Проект "Мир русского дома"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Древняя Русь…Традиции, обряды, праздники… Как мало мы знаем обо всем. Казалось бы, смотрим фильмы, ездим на экскурсии в древнерусские города, делаем сообщения, доклады. А все это не входит в нашу культуру. Принимая, мы все же не воспринимаем ее как часть собственной культуры.

Как заинтересовать, как преподнести материал так, чтобы он был интересен и понятен? Для этого нужно окунуться в этот чудесный мир, почувствовать его, соприкасаться с ним постоянно. В этом главная задача, актуальная для нашего времени. Нужно разработать такой проект, создать такой музей, который вызовет интерес к духовной жизни своего народа, сформирует представление о быте и культуре русского народа, поможет в работе ученикам и учителям. Именно таким проектом стал для нас проект “Мир русского дома”.

Идея его создания возникла на уроках русского языка и литературы, во время работы над темой “Времена года” - поэтическим циклом, объединенным общей темой. Далее мы решили продолжить в том же ключе изучение русской обрядовой поэзии. Мы хотели как можно больше узнать о быте и культуре русского народа: мы живем в России и обидно мало знаем о культуре и традициях своей страны. Создав классный музей, мы смогли бы размещать собранный материал, сувениры, привезенные из древних русских городов, а также проводить в музее фольклорные праздники, посиделки, уроки литературы и истории.

Итак, практической целью нашей работы стало создание экспозиции музея “Мир русского дома”. Для решения практической цели мы определили следующие задачи:

  • расширить и углубить знания о русской мифологии;
  • изучить русские народные промыслы;
  • изучить русский народный календарь;
  • разработать концепцию музея, т.е. продумать содержание;
  • собрать и отобрать экспонаты;
  • создать экскурсионное сопровождение.

Педагогической же целью стало обучение навыкам проектной деятельности, для решения которой мы определили следующие задачи:

Во-первых, сформировать рефлексивные умения - умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.

Во-вторых, сформировать поисковые умения - умения самостоятельно генерировать идеи, находить недостающую информацию, запрашивать ее у эксперта, находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.

В-третьих, сформировать умения и навыки работы в сотрудничестве – это умения коллективно планировать, взаимодействовать с любым партнером, помогать товарищам при решении общих задач, развивать навыки делового общения, развивать умения находить и исправлять ошибки в работе других участников.

В-четвертых, сформировать презентационные умения и навыки - навыки монологической речи, умения уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, умения использовать различные средства наглядности при выступлении.

В-пятых, сформировать менеджерские навыки - навыки проектирования и планирования своей деятельности, времени, ресурсов, умения принимать решения и прогнозировать их последствия, навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

В-шестых, сформировать коммуникативные навыки - навыки ведения дискуссии, умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы, умения отстаивать свою точку зрения, развивать навыки интервьюирования, опроса.

Предполагаемый продукт проекта “Мир русского дома” - создание экспозиции музея и его экскурсионного сопровождения с элементами театрализации; создание буклета, посвященного экспозиции музея; издание сборника творческих работ; написание сценариев литературных посиделок; создание костюмов, серии календарей “Мир русского дома”, компьютерной презентации проекта.

Для реализации проекта созданы рабочие группы сказителей, месяцесловов, умельцев, затейников, травников.

Работа над нашим проектом была рассчитана на два года, реализация проекта проходила в несколько этапов.

Направления работы первого этапа
(2006–2007 учебный год) реализации проекта

Приложение 1

На первом водном этапе (октябрь) - проходили установочные встречи по определению темы, целей, задач, основных замыслов проекта, формировались проектные группы, распределялись задачи и обязанности между членами групп, составлялся план работы.

На втором поисково-исполнительском этапе (октябрь–январь) – ребята собирали и систематизировали материал, отчитывались о ходе выполнения заданий, обсуждали варианты, возникшие в ходе выполнения заданий. Наставники проводили индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проекта.

На третьем обобщающем этапе (февраль–март) – ученики оформляли результаты проектной деятельности, участвовали в предзащите проекта, готовились к публичной защите, формировали группы рецензентов, оппонентов.

На последнем заключительном этапе (апрель) – проводился “школьный марафон знаний”, на котором проходила публичная защита проекта, презентация музея, был подведен итог и сделан анализ выполненной работы.

Ученики 6–7-х классов принимали участие в работе кружка “Русская культура”. Познакомившись с темой проекта, ребята разделились на команды по интересам. Задания для групп ребята продумывали коллективно, работали в библиотеке, с интернетресурсами. Когда был собран первичный материал, его обсудили в группах, подготовили выступления в классах.

Ребята могли переходить из группы в группу, помогать своим товарищам. У каждой группы была своя цель. Так “Сказители” должны были познакомиться со славянскими мифами, мифами Древней Руси. Ребята придумали древо древнерусских богов, нарисовали его и с большим интересом рассказывали как старшим, так и младшим школьникам.

Вторая группа “Месяцесловов” изучала русский народный календарь, находила пословицы и поговорки, проводила конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок, составляла вместе с руководителями программу “Осенние посиделки”. Перед составлением программы ребята знакомились с традициями и обычаями проведения русских народных праздников. А также эта группа изготовила календари для недели науки.

Группа “Умельцев” собирала материал по народным промыслам. В классе и на экскурсиях прошли мастер-классы: лепка игрушек из соленого теста, лепка игрушек из глины в Гжели, пошив русских сарафанов для выступлений, изготовление лоскутных кукол.

“Травники” собирали сведения о лекарственных травах Древней Руси. Составляли сборники лекарственных трав.

“Затейники” составляли сценарии, распределяли роли. На Крещенье была подготовлена программа “Крещенские гадания”, а ко дню науки - фольклорная программа “Мир русского дома”, насыщенная народными обрядами, играми. А также “Затейники” сочинили в форме былины представление проекта на неделе науки.

Нельзя было не включить в проектную деятельность путешествия и экскурсии по Древнерусским городам. Спланировали мы их так, чтобы темы экскурсий совпадали с темой проекта. Перед экскурсиями на занятиях кружка ребята готовили сообщения, например: “Русская изба”, “Обрядовая поэзия” и т.д., а после экскурсий писали отзывы.

Наши экскурсии:

  • г. Новый Иерусалим. Музей деревянного зодчества под открытым небом;
  • г. Сергиев Посад, Музей игрушки, фабрика “Богородская игрушка”;
  • г. Великий Новгород – Валдай, Витославицы – музей деревянного зодчества. Мастер-класс “Лепка игрушек из глины”;
  • Коломенское (Рождественская и Крещенская программы);
  • г. Клин, Фабрика елочной игрушки;
  • Озеро Селигер. Истоки Волги. Тверь. Торжок;
  • г. Дмитров (фольклорная программа “Прощание с Масленицей”).

Проект “Мир русского дома” был представлен на окружной конференции “Отечество” в секции “Культурное наследие”, где получил специальный приз. Неделе знаний, проходившей в школе в апреле 2007 года, проект вызвал огромный интерес и был отмечен грамотой “За оригинальность идеи”, получил “Приз зрительских симпатий”.

Направления работы второго этапа
(2007– 2008 учебный год) реализации проекта

Приложение 2

  1. Завершение создание экспозиции музея, подготовка экскурсионного сопровождения.
  2. Размещение информации о музее на сайте Letopisi.ru (Это первая страница общенационального образовательного проекта с международным участием - Летописи.ру. На страницах летописи представлены школы, люди, события, здания, животные и растения российских и зарубежных деревень, посёлков, железнодорожных станций, малых и больших городов. К участию в проекте приглашаются, прежде всего, школьники, студенты, учителя. Сайт построен на социальном сервисе Веб 2.0)
  3. Ввести элективный курс “История русского языка” для учащихся 8-го класса.
  4. Начать освоение навыков учебно-исследовательской деятельности в рамках элективного курса “История русского языка” (планируемые темы работ: “Илья Муромец как былинный герой”, “Значение эпитетов “красный” и “белый” в древнерусской литературе”, “Куликовская битва в древнерусской литературе и в цикле А. Блока “На поле Куликовом…” и др.)
  5. Подготовить и провести цикл просветительских лекций по русской мифологии для учащихся 5–6-х классов (“Боги в мифах Древней Руси”, “Мифологические персонажи Древней Руси”, “Месяцеслов”, “Обряды”).

Описание результатов:

В рамках проекта работал кружок “Русская культура”, программа которого была направлена на реализацию конкретных задач по созданию экспозиции музея.

Работа в творческих группах:

“Сказители” подготовили цикл просветительских рассказов для учащихся 5–7-х классов, совместно с “Затейниками” подготовили и провели акцию “Помоги Русскому дому”.

“Месяцесловы” продолжали изучать русский народный календарь, находили пословицы и поговорки, составляли вместе с руководителями программу “Народные игры и забавы”.

Группа “Умельцев” собирала материал по народным промыслам. В классе и на экскурсиях прошли мастер-классы: лепка игрушек из глины в Великом Новгороде, изготовление каргопольской игрушки, изготовление лоскутных кукол, плетение из ниток, пошив русского сарафана для музея “Мир русского дома”.

“Травники” изучали особенности в русской кулинарии.

“Затейники” готовили сценарии фольклорных праздников. Так, ко Дню науки была подготовлена фольклорная программа “Мир русского дома”, составлен сценарий для открытия музея “Мир русского дома”.

Следует отметить такую особенность работы в творческих группах, как переход из одной группы в другую, что давало возможность попробовать себя в разных направлениях деятельности. Все группы участвовали в субботнике и собирали экспонаты для музея.

Экскурсии за 2007–2008 год:

  • Кенозерский национальный парк (Архангельская область, выездной экологический лагерь);
  • Троице-Сергиева лавра;
  • Александровская слобода;
  • Нижний Новгород, Семенов (“Золотая хохлома”);
  • Гжель – производство;
  • Углич-Мышкин.

Проект “Мир русского дома” был представлен на VII смотре-конкурсе образовательных учреждений участников движения “Москва на пути к культуре мира”, где был награжден дипломом II степени.

Из каждой поездки мы привозили экспонаты для музея. Ценность этих поездок в том, что мы имеем возможность прикоснуться к миру народных промыслов, увидеть процесс изготовления и росписи декоративных поделок, самим поучаствовать в изготовлении игрушек, познакомиться и пообщаться с мастерами, художниками.

Теперь мы с уверенностью можем сказать, что древнерусские обычаи, искусство, мастерство навсегда, потому что после каждого посещения музеев или производства у нас в душе остается частичка этого чудесного мира, и мы видим, с какой любовью берегут люди секреты производства, фольклорные традиции, обычаи.

Мы хотим сохранить удивительный мир русской избы. Нам бы очень хотелось, чтобы созданный нами музей русской избы стал своеобразным исследовательским центром для наших ребят, где проводились бы интересные встречи, праздники, уроки и наш дом был полон гостей.

С ребятами работает слаженный коллектив учителей. Хотелось бы сказать слова благодарности учителям, оказывающим помощь в реализации проекта: Лебедевой. Ф.А., Бирюк Н.Л., Котелкиной Н.С., Федяевой Т.Б., Барс Е.Е., Павловой И.А., а также директору школы Орловой Елене Владиславовне.

Использованная литература

  1. М.В.Короткова.
  2. Быт и культура русского города. М.: Дрофа, 2006.
  3. Пословицы и поговорки русского народа.
  4. Н.И. Шейко. М.: Вече, 2006.
  5. Мифология древней Руси. М.: ЭКСМО, 2006.
  6. Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. М. – М.: Белый город, 2006.
  7. Русская мифология. Энциклопедия. – М.: ЭКСМО, СПб.: Мидград, 2006.
  8. Иллюстрированная энциклопедия. Русская изба. Искусство, СПб, 2004.
  9. Русская народная словесность. М. Просвещение, 1994.
  10. Русский народный календарь. Олма-пресс, 2005.
  11. Славянские мифы. Ю.И. Смирнов СПб, Паритет, 2005.
  12. Фольклор народов России. В 2 т: – М,: Дрофа, 2003.
  13. Грушко Е.А., Медведев. Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М.: Китеж, 1993.