Урок математики в 4-м классе "Составление и решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепление вычислительных навыков, развитие логического мышления, навыка решения составных задач, повторение табличных знаний, порядка действий в выражениях, взаимосвязь компонентов математических действий, развитие познавательной деятельности, внесение элементов интеграции, элементов КСО в составлении комплексных задач, применение технологии УДЕ, использование уровневой дифференциации, развитие художественного вкуса, использование межпредметных связей.

Оборудование: наглядные пособия, дифференцированные карточки, аудиокассета с музыкой Милоша Калоша из мультфильма “Каникулы Бонифация”, фигурки Бонифация, его бабушки, детей, поезд с пронумерованными вагончиками, корзины с конфетами, бабочки, макет парохода.

Ход урока

  1. Физкультминутка.
  2. Организация рабочего места, запись в тетрадь даты.
  3. Элементы чистописания: записать любое 4-х значное число (1 строчка).
  4. Объявление темы урока и его цели.
  5. Вводное слово учителя.

Чтобы урок у нас прошел интересно, мы пригласили одного литературного сказочного героя – Бонифация, которому станем помогать. Придумал этого героя венгерский писатель Милош Мацаурек, написавший для детей книгу “Каникулы льва Бонифация”. О приключениях льва Бонифация мы с вами знаем по мультфильму. Бонифаций работал в цирке и очень хотел поехать на каникулы к своей бабушке в Африку. Но для этого ему надо проехать большое расстояние сначала на поезде, затем на пароходе. Если мы ему поможем выполнить встречающиеся на его пути задания, то мечта Бонифация сбудется быстрее. Ну, как? Поможем Бонифацию?

Поезд, на котором едет герой необычный. На каждой остановке надо выполнить определенные задания. Эти задания записаны внутри вагончиков. (Дети по очереди подходят к доске и берут вагончики и читают очередное задание).

Первая остановка. Устный счет (математический диктант).

а) сумма чисел 120 и 80;
б) уменьшаемое 69, вычитаемое 12. Найти разность;
в) произведение 81, множитель 9. Найти второй множитель;
г) первое слагаемое 65, второе слагаемое 15. Найти сумму;
д) делимое 56, делитель 8. Найти частное;
е) вычитаемое 17, разность 13. Найти уменьшаемое;
ж) найти произведение чисел 24 и 2;
з) делитель 18, частное 2. Найти делимое;
и) сколько дм в 5 м;
к) сколько см в 12 дм;
л) найти Р квадрата, если а= 6 см.;
м) найти сторону квадрата, если Ѕ= 25 см;
н) найти Ѕ прямоугольника, если а= 10 см, в= 6 см;
о) сколько центнеров в 7 т.

Ответы: 200, 57, 9, 80, 7, 30, 48, 36, 50, 120, 24, 36, 5, 60, 70.

Вторая остановка. Вставить числа и знаки.

Чтобы верно решить это задание, надо вспомнить математические действия:

  • сколько действий мы знаем?
  • повторить компоненты действий и их взаимосвязь.

Задание.

При подстановке чисел учащиеся объясняют свои действия.

Третья остановка. Вычислить.

Найти результат выражения

12060-81400:200+ 946 = 12599

  • определить порядок действий;
  • вычислить по действиям

Бонифаций приближается к заветной цели. В подарок своей бабушке он везет зонтик и конфеты. Бабушка Бонифация была учительницей математики в местной школе, поэтому внуку очень хочется поразить её своими математическими познаниями. Он пытается составить для неё задачи. Давайте поможем ему в этом.

На доске:

Дети по данной наглядности составляют условие.

Условие составленной задачи: было 3 корзинки с карамелью по 12 кг в каждой и 2 корзины шоколадных конфет по 14 кг в каждой. На сколько кг карамелей больше, чем шоколадных конфет?

Анализ решения.

1. Что известно из условия задачи? Карамелей 3 корзины по 12 кг, шоколадных конфет 2 корзины по 14 кг.

2. Что надо найти?

На сколько больше карамелей, чем шоколадных конфет?

Запись условия задачи.

Решение.

  1. 3·12= 36(кг) – было карамелей.
  2. 14·2 = 28 (кг) – было шоколадных конфет.
  3. 36-28=8 (кг) – на столько больше карамелей.

Составление выражения.

12·3 – 14·2 =8

Составление уравнения.

Пусть на Х кг карамелей больше, чем шоколадных конфет, тогда

Х + 14·2 = 12·3 При решении уравнения, вначале выделяем компоненты и затем устанавливаем их взаимосвязь.
Х + 28 = 36
Х = 36-28
Х = 8 (кг)

Ответ: на 8 кг карамелей больше, чем шоколадных.

А теперь попробуйте составить новую задачу, используя новые данные.

На доске.

В каждой корзине конфет поровну.

Условие составленной задачи.

В I магазине было 3 корзины конфет “Кис-кис”, а во II магазине было 2 корзины конфет “Белочка”. Всего конфет было 245 кг. Сколько кг конфет было в I магазине и во II магазине, если в каждой корзине конфет было поровну.

Анализ задачи.

– Что известно из условия задачи?

В I маг.– 3 корзины, во II маг. – 2 корзины. Всего было 245 кг, в каждой корзине поровну.

– Что надо найти?

Сколько кг конфет было в каждом магазине.

– Что найдем сначала?

Сколько было корзин в 2-х магазинах?

– Что найдем дальше?

Сколько кг конфет в одной корзине?

А потом найдем сколько кг конфет было в каждом магазине.

Решение.

  1. 3+ 2=5 (к)– всего
  2. 245: 5 = 49 – в 1 корзине.
  3. 49·3 = 147 кг – в I магазин е
  4. 49·2 = 98 кг– во II магазине

Ответ: 147 кг конфет в I магазине, 98 кг конфет во II магазине.

Молодцы ребята! Справились и с этой задачей.

Мы немного устали, самое время взбодриться и провести физкультзарядку.(Ее провожу под сопровождение музыки М.Каллоша в виде игрового танца).

Бонифаций сошел с поезда и поплыл в Африку на пароходе. А пока он плывет нам надо сделать самостоятельную работу./по учебнику стр.27 № 147/

Раздача дифференцированных карточек (самым слабым ученикам).

Сверка результатов вычислений.

Подводим итоги работы на уроке (дети дают обобщение темы).

Наконец-то Бонифаций очутился в родном доме у бабушки в Африке. Он подружился с её учениками, показывал им свои фокусы и, конечно, мечтал поймать много бабочек. Однажды он увидел на одной ветке 3 бабочки, а на другой – 15.

Ребята! Составьте задачи по этим данным.

Придуманные задачи решаются устно с объяснением и анализом.

Условия задач.

Ребята, сегодня вы молодцы! Очень много успели, урок прошел плодотворно. За урок получили оценки (выставление оценок ученикам).

Звучит музыка из мультфильма. А закончить наш урок я хочу словами из книги Милоша Мацаурека:

“Так прошел еще один день, за ним другой. С рассвета до вечера Бонифаций давал представления, – он уже забыл про бананы, купание в озере, про рыбку. А дети хлопали в ладоши и кричали: “Еще, еще !!!”

– И вдруг каникулы закончились!? Бонифаций поспешил на корабль. Корабль уплывал все дальше и дальше. Бабушка становилась всё меньше и меньше. А Бонифаций думал: “Какая все-таки замечательная вещь – каникулы!”

Бонифаций не забыл и нас, поэтому он привез нам из Африки “райское наслаждение” (Всем ребятам раздаются шоколадки “Баунти”)