В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, полноценными участниками учебно-воспитательного процесса. Возросший уровень педагогической компетентности у части родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Некоторые зарубежные исследователи напрямую связывают заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой с их реальным участием в обучении и воспитании своих детей.
Но в то же время есть родители, которые не владеют педагогическими знаниями, испытывают трудности в решении проблем психического и личностного развития детей. Поэтому возникла необходимость разработки специальной программы, направленной на проблемы и специфику просвещения, обучения, консультирования родителей.
Работа с родителями представляет собой очень важный, сложный, необходимый участок для деятельности нашей школы, поскольку статистический анализ социума показывает, что растет число неполных и социально-неблагополучных семей, а также остается достаточно большое число малообеспеченных семей. Кроме того, существует ряд факторов, которые накладывают свой отпечаток на особенности учебно-воспитательного процесса нашей школы, а именно: территориальная замкнутость, низкий социально-культурный уровень населения и сложная криминальная обстановка.
Результаты проведенных исследований убеждают в том, что знание особенностей семей обучающихся, их социального положения может снять целый ряд негативных моментов в сотрудничестве с родителями, более полно учитывать образовательно-воспитательный потенциал семей, найти разнообразные формы взаимодействия со школой, не зависящие от их статуса и материального положения.
Особенностью программы работы с родителями является углубление и расширение аспектов, связанных со спецификой работы с родителями. Основными этапами работы школы с родителями являются:
- работа с родителями учащихся начальной школы;
- работа с родителями учащихся 5-х классов (адаптация перехода в основную школу);
- работа с родителями учащихся основной школы (6-8-е классы);
- работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.
Сотрудничество школы и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Поэтому на наш взгляд организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
- изучение семьи с целью выявления ее возможностей воспитания своих детей и детей класса;
- дифференциацию семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказать воспитательное воздействие на своего ребенка, детей класса;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности семьи и школы.
Основными задачами взаимодействия школы и родителей можно назвать следующее:
- формирование активной педагогической позиции родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;
- вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей, а так же участие родителей в управлении школой.
Основные мероприятия по реализации программы проходят по таким направлениям как:
- Изучение семьи (диагностика, формирование базы данных о семьях учащихся ).
- Информирование родителей (ознакомление с историей, традициями, уставом школы; ознакомление с положением об итоговой аттестацией; ознакомление с учебным планом и учебно-методическим обеспечением учебного процесса; анализ посещаемости; выполнение санитарно-гигиенических норм и правил содержания детей в школе и т. д.)
- Просвещение родителей (семинары, деловые игры, родительские вечера, родительские собрания, тренинги, лектории ).
- Консультирование родителей ( консультации для родителей, работа консультативной службы для классных руководителей по вопросам семейной педагогики ).
- Совместная деятельность учителей и родителей. ( ежегодный праздник “День открытых дверей”, участие родителей в общественных акциях “Подари школе книгу”, “Наш школьный двор”, “Сделаем наш двор чище”, “Класс года” ).
Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Именно поэтому, подбирая разнообразные формы и методы работы с родителями, мы хотели уйти от формализма и постараться затронуть как можно больше таких тем и видов работы, которые позволили бы родителям быть полновластными участниками воспитательного процесса. Разрабатывая тематику родительского всеобуча, мы стремились охватить весь спектр возрастных, психологических , учебных и воспитательных проблем, которые возникают на момент обучения ребенка в школе.
Так в качестве оригинальной педагогической находки можно назвать такую форму работы как родительские вечера. На таких вечерах помимо родителей присутствуют и дети. Действие превращается в мини утренник. Выступления детей, их рисунки и высказывания позволяют разрядить обстановку и направить беседу в доброжелательное и конструктивное русло даже по таким серьезным вопросам как: “Наказание и поощрение в семье”, “Можно и нельзя в нашей семье” или “Родители глазами детей” и т.д.
Отлично зарекомендовала себя такая форма работы с родителями младших классов, как деловая игра. Не будет ново, если сказать, что родители первоклассников проявляют особую активность в участии школьной жизни своего ребенка. Время надежд и веры, что школа станет вторым домом для малыша и принесет ему только хорошее должно быть использовано педагогами, как можно продуктивнее. В игре родители отвечают на шуточные вопросы, делятся на команды и проходят испытания. Вовлечение родителей в игры по вопросам готовности обучения в школе, трудностях адаптации в первом классе и предупреждения школьных неудач помогает учителю получить обратную связь с родителями “своего” класса и увидеть какие методы используются дома в решении определенных проблем.
Мы ставим перед собой задачу, с одной стороны привлечь родителей к обсуждению и решению проблем развития ребенка в школе, а с другой стороны, выстроить эти отношения так, чтобы родители признали право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив, но в то же время сохранить за каждой семьей право воспитывать свое дитя так, как она считает нужным, занять в отношении “своих” родителей партнерскую, сотрудничающую и в то же самое время педагогическую позицию – т. е. сохранить за собой право если не учить, то советовать.
На наш взгляд, в работе с родителями мы можем говорить об определенных достигнутых успехах. Ежегодный анализ воспитательной работы показывает, что вырос процент посещаемости родителями внеклассных мероприятий и родительских собраний. Так в сравнении с 2007-2008 учебным годом в 2008-2009 учебном году в 1-4-х классах этот процент составил 15,4%; в 5-8-х классах 11% , а в 9-10-х классах посещаемость выросла на 4,3%.
Ежегодный праздник “День открытых дверей” уже традиционно становится культурным событием нашего микрорайона. Анкетирование по изучению мнения родителей о празднике показывает, что высоко оценивается оформление школы, организация торжественной части и качество проведенных мероприятий. В этот день в школе, как правило, бывает до 87% всех родителей обучающихся 1-11-х классов.
Мы твердо убеждены, что только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира и самое главное - умел любить и быть любимым.