз в день произносит эту фразу. “Иду на урок”” С чем? Для чего и, главное, для кого? Что ожидает каждого из нас на уроке? Каким он нам видится? “Прохождение” ли программного материала при абсолютной тишине и повиновение учащихся? Гладких ли ответов отдельных ребят по пройденному материалу, или горячих споров, поисков, полноценного участия в коллективном труде всех? Так, что же такое хороший урок? Каким ему быть в современных условиях? Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда учащихся, школой самостоятельности и творчества?
Педагогическая наука констатирует: хороший урок тот, где желание обучающихся размышлять, быть ключом, где они охотно вступают в диалог с преподавателем, друг с другом, не боясь попасть впросак.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не одной памятью, утверждал Л.Н. Толстой. Конечно, качество урока зависит, прежде всего, оттого, что делает, о чем думает, какую внутреннюю работу совершает учащийся на уроке. Считаю, что это полностью зависит от того, насыщен ли урок многообразием учебных ситуаций, и вызывает ли каждая из них у учащихся множество вопросов, сомнений, удивление, а порой и настороженность. На всё оказывают влияние многие взаимосвязанные факторы, и, прежде всего – правильная организация урока. Можно наблюдать множество примеров, когда очень интересные методические находки, исключительная добросовестность преподавателя сводятся на нет элементарными промахами в организации занятия.
Урок в среднем специальном учебном заведении длится 90 минут, и на каждом из них может рождаться знание, и может рождаться скука, захватывающая сердца ребят и опасное, разъедающее их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, лет в судьбе учащихся и определяются преподавателем.
Отсюда следует, что каждый из нас, изучив основные технологии обучения, может значительно повысить уровень своего мастерства и эффективности урока.
“Предмет математики на столько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”, поэтому на уроках математики я использую игровые технологии. Многолетний опыт работы в этом направлении показал, что только в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплочения на основе общих интересов и замыслов. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность студентов, делают восприятие более активным, творческим, эмоциональным, достойным пониманию. Проведение игр дает наибольший эффект в группах, где преобладают учащиеся с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется сухой и скучной наукой.
Создание даже незначительных игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит эмоциональную окраску в учебную работу и разнообразие, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощи, а главное – снимает утомление.
Игры и игровые ситуации заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания студентов, потому что их систематическое использование на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей.
Игровые технологии – не единственные технологии обучения на моих уроках.
При подготовке к занятиям ставлю перед собой следующие задачи: формировать у студентов такие качества, как уважение достоинства человека, мирный способ разрешения конфликтов, сотрудничество, терпимость, настойчивость, справедливость, открытость, честность, ответственность, уважение чужих и своих трудовых усилий. Решение данных задач осуществляю с помощью интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, которое осуществляется с помощью диалоговых форм, основанных на взаимопонимании и взаимодействии педагога и студентов. Такой метод требует больше времени, чем монолог преподавателя, но обеспечивает понимание материала, закрепление идет быстрее и легче. Кроме диалоговой формы часто использую “мозговой штурм” и дебаты.
Интерактивные методы обучения реализую как фронтальной организацией учебной деятельности, так и групповой. При формировании групп учитываю уровень сложности заданий, уровень знаний и развития навыков студентов, их эмоциональный настрой и т.д. Данная форма обучения привлекает тем, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Для эффективного применения интерактивных методов обучения необходимо нацелить аудиторию на ожидаемые результаты занятия и критерии оценки работы и провести обсуждение по итогам выполненных заданий, используя рефлексию.
Наряду с вышеперечисленными формами и методами обучения пытаюсь использовать одну из разновидностей информационных технологий – мультимедийную презентацию, представляющую собой набор страниц, содержащих текст, формулы, рисунки, видеофрагменты.
Демонстрация каждого слайда сопровождается объяснением и комментарием преподавателя. В презентацию можно включать самые разнообразные материалы, чередовать изображения с рассказом, цитированием. С помощью мультимедийной презентации можно создавать сценарии урока, что позволит высвободить большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путем повышения качества знаний студентов, активизации их на уроке и во внеурочных занятиях по математике является соответствующая организация самостоятельной работы. Она занимает ведущее место в современном обучении, потому что студент приобретает знания в основном в процессе самостоятельной учебной деятельности. На уроке студенты должны трудиться по возможности самостоятельно, а преподаватель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.
Самостоятельная учебная работа – это любая организованная педагогом активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование умений и навыков при решении задач и выполнении различных упражнений, обобщения и систематизация изученного материала. Кроме того, самостоятельная работа, с одной стороны – это учебное задание, объект деятельности студента, а с другой стороны – это развитие памяти, мышления, творческого воображения. Все это, вместе взятое, в конечном счете, приводит студента либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
С давних времен заведено, что часть работы студент выполняет в аудитории, а часть – во внеаудиторной деятельности. Сегодня внеаудиторной самостоятельной работе уделяется особое внимание, так как является неотъемлемой частью учебного процесса. Правильно организованная внеаудиторная самостоятельная работа развивает индивидуальные склонности, дарования и способности студентов, расширяет и углубляет знания и умения, полученные на уроках, предотвращает их забывание. Эта работа проводится, прежде всего, на уроке и строится она с учетом требований рабочих программ, а также интересов потребностей студентов, уровня их развития. Она опирается на самостоятельность, сознательность, активность и инициативу самих ребят. Таким образом, на одном из первых уроков в группах первого курса подробно объясняю студентам, что внеаудиторная самостоятельная работа значит для развития студентов не меньше, чем работа в аудитории во время урока .Даю установку на то, что внеаудиторная самостоятельная деятельность выполняет важные дидактические функции, а именно:
- Закрепление знаний и умений, полученных на уроке;
- Формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, решения задач;
- Расширение, углубление учебного материала, проработанного на занятии;
- Развитие самостоятельности мышления путем индивидуальных заданий, выходящих за рамки программного материала, но отвечающего возможностям студентов;
- Развитие творческих способностей;
- Воспитание воли, характера.
При этом учитываю, что необходимы такие дидактические условия успешности внеаудиторной самостоятельной работы как наличие навыков самостоятельной работы у студентов, правильно организованное педагогическое руководство и обязательный контроль за выполнением. Кроме того, необходимы целесообразное дозирование; чёткие формулировки заданий и задач при полном внимании; стимулирование её самостоятельного и тщательного выполнения; дача рекомендаций к выполнению; индивидуализация и дифференцирование заданий; включение творческих работ, вызывающих интерес к предмету. Все это осуществляется на уроке в процессе выдачи заданий для внеаудиторной самостоятельной деятельности. Педагогическая эффективность внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов определяется видами учебных заданий. Я рекомендую студентам разнообразные виды: рефераты; сочинения на математические темы; составление тестовых заданий, дидактических игр; создание различных сборников ;составление алгоритмов, справочников и др.Самыми интересными и актуальными на сегодняшний день являются задания на создание компьютерной презентации. Подведение итогов всей внеаудиторной деятельности студентов провожу в конце года. С этой целью организую проведение урока- фестиваля. Подготовку к этому уроку начинаю с момента организации выполнения внеаудиторных самостоятельных работ. Объясняю, что означает слово фестиваль, и как он будет проходить. Чтобы ребята не забыли об этом уроке , в кабинете вывешиваю плакат “Готовимся к уроку – фестивалю”. Такая форма проведения занятия, прежде всего, активизирует студентов к познавательной деятельности, развивает их самостоятельность, творческие способности, вызывает интерес к дисциплине, к изучаемым темам, расширяет круг знаний, способствует лучшему усвоению материала и накоплению наглядных пособий, в том числе – компьютерных презентаций.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что содержательное и организационно-педагогическое обеспечение профессионального образования, технологии образовательных программ в системе среднего профессионального образования, по-прежнему осуществляются на уроке – одной из основных форм учебного процесса.