Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Презентация, выполненная средствами программы SMART Notebook (Приложение 1).
- Оценочные листы.
- Раздаточный материал.
Цели урока:
образовательная:
Повторение и обобщение теоретических знаний по теме “Информация и информационные процессы”, закрепление умений перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую, подготовка к контрольной работе.
развивающая:
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания.
воспитательная:
Развитие познавательного интереса. Воспитание информационной культуры, основ коммуникационного общения.
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Разминка. (20 мин.).
- Обобщение и систематизация правил перевода чисел из одной СС в другую. (15 мин).
- Самостоятельная работа. (10 мин.).
- Взаимопроверка (5 мин.)
- Анализ практических работ. (5 мин).
- Работа в группах. (15мин).
- Подведение итогов урока. (7 мин).
- Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.
ЗАДАЧА ЭТАПА: настроить студентов на работу.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: коллективная.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Приветствие, проверка отсутствующих. Сообщение темы и целей урока. Студентам раздаются оценочные листы, в которых они будут оценивать свою работу на каждом этапе урока
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: приветствуют преподавателя, получают оценочные листы, задают уточняющие вопросы.
II. Разминка
ЗАДАЧА ЭТАПА: актуализировать знания основных понятий темы.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: На экране демонстрируются слайды презентации с заданиями направленными на обобщение и повторение основных понятий и определений.
Студентам, имеющим хорошие оценки по данной теме, предлагается выполнить тест за компьютером (Приложение 2).
Слайд №3 – соединить определения понятия “информация” и области знаний для которой оно актуально.
Слайд №4 – вписать в таблицу свойства информации, а затем, передвигая объекты на интерактивной доске поставить в соответствие данным свойствам – их сущность.
Слайд №5 – сгруппировать виды информации по трем признакам и назвать эти признаки.
Слайд №6 – указать наименьшую единицу измерения информации, исправить равенства.
(Преподаватель просит студентов вспомнить другой подход к измерению информации).
Слайд №7 – даны утверждения, необходимо указать, какие из них верны, какие нет.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: выполняют задания у доски, оценивают свою работу в оценочных листах.
III. Обобщение и систематизация правил перевода чисел из одной СС в другую.
ЗАДАЧА ЭТАПА: подготовка к выполнению самостоятельной практической работы.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: работа в группах.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Разбивает студентов на четыре группы, каждой группе формулируется задание.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Студенты обсуждают в группах задание, решают, кто пойдет к доске. Затем по одному человеку от группы выходят к доске и объясняют алгоритм перевода чисел из одной СС в другую.
Задание для групп:
1) правило перевода чисел и любой СС в десятичную;
2) правило перевода чисел из десятичной СС в любую;
3) правило перевода двоичных чисел в СС с основанием 8,16;
4) правило перевода чисел из СС с основанием 8,16 в двоичный код.
IV. Самостоятельная работа
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: предлагает студентам решить задания, которые выведены на доске (2 варианта).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Выполняют задания в тетрадях. Студенты, которые справятся раньше, получают дополнительное задание (Приложение 3).
V. Взаимопроверка
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: работа в парах.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: выводит правильные ответы на доску (сказать об объективности проверки и выставления оценок друг другу).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Меняются тетрадями и оценочными листами. Проверяют и оценивают друг друга.
VI. Анализ практических работ
ЗАДАЧА ЭТАПА: проанализировать типичные ошибки практической работы по теме “Арифметические операции в позиционных системах счисления”.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: коллективная
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: выводит на экран таблицу, содержащую типичные ошибки в работе и их количество.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: комментируют ошибки, самостоятельно составляют таблицы для выполнения операций в СС с основанием 4.
VII. Работа в группах
ЗАДАЧА ЭТАПА: закрепить умения выполнять арифметические операции в позиционных системах
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: работа в группах.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: раздает задания группам (Приложение 4), подводит студентов к пониманию того, что нужно распределить роли в группах для быстрого выполнения задания (от работы каждого студента зависит результат всей группы).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Выполняют задание.
VIII. Подведение итогов урока
ЗАДАЧА ЭТАПА: подвести итог занятия, оценить работу каждой группы, составить кластер основных понятий темы.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: коллективная
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Задает студентам наводящие вопросы. Составляет на доске схему (Приложение 1, Слайд №15)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Отвечают на вопросы.
IX. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе.