Цели урока:
- повысить познавательный интерес к урокам химии, биологии, географии, истории;
- научить учащихся высказывать свои мысли, задавать вопросы;
- развивать навыки самостоятельной работы, группового взаимодействия в доброжелательной и дисциплинированной атмосфере;
- развитие умения применять полученные знания на практике;
- проверка ЗУН.
Тип урока: Комбинированный урок-обобщение (интегрированный урок).
Методы урока: Словесный и практический.
Оборудование: Реактивы Na; H2O; Mg; индикатор, спички.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Повторение пройденного материала. Класс делится на 4 группы.
Представление команд: – название команды, девиз команды.
Капитаны представляют свои команды.
- Тест “Интеллектуальный марафон”.
- Игра “Вставьте пропущенные слова”.
- Географическое лото.
- Составление рассказа, стихотворения на выбор из данных слов.
- Какие специальности можно получить, изучая химию, биологию, историю, географию.
- Расставить коэффициенты и указать типы реакций:
SO3+H2O->...
Са (ОН)2 ->...+Н2О
Mg + HCl ->… + H2
NaOH+H2SO4>..+HO - Конкурс капитанов.
III. Практическая часть. Опыты.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
Задание № 1.
Интеллектуальный марафон
- Первый президент Республики Саха (Якутия)
а) М.Е. Николаев
б) В.А. Штыров
в) А.Н. Акимов - Какая категория есть в систематике животных и растений
а) княжество
б) королевство
в) царство - Какой год считается годом образования республики
а)1921
б)1922
в) 1923 - Человек не может жить 3 дня без …
а) еды
б) воды
в) органических веществ. - Молярная масса оксида железа (III) равна
а) 72 г/моль
б) 160 г/моль
в) 232 г/моль. - В каком году наша школа отмечала 130-летие.
а) 2004
б) 2005 в)2006 - Силой, какого животного до сих пор измеряют мощность двигателя
а) бык
б) лошадь
в) слон - Самая длинная река мира
а) Амазонка
б) Нил
в) Лена - Годом открытия периодического закона Д.И.Менделеева считают:
а) 1869
б)1861
в) 1943 - Страус Эму обитает в:
а) Африке
б) Южной Америке
в) Австралии - К опасным атмосферным явлениям относятся:
а) засухи, суховеи, ураганы, туманы, заморозки, гололед, смерчи
б) сели, обвалы, оползни, лавины
в) землетрясения, вулканизм, цунами - В перечне химических элементов: водород, натрий, медь, железо, литий,
магний, олово, фосфор, хром, барий, цинк, алюминий,
бор – число элементов с постоянной валентностью равно
а) 6
б) 7
в) 8
Задание № 2.
Вставить пропущенные слова в пословицах;
- Любовь зла – полюбишь и ...
- Нет друга – ищи, нашел – ...
- ... не прикажешь.
- Слово – серебро, молчание – ...
- Поспешишь – людей ...
- Не все – ..., что блестит.
- Ползет как – ...
- Что посеешь, то и ...
- Без ветра, ... не качается.
Задание № 3.
Географическое лото.
Найти соответствующие полезные ископаемые и закрыть лото фишками.
Каменный уголь | Бурый уголь | Нефть | Природный газ | Торф | Горючий сланец |
Железная руда | Медная руда | Оловянная руда | Алюминиевая рудаева | Полиметаллическая руда | Золото |
Алмаз | Поваренная соль | Калийная соль | Сера | Никелевая Руда | Фосфорит |
Задание № 4.
Составить рассказ, стихотворение и т.д. из этих пяти слов:
Якутия, золото, уголь, школа, экология.
Задание № 5.
Какие специальности можно получить, изучая химию, историю, географию, биологию.
Например: Химия-врач, учитель и т. д, История– юрист, правовед и т.д.
Задание № 6.
Расставить коэффициенты и указать типы реакций:
SO3+H2O->...
Са(ОН)2 ->...+Н2О
Mg + HCl-> ...+Н2
NaOH + H2SO4 ->… + H2O
Задание № 7.
При каждом шаге капитаны называют:
Химик – металлы, историк – государства, биолог – домашние цветы, географ – реки республики.
III. Практическая часть.
Дым без огня.
Цель опыта: показать взаимодействие двух газообразных веществ с образованием твердого вещества.
Оборудование: химические стаканы или стеклянные банки, стеклянные пластинки, концентрированная соляная кислота, 25 % – ный раствор аммиака.
В один стакан (банку) налейте несколько капель концентрированной соляной кислоты, в другой – несколько капель раствора аммиака. Распределите капли равномерно по стенкам и дну сосудов и закройте их стеклянными пластинками до начала опыта.
Во время опыта пластинки с банок снимите, а банки соедините отверстиями (сосуд с соляной кислотой должен быть наверху). Обе банки очень быстро заполняются белыми клубами дыма.
“Золотой” нож.
Цель опыта: показать реакцию замещения на примере сульфата меди с железом.
Оборудование: химический стакан объемом 250 мл, железный нож, наждачная бумага, насыщенный раствор сульфата меди, раствор серной кислоты (1:5).
Приготовьте около 200 мл, насыщенного раствора сульфата меди в стакане и подкислите его 1-2 мл серной кислоты. Хорошо почистите нож наждачной бумагой, после чего не касайтесь поверхности металла руками. Опустите нож на 30 – 60 секунд в раствор медного купороса, выньте его, ополосните водой и протрите полотенцем. Нож становится “золотым”, – он покрыт ровным слоем меди.
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.
Несгораемая нить.
Цель опыта: показать негорючесть хлорида натрия и спекаемость кристаллов хлорида натрия.
Оборудование: нитки суровые, штатив железный, карандаши, насыщенный раствор хлорида натрия, бензин.
Суровую нитку пропитайте несколько раз, насыщенным раствором натрия хлорида, высушивая ее каждый раз. Закрепите один конец нити в штативе, на другом подвесьте карандаш. Затем нить смочите бензином и подожгите спичкой. Она горит, но карандаш не падает, так как соль скрепляет частицы пепла, которые и удерживают карандаш. Трогать нить во время опыта не рекомендуется.
Яйцо в бутылке.
Цель опыта: показать взаимодействие диоксида углерода со щелочами.
Оборудование: бутылка с широким горлом (молочная), аппарат Киппа для получения диоксида углерода, 30 %-ный раствор щелочи NaOH, яйцо, сваренное вкрутую, очищенное или вырезанное из поролона (в натуральную величину).
Бутылку заполните диоксидом углерода из аппарата Киппа, влейте в нее 10–15 мл щелочи и сразу же горло бутылки закройте приготовленным яйцом. Диоксид углерода взаимодействует со щелочью.
CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O.
В бутылке создается разрежение, и яйцо втягивается в нее.
Химическая грелка.
Цель опыта: показать, что при растворении щелочи в воде выделяется много тепла.
Оборудование: стакан, гидроксид натрия кристаллический, вода, термометр.
В стакан с водой внесите мелкораздробленный твердый гидроксид натрия и перемешайте стеклянной палочкой. Происходит сильное разогревание раствора, температуру которого измерьте термометром. Она может достигать 1100С. На этом принципе основано устройство химических грелок для рыбаков и охотников.
IV. Подведение итогов.
Во время разминки жюри подводит итоги
С помощью проектора показываем слово: “кораблекрушение”, из данного слова должны составить слова в течение одной минуты.
Например: раб, кора и т.д.
Команда, составившая наибольшее количество слов дополнительно получает баллы – 4, остальные соответственно – 3,2,1.
Задания | балл |
1. тест | (12) |
2. пропущенные слова | (9) |
3. географическое лото | (18) |
4. рассказ, стихотворение | (5) |
5. специальности | По количеству специальностей |
6. реакции | (4) |
7. конкурс капитанов | По количеству правильно названных слов |
8. подведение итогов |
По итогам набранных баллов команды получают оценки.