Цели урока:
- Познакомить учащихся с приёмами деления числа на то же самое число и на 1.
- Закрепить знание табличных случаев умножения и деления, умение решать составные задачи.
- Развивать логическое мышление и воображение.
- Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Дети запиcывают в тетрадях число, классная работа.)
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особых случаев умножения и деления.
Кроме того мы будем закреплять знание табличных случаев умножения и деления и умение решать составные задачи.
III. Устный счёт.
(Фронтальная работа.)
Учитель:
Далеко-далеко, за пустыней живёт королева Математики. Она приглашает нас в своё королевство.
Мы пойдём через пустыню, которую пересекают реки: Умножение и Деление.
– Давайте все объединимся, ведь вместе легче преодолевать трудности, и начнём наше путешествие.
1. Пролетел пустынный ветер
И поднял песок.
– Какие числа засыпаны песком? Как их найти? (Ответы детей.)
На доске:
4 · _ = 28 | 18 : 2 = _ |
_ · 4 = 20 | 36 : 4 = _ |
7 · _ = 56 | 72 : 8 = _ |
9 · _ = 27 | 81 : 9 = _ |
- Сравните примеры второго столбика.
- Что вы заметили?
- Что общего в этих примерах? (Ответы детей.)
2. – Угадайте пример по ответу. (Показ карточек с закрытыми числами. Ответы детей.)
_ · _ = 48 | _ : _ = 9 |
8 · 6 = 48 | 63 : 7 = 9 |
- Проверим ваши предположения.
- Подведём небольшой итог.
- Знание каких примеров мы закрепили?
- Знание каких связей повторили?
(Мы повторили табличные случаи умножения и деления, как связаны между собой произведения и множители, деление и умножение.)
IV. Работа над пройденным материалом.
Учитель:
А теперь мы подходим к реке Умножение. Чтобы напиться, нам нужно вспомнить правила умножения на 0 и 1.
(На доску вывешивается опорная таблица.)
а · 1 = а |
а · 0 = 0 |
- Опираясь на эти записи, повторяем изученные правила.
- Приведите свои примеры. (Ответы детей.)
V. Работа над новым материалом.
Учитель:
Жарко. Снова хочется пить. Подходим к реке Деление.Она просит вас решить примеры.
(Работа у доски и в тетрадях.)
1. Запишите пример:
35 : 7 =
– Объясните, как найти частное чисел?
(Нужно вспомнить, на какое число надо умножить 7, чтобы получить 35. Это число 5. Значит, 35 : 7 = 5.)
2. Рассуждая так же, решите другие примеры.
На доске: 5 : 5 = 7 : 7 = 17 : 17 =
– Что вы заметили, решая примеры?
(В этих примерах частное равно 1.)
– А теперь посмотрите внимательно на эти примеры и подумайте, что в них общего?
(При делении числа на то же самое число получается 1.)
3. Решите примеры с устным объяснением.
На доске: 7 : 1 = 17 : 1 = 5 : 1 =
– Расскажите, как найти частное чисел?
(Чтобы найти частное, нужно: 1 · 7 = 7, 1 · 17 = 17, 1 · 5 = 5.)
– Что вы заметили в этих примерах?
(В этих примерах частное равно делимому.)
– Сделайте вывод.
(При делении числа на 1 получается число, которое делили.)
4. Работа по учебнику: с. 74, № 1 (устно).
– Прочитайте задание.
Задание. Закончи выводы и приведи свои примеры.
– Закончите первый вывод.
– Приведите свои примеры. (Ответы детей.)
– Закончите второй вывод.
– Приведите примеры. (Ответы детей.)
Учитель:
Обратите внимание на то, что, составляя и решая примеры, в которых делимое равно делителю, пример вида 0 : 0 включать нельзя.
– Кто знает, почему?
(Потому, что делить на нуль нельзя.)
– Запомните это!
– Повторим вывод правил по записям в общем виде.
На доске – опорная таблица:
а : а = 1 |
а : 1 = а |
а : 0 – нельзя |
– Ребята, эти правила необходимо хорошо выучить, чтобы в дальнейшем не ошибаться.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление нового материала.
– Решите примеры. (Запись примеров под диктовку.)
1. Работа у доски.
15 : 1 =
13 : 13 =
2. Самостоятельная работа.
18 : 1 =
27 : 27 =
Проверка примеров.
3. Работа у доски.
( 24 – 15 ) : 1 =
( 18 + 45 ) : 63 =
VIII. Работа над задачей: с. 74, № 2.
Учитель:
Ребята! Наконец-то мы прошли пустыню и добрались до королевства Математики. Но королева не примет нас, пока вы не решите задачу.
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что в задаче известно? (Известно, сколько продали детских велосипедов.)
- Что надо найти? (Во сколько раз меньше продали велосипедов для взрослых, чем детских?)
- Запишем краткую запись условия задачи.
- Как вы думаете, эта задача простая или составная?
- Составим план её решения.
- Что можно узнать сначала? (Сначала узнаем, сколько взрослых велосипедов продали.)
- Что сказано о их числе? (Взрослых велосипедов – на 27 меньше, чем детских.)
- Что это значит? (Это столько же, но без 27.)
- Какое действие будем использовать? (Вычитание.)
- Что будем узнавать потом? (Во сколько раз меньше продали взрослых велосипедов, чем детских?)
- Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
- Решите задачу по действиям.
(Ученик решает задачу у доски, устно поясняя каждое действие.)
1)36 – 27 = 9 (в.)
2)36 : 9 = 4 (раза)
– Как правильно записать ответ? (Ответ: в 4 раза меньше продали взрослых велосипедов, чем детских.)
IX. Итог урока.
– Ребята, вы решили задачу. Молодцы! Поэтому вас пропускают к королеве.
– Вот она – королева Математики! (Демонстрация плаката с изображением королевы Математики.)
– В конце урока вспомните, с какими новыми правилами вы сегодня познакомились? (Работа по опорной таблице.)
Домашнее задание:
Учебник, с.74 № 3, 5 (3, 4 столбики).
Оценки: