Цель: Формирование представления о конструктивно-эстетических приемах строительства русского деревянного дома, ландшафтов деревни.
Задачи:
- способствовать формированию представлений о русской деревне, деревянном доме, показать самобытность и неповторимое своеобразие русской национальной культуры;
- воспитывать чувство красоты и добра, заключенных в образах традиционного русского дома, семьи;
- развивать творческое воображение, абстрактное мышление, коммуникативные навыки.
Оборудование: Загадки, небылицы, музыка “Деревенька моя”, презентация, деревянная посуда, реквизит к небылицам.
Материалы: листы ватмана, готовые домики из “бревен”, детали к аппликации, цветная бумага, краски.
Инструменты: ножницы, клей, кисти.
1. Вступление учителя. (Cлайд 1. Презентация)
Мир и дом. (Cлайд 2)
Спокойно и сильно звучат слова МИР и ДОМ. Они коротки, но в них вмещаются земля и небо, птицы и звери, рыбы и насекомые, цветы и деревья, и мы, люди, со всеми делами наших рук.
“Дом” - древнее слово. Появилось оно очень давно, когда славяне и греки понимали друг друга без переводчика. У греков есть слово “демо” - строю, возможно и у славян было похожее слово. Шло время, менялся язык, слово “демо” из русского языка исчезло, а постройку, здание до сих пор называют домом.
2. Русский деревянный дом.
Отгадайте загадку. (Cлайд 3)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает,
Круглый год кров дает. (Лес, дерево)
Почему вспомнили о дереве? (На прошлом уроке говорили и изготавливали деревянный русский дом)
Дерево любо человеку с давних пор и до наших дней. В старину из него делали все: посуду, дома, крепости и даже улицы мостили. В деревянных домах сухо, тепло и дышится легко. Жить в нем полезно для здоровья. У каждой породы свои ценные свойства, поэтому каждой породе свое место при постройке дома. (Cлайд 4)
Расскажите о плотницких секретах!
Говорили не строить дом, а рубить. Почему?
- Пилы в дело не брали, так как зубья пилы рвут дерево, и бревно быстро загнивает.
- Лес для бревен рубили только в январе – феврале в морозы, так как зимой “соки в деревьях спят”, значит, бревно будет сухим и стойким.
- Прежде чем рубить, дерево простукивали. Если ствол гудит в ответ сухо чисто – годится.
- Брали только хвойные деревья, так как они смолисты и не гниют. Сосна и лиственница шли ниже к земле, а ели – повыше.
- Клеть – основа у деревянного дома или сруб из 4-х стен. Состоит основа из уложенных друг на друга венцов из бревен. В старину было до 50 способов соединения бревен в венце без гвоздей. (Cлайд 5)
- Самый нижний важный венец в срубе называется окладной. Его клали на 4 камня, вкопанных по углам в землю. Чтобы клеть была ровной и прочной, с помощью веревки проверяли расстояние между углами.
- И целая наука в строительстве крыши. На верхние венцы сруба вбивали поперек толстое бревно (матица). Она скрепляет отдельные потолочины в дружную семью. Крышу покрывали осиновыми дощечками (лемехом), так она не боится воды. (Cлайд 6)
Вот такие ваши дома!
3. Деревня.
- Как называется место, где мы живем? (Cлайд 7)
- Как оно называлось в прошлом? (Село, деревня, слобода, посад.)
Деревня – небольшое поселение с землей, которую обрабатывали его жители. Слово родственно словам “драть”, “выдирать”, “очищать” от леса новые участки для пашни.
В старину, даже преображая природу своим трудом, люди ее берегли. Дома, бани, мельницы и другие постройки ставили, учитывая изгиб реки, повороты дороги. Окна каждого дома смотрели на солнышко. Из каждого дома была видна церковь.
Работали сообща, всем миром. Общую работу делали скоро, ведь когда вместе, то даже большое дело не в тягость. (Cлайд 8)
Берись дружно, не будет грузно!
И сейчас предлагаю вам создать проект русской деревни.
4.
1) Учащиеся самостоятельно разделились на 4 группы, каждая группа выполняет часть проекта на листе ватмана.
2) Прежде чем работать, повторяем технику безопасности при работе с ножницами, клеем, обговорим этапы самостоятельной работы.
3) Самостоятельная работа. (Звучит “Деревенька моя”)
Обговорим этапы работы.
- Составить примерный план своего объема работы.
- Распределить обязанности в группе между художниками, дизайнерами, архитекторами.
- Все вместе детали составляем и наклеиваем, подрисовываем необходимое.
- Соединяем отдельные листы в общий проект.
5. Рефлексия.
Проект вывешивается на доску.
- Хотелось ли вам жить в такой деревне? (Cлайд 9)
- Вечерком, когда работы в поле, огороде, по дому окончены, девушки и парни собирались на посиделки. Водили хороводы, пели, плясали, играли. А какие посиделки без загадок и небылиц?
I. Турнир народных знатоков
- Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)
- Какое угощение было обязательным на этом празднике? (Блины)
- Почему именно блины? Что это означало? (Символ солнца)
- Какие блюда русской кухни знаете? (Щи, каша, пироги, блины)
- Какую одежду носили русские женщины? (Сарафаны, душегрейки, сапожки, полушалки)
- Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка)
- Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти)
- Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом)
- Национальное дерево России? (Береза)
- Сувенир земли русской? (Матрешка)
- Великая русская река? (Волга)
Победителю приз.
II. Небылицы
Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно зашить?
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.Фома, что из леса не идешь?
Да медведя поймал!
Тек веди сюда!
Да не идет.
Так сам иди!
Да он меня не пускает.Сынок, сходи за водицей на речку!
Брюхо болит.
Сынок, иди кашу есть!
Что ж, раз отец велит надо идти!Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло. На печи в шубе согреться можно.
6. Домашнее задание.
Конкурс на оригинальное название деревни.