Изучение основ алгоритмизации в 9-м классе на базе системы КуМир

Разделы: Информатика


Не секрет, что тема: “Программирование” одна из сложных тем школьного курса информатики. Детям эта тема неинтересна, и найдутся среди всех лишь единицы, которые заинтересуются программированием. Общаясь с учителями информатики, выяснила, что в основном в школе изучаются языки программирования (ЯП): QBasic, Pascal, Visual Basic, Delphi и некоторые другие. При изучении таких языков, учителя сталкиваются с проблемами:

  • все ЯП на английском языке (а в школах изучаются так же другие иностранные языки);
  • на изучение ЯП отводится мало времени по программе, и не хватает времени для практики;
  • у учащихся слабая подготовка по математике, и поэтому многие задачи вызывают трудности математического характера.

Много лет для обучения программированию на своих уроках я использовала QBasic, так как этот ЯП прост с точки зрения синтаксиса, прост в организации данных и управляющих структур, имеет большое число встроенных команд и функций. Но многие ВУЗы Оренбургской области требуют знание ЯП Pascal. И школьным учителям приходится согласовывать свою работу, ориентируясь на Вузы.

“Но школа готовит не программистов, и более того, с педагогической точки зрения изучение любого алгоритмического языка в процессе предпрофессиональной подготовки в школе можно и нужно рассматривать не как получение конкретных производственных навыков, а как пропедевтику изучения многих производственных языков программирования в последующей карьере”. [1]

“Главной целью изучения основ алгоритмизации в школе является развитие алгоритмического, конструктивного, логического мышления учеников, а также формирование операционного типа мышления, которое направлено на выбор оптимального решения определенной поставленной задачи с нескольких возможных. Развитие этих специфических видов мышления делает весомый вклад в развитие общего научного мировоззрения и умственных способностей личности. При изучении основ алгоритмизации в средней школе основное внимание в первую очередь должно уделяться:

  • выявлению общих закономерностей и принципов алгоритмизации;
  • основным этапам решения задач при помощи современных информационных технологий;
  • анализу поставленной задачи, методам формализации и моделирования реальных процессов и явлений;
  • выбору исполнителя поставленной задачи, исходя из тех рассуждений, что он является определенным объектом с присущими ему свойствами и набором действий, которые нуждаются в анализе для правильного и эффективного их использования;
  • методам и средствам формализованного описания действий исполнителя, современным средствам их конструирования и реализации при помощи компьютера”.[2]

Для изучения основ программирования я выбрала уникальное средство: школьный алгоритмический язык и среду программирования КуМир. Язык имеет ряд “плюсов”: самое главное – он на родном “русском” языке, он достаточно развит, позволяет описывать не только общеизвестные математические алгоритмы, но и использовать для формализации описаний естественных процессов, окружающих нас.

Алгоритми?ческий язык — формальный язык, используемый для записи, реализации и изучения алгоритмов. Всякий язык программирования является алгоритмическим языком, но не всякий алгоритмический язык пригоден для использования в качестве языка программирования. При изучении информатики в школах для изучения основ алгоритмизации применяется т. н. школьный алгоритмический язык (учебный алгоритмический язык), использующий понятные школьнику слова на русском языке. В отличие от большинства языков программирования, алгоритмический язык не привязан к архитектуре компьютера, не содержит деталей, связанных с устройством машины.

КуМир (Комплект Учебных МИРов) — система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. Основана на методике, разработанной во второй половине 1980-х годов под руководством академика А. П. Ершова. Эта методика широко использовалась в средних школах СССР и России. Создатель среды КуМир Кушниренко Анатолий Георгиевич. В системе КуМир используется придуманный А. П. Ершовым школьный алгоритмический язык — простой алголоподобный язык с русской лексикой и встроенными командами управления программными исполнителями (Робот, Чертёжник). Эти же исполнители изучаются по программе Босовой Л.Л. в 7 классе.

При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках.

При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования.

Кумир работает в операционных системах Windows или Linux.

Система Кумир разработана в НИИСИ РАН по заказу Академии Наук РАН и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0. Данная лицензия разрешает вам или вашей организации бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров в любых целях, без оформления каких либо дополнительных документов.

Скачать последнюю экспериментальную версию системы, посмотреть список известных ошибок или добавить свое сообщение об ошибке, а также ознакомиться с исходными текстами можно на странице разработки КуМира: http://www.niisi.ru/kumir/index.htm

Предлагаю вашему вниманию конспекты уроков по теме: “Программирование в системе КуМир”:

  1. Конспект урока “Линейные алгоритмы. Реализация в системе КуМир”
  2. Конспект урока “Алгоритмы с ветвлением” (Приложение1.doc)

Презентация к уроку “Алгоритмы с ветвлением” (Приложение2.ppt)

Ход урока