Урок-путешествие по математике в 3-м классе. Тема: "Деление вида а:а, а:1"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с приёмами деления числа на то же самое число и на 1.
  • Закрепить знание табличных случаев умножения и деления, умение решать составные задачи.
  • Развивать логическое мышление и воображение.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Дети запиcывают в тетрадях число, классная работа.)

II. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особых случаев умножения и деления.

Кроме того мы будем закреплять знание табличных случаев умножения и деления и умение решать составные задачи.

III. Устный счёт.

(Фронтальная работа.)

Учитель:

Далеко-далеко, за пустыней живёт королева Математики. Она приглашает нас в своё королевство.

Мы пойдём через пустыню, которую пересекают реки: Умножение и Деление.

– Давайте все объединимся, ведь вместе легче преодолевать трудности, и начнём наше путешествие.

1. Пролетел пустынный ветер

И поднял песок.

– Какие числа засыпаны песком? Как их найти? (Ответы детей.)

На доске:

4 · _ = 28 18 : 2 = _
_ · 4 = 20 36 : 4 = _
7 · _ = 56 72 : 8 = _
9 · _ = 27 81 : 9 = _
  • Сравните примеры второго столбика.
  • Что вы заметили?
  • Что общего в этих примерах? (Ответы детей.)

2. – Угадайте пример по ответу. (Показ карточек с закрытыми числами. Ответы детей.)

_ · _ = 48 _ : _ = 9
8 · 6 = 48 63 : 7 = 9
  • Проверим ваши предположения.
  • Подведём небольшой итог.
  • Знание каких примеров мы закрепили?
  • Знание каких связей повторили?

(Мы повторили табличные случаи умножения и деления, как связаны между собой произведения и множители, деление и умножение.)

IV. Работа над пройденным материалом.

Учитель:

А теперь мы подходим к реке Умножение. Чтобы напиться, нам нужно вспомнить правила умножения на 0 и 1.

(На доску вывешивается опорная таблица.)

а · 1 = а
а · 0 = 0
  • Опираясь на эти записи, повторяем изученные правила.
  • Приведите свои примеры. (Ответы детей.)

V. Работа над новым материалом.

Учитель:

Жарко. Снова хочется пить. Подходим к реке Деление.Она просит вас решить примеры.

(Работа у доски и в тетрадях.)

1. Запишите пример:

35 : 7 =

– Объясните, как найти частное чисел?

(Нужно вспомнить, на какое число надо умножить 7, чтобы получить 35. Это число 5. Значит, 35 : 7 = 5.)

2. Рассуждая так же, решите другие примеры.

На доске: 5 : 5 = 7 : 7 = 17 : 17 =

– Что вы заметили, решая примеры?

(В этих примерах частное равно 1.)

– А теперь посмотрите внимательно на эти примеры и подумайте, что в них общего?

(При делении числа на то же самое число получается 1.)

3. Решите примеры с устным объяснением.

На доске: 7 : 1 = 17 : 1 = 5 : 1 =

– Расскажите, как найти частное чисел?

(Чтобы найти частное, нужно: 1 · 7 = 7, 1 · 17 = 17, 1 · 5 = 5.)

– Что вы заметили в этих примерах?

(В этих примерах частное равно делимому.)

– Сделайте вывод.

(При делении числа на 1 получается число, которое делили.)

4. Работа по учебнику: с. 74, № 1 (устно).

– Прочитайте задание.

Задание. Закончи выводы и приведи свои примеры.

– Закончите первый вывод.

– Приведите свои примеры. (Ответы детей.)

– Закончите второй вывод.

– Приведите примеры. (Ответы детей.)

Учитель:

Обратите внимание на то, что, составляя и решая примеры, в которых делимое равно делителю, пример вида 0 : 0 включать нельзя.

– Кто знает, почему?

(Потому, что делить на нуль нельзя.)

– Запомните это!

– Повторим вывод правил по записям в общем виде.

На доске – опорная таблица:

а : а = 1
а : 1 = а
а : 0 – нельзя

– Ребята, эти правила необходимо хорошо выучить, чтобы в дальнейшем не ошибаться.

VI. Физкультминутка.

VII. Закрепление нового материала.

– Решите примеры. (Запись примеров под диктовку.)

1. Работа у доски.

15 : 1 =
13 : 13 =

2. Самостоятельная работа.

18 : 1 =
27 : 27 =

Проверка примеров.

3. Работа у доски.

( 24 – 15 ) : 1 =
( 18 + 45 ) : 63 =

VIII. Работа над задачей: с. 74, № 2.

Учитель:

Ребята! Наконец-то мы прошли пустыню и добрались до королевства Математики. Но королева не примет нас, пока вы не решите задачу.

  • Прочитайте задачу.
  • О чём говорится в задаче?
  • Что в задаче известно? (Известно, сколько продали детских велосипедов.)
  • Что надо найти? (Во сколько раз меньше продали велосипедов для взрослых, чем детских?)
  • Запишем краткую запись условия задачи.

  • Как вы думаете, эта задача простая или составная?
  • Составим план её решения.
  • Что можно узнать сначала? (Сначала узнаем, сколько взрослых велосипедов продали.)
  • Что сказано о их числе? (Взрослых велосипедов – на 27 меньше, чем детских.)
  • Что это значит? (Это столько же, но без 27.)
  • Какое действие будем использовать? (Вычитание.)
  • Что будем узнавать потом? (Во сколько раз меньше продали взрослых велосипедов, чем детских?)
  • Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
  • Решите задачу по действиям.

(Ученик решает задачу у доски, устно поясняя каждое действие.)

1)36 – 27 = 9 (в.)
2)36 : 9 = 4 (раза)

– Как правильно записать ответ? (Ответ: в 4 раза меньше продали взрослых велосипедов, чем детских.)

IX. Итог урока.

– Ребята, вы решили задачу. Молодцы! Поэтому вас пропускают к королеве.

– Вот она – королева Математики! (Демонстрация плаката с изображением королевы Математики.)

– В конце урока вспомните, с какими новыми правилами вы сегодня познакомились? (Работа по опорной таблице.)

Домашнее задание:

Учебник, с.74 № 3, 5 (3, 4 столбики).

Оценки: