Цели урока:
- знать условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни- .
- уметь использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие не- и ни- и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы
- развивать речь при составлении связного рассказа на лингвистическую тему.
- повторить правописание отрицательных местоимений, знаки препинания при деепричастном обороте,
- создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени.
Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор с презентацией учебного материала), таблица “Не и ни в наречиях”, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Постановка целей. Тема нашего урока “Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий”. Сегодня на уроке мы будем работать над формированием навыка написания букв е и и в приставках не и ни в отрицательных наречиях. <Приложение 3>
Слайд № 2
2. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Проверка домашней работы.
Уплотнённый опрос.
1. Один ученик выполняет задание на доске.
2. Рассказ ученика на лингвистическую тему “Слитное и раздельное написание не в наречиях”.
3. На компьютере ученик выполняет задание по теме “Слитное и раздельное написание не в наречиях”. <Приложение 1>
Слайд № 3
Дополнительные вопросы отвечающему:
- Что называется наречием?
- Назовите смысловые группы наречий?
- Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
3. Синтаксический разбор предложения.
Я неторопливо брожу по берегу небольшой степной речки, оставляя за собой след на мокрой траве.
Частичный фонетический разбор: назвать последнюю букву и последний звук деепричастия оставляя.
Наречие неторопливо разобрать по составу.
Вопросы ученице: к какой смысловой группе относится наречие?
Назови текстообразующую роль наречий. (Наречие как одно из средств связи предложения)
4. Редактирование текста.
Слайд № 4
Учитель: Замените в тексте повторы наречиями, местоимениями и синонимами, определив, что они соединяют.
Маресьев очутился на вырубке. На вырубке на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула ветка. Из кустов донесся какой-то шорох, Маресьеву почудилось, что в кустах люди.
Заменяющие слова: здесь, он, оттуда, летчик, там. Учитель: Вспомните условия слитного и раздельного написания не с наречием на -о и -е.
Один ученик отвечает правило.
Слайд № 5
5. Образование наречий с приставкой не-.
Учитель: От данных слов образуйте наречия с не.
Учитель называет слово, записывать нужно только полученное наречие, объясняя написание.
Решительно, совсем хорошо, обдуманно, уверенно, глубоко – мелко.
(Пишу нерешительно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением без уверенности. Пишу не хорошо раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение)
Учитель: Чем может быть не в наречии? (Частицей, частью корня, приставкой)
- Приведите примеры наречий, в которых не является частью корня. (Небрежно, нелепо)
6. Объяснение новой темы.
1. Актуализация знаний: правописание отрицательных местоимений и наречий.
Слайд № 6
Беседа об образовании отрицательных местоимений.
Физкультминутка для глаз.
2. Анализ языковых явлений [От вопросительных наречий (где, куда, откуда и др.) с помощью приставок не- и ни- образуются отрицательные наречия, например: где - нЕгде и нигдЕ. В этих наречиях приставка не - ударная (нЕоткуда), а ни безударная (нИоткуда)
Слайд № 7
7. Тренировочные задания.
1. Выборочная работа.
Слайд № 7
Выписать в составе словосочетаний сначала местоимения, затем наречия.
1. Нигде не видно жилья. 2. Ничем не измерить простора полей. 3. Никогда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь. 4. Никак не удавалось преодолеть эту вершину
Проверка работы.
Вывод. Что общего в написании ни и не в отрицательных местоимениях и наречиях?
8. Проверочная работа.
9. Работа по группам:
Группа 1. Тест “Наречие”.
Слайды № 9–12
Группа 2. Индивидуальные карточки <Приложение 2>
Подведение итогов о написании букв е и и в отрицательных наречиях.
10. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
11. Выставление и комментирование оценок.
12. Объяснение домашнего задания.
1 группа – упражнение 229, §37.
2 группа – упражнение 231.