Возможности воспитания духовно-нравственных ценностей через формирование навыка чтения и читательской самостоятельности гимназистов на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами “образование” и “развитие” и состоит в том, что ученик сам в своей личностно мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которое ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь и СМИ скорее разрушают вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

Но традиционные уроки чтения, цели которых ограничивались задачами формирования достаточного уровня беглости, а работа над художественными текстами – пересказом и составлением плана, не могут обеспечить решение образовательных задач. Поэтому уроки чтения сегодня меняются и становятся уроками литературного чтения.

Чтение книг, особенно для ребенка, познающего мир, полезно всегда, поскольку открывает перед ним мир, в который он пришел, причем делает это так, как может искусство: в виде художественной модели этого мира, зрительно представляемой и эмоционально переживаемой. Но осмысление законов и правил этого мира, точности и яркости картин, нарисованных художниками, сила эмоционального восприятия зависят от уровня читательской грамотности ребенка. Особенно важно это для осмысления и переживания нравственных проблем, поставленных автором в произведении, поскольку нравственный потенциал произведения сам не переходит во внутренний мир читателя – нравственные ценности “впаяны” в художественный текст, а не впрямую сформулированы и извлекаются в процессе читательской деятельности.

Чтение, как вид речевой деятельности, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит “в память ученика литературный язык” (Н.И.Жинкин), развивает у ребенка “дар слова” (К.Д.Ушинский), его “судительные силы” (Ф.И.Буслаев). “Чтение, – писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф.Бунаков, – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность”. “Чтение, – продолжал и углублял эту мысль выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя”.

В середине XX века педагоги во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Сначала врагом чтения номер один стал телевизор, а в конце прошлого века – компьютер. Наша страна долгое время считалась самой читающей в мире. Однако с 90-х годов XX века и в России начинается спад читательской активности.

Исследования, проведенные в разных странах, показали, что нечитатели отличаются от читателей в своем интеллектуальном развитии. Читатели способны мыслить в категории проблем, схватывать целое, улавливать логику и связь явлений. Читатели более адекватно оценивают ситуации, быстрее находят правильное решение, лучше владеют речью, имеют более развитое творческое воображение. Помимо этого они легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны и самостоятельны в своих поступках. То есть чтение формирует качества социально ценного человека.

Учитывая остроту рассматриваемой проблемы, учителя начальной школы Вятской православной гимназии поставили следующие цели:

– формирование навыка чтения;

– развитие интереса к чтению, формирование читательской самостоятельности у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.

Формирование навыка чтения – одна из главных задач всех уроков, так как чтение является средством обучения. Дети читают разные тексты на уроках русского языка, математики, окружающего мира, а формируется навык чтения на уроках литературного чтения.

Если ребенок не читает 120 слов в минуту по выходе из начальной школы, то возникают трудности в переработке информации. Каждые три года поток информации возрастает в 8–10 раз. Для младших школьников характерна конкретность мышления. Детям трудно выделить главное, перенести описываемые явления на себя. Дети не задумываются над своей позицией.

Анализируя чтение, мы выявили следующие проблемы: дети плохо умеют определять тему, главную мысль текста, ключевые слова, начало, завязку, конец; подбирать заголовок; не умеют ориентироваться в построении текста; определять фактическую и эмоциональную информацию; передавать прочитанную информацию с разными подробностями.

Эти проблемы отмечают многие родители: дети читают поверхностно, выборочно, нет глубины восприятия, не воспроизводятся детали прочитанного.

В Вятской православной гимназии стали использовать технологию развивающего чтения.

Цели развивающего чтения:

– развивать умение работать с текстом;

– развивать умение читать молча с необходимой скоростью и хорошим пониманием смысла читаемого;

– совершенствовать умение письменно оформлять собственный опыт о прочитанном;

– совершенствовать умение внимательно слушать других;

– самостоятельно анализировать свой ответ, оценивать его.

Различают несколько этапов развивающего чтения.

1-й этап – словесное чтение.

Чтение по карточкам: столбики, горки, елочки.

Для того, чтобы дети понимали смысл прочитанного и не испытывали трудности в переработке информации, нужно научить их бегло читать. Дети, как показывает опыт, видят строчку, постепенно увеличивается поле зрения, по мере увеличения количества букв в словах.

2-й этап – развивающее чтение.

Главная задача – воспитание умений самостоятельного познавательного чтения. В связи с этим, качество усвоения содержания занимает центральное место на этих уроках.

Литературное чтение в гимназии мы изучаем по программе Л.А.Ефросининой. Особенностью данной программы является то, что весь учебный материал объединен в разделы (блоки). Каждый писатель также представлен блоком разножанровых произведений. Это дает возможность учащимся увидеть богатство тематики и жанровое разнообразие произведений одного и того же автора, познакомиться с писателем. Учащиеся узнают, что каждый автор своеобразен. Для глубокого прочтения произведения мы привлекаем внимание учащихся к особенностям слова данного автора. Для достижения этой цели мы составили карточки – горки к блокам произведений: например, карточки по произведениям Тургенева, Пушкина и т.д. Таким образом, мы объединили работу над техникой чтения и работу по уточнению значения слов в один этап урока. Значение неизвестных слов можно узнать у других учащихся, либо учитель сам может дать толкование слова. Еще одним вариантом может быть работа с толковыми словарями, дети сами находят значения слов.

К 3-му классу у большинства детей уже сформировано словесное чтение, многие переходят на уровень фразового и текстового чтения. К этому времени можно вводить проверку скорости чтения молча и отслеживать понимание прочитанного. Для этого мы используем методику “Развивающее чтение” (авторы Л.Н.Засорина, Е.М.Плюснина). Эту методику мы наложили на собственные тексты, подготовили карточки с заданиями по содержанию произведений.

В 4-м классе усложняется работа по методике развивающего чтения. Учащиеся не только читают текст, отвечают на вопросы по содержанию, но и сами составляют вопросы к текстам. Ценность данного методического приема состоит в следующем:

– вырабатывается способность вычленять составляющие текста, чувствовать его структуру;

– усиливается продуктивность работы, потому что ученик выполняет более сложную работу;

– цель обучения становится лично значимой, т.к. появляется возможность выразить свое отношение к информации, которую он извлекает из прочитанного при помощи составления вопросов;

– формируется письменная речь в свободном изложении, дети тренируются в умении обосновывать собственные мысли и ясно, понятно их формулировать;

– на осознанном уровне происходит регулировка внешнего считывания текста и внутреннего осознания читаемого.

Обобщив имеющийся опыт, учителя начальной школы Вятской православной гимназии выпустили сборник-хрестоматию. Методическое пособие представляет собой разработки по развивающему чтению. Главной, стержневой для начального обучения является идея гармоничного сочетания отработки техники чтения и работы над самостоятельностью смыслового восприятия текста.

Технология работы с карточками.

Технология словесного чтения является составной частью технологии развивающего чтения. Тренинговые задания по формированию устойчивых навыков словесного чтения дают хорошие результаты.

Прежде чем научить детей читать предложения и тексты, необходимо отработать качественное чтение отдельных слов. Для отработки словесного чтения используются разные виды карточек:

1. Карточки-столбики. Слова состоят из 4–8 букв. В карточки включаются слова, значение которых нам необходимо уточнить. Это могут быть термины из математики, русского языка, окружающего мира и других предметов. Столбики можно читать, используя разные приемы (сначала все читают за учителем хором, затем про себя, через слово, по строчке, в столбик и т.д.). Эти задания можно выполнять в парах: один читает, другой проверяет ошибки. Затем меняются ролями (рис. 1).

Карточки для чтения во 2-м классе

Тема: “Снежок порхает, кружится”

Карточка № 1

1 2 3 4 5 6
Метели

Морозы

Пороша

Холода

Снежок

Сугроб

Январь

Коньки

Лужица

Стекло

Стволы

Дерево

Туманы

Береза

Болото

Колено

Склоны

Солнце

Окошко

Словно

Кругом

Заячья

Чудеса

Берега

Голоса

Ребята

Весело

Друзья

Крышка

Одеяло

Сейчас

Злодей

Дружок

Семена

Поляна

Жители

Снежинки

Охапка

Путник

Озимые

Злодей

Дальше

Первый

Беляки

Высоко

Склоны

Коряга

Только

Первый

Колдун

Лисица

Хорьки

Тропка

Зяблик

Теперь

Охапка

Черный

Хорек

Яблоко

Легкий

Низина

Вышина

Паучки

Блошки

Мальки

Улитки

2. Карточки-горки. Читаются по горизонтали. Слова следующей строки увеличиваются на одну букву. Приемы работы такие же, как и со столбиками (рис. 2).

Карточки-столбики по басням

4-й класс

Бас

Кум

Толк

Альт

Басня

Доселе

Друзья

Мораль

Ирония

Свирель

Квартет

Внимать

Стрекоза

Ансамбль

Мартышка

Косматый

Аллегория

Крайности

Музыканты

Соловьиная

Полдюжины

Попрыгунья

Иносказание

Точнехонько

Сяк

Лад

Сума

Коль

Прима

Ирония

Совесть

Простор

Невежда

Кумовья

Бедняжка

Любезный

Персонаж

Расселись

Крестьянин

Проказница

Баснописец

Насмешливо

Инструменты

Бессовестный

Превзошедшие

Трудолюбивый

Старательность

Непринужденный

Карточки можно давать в начале урока для отработки незнакомых слов перед чтением текста в течение 5–7 минут. При работе с карточками очень важно и то, что у учащихся воспитывается внимательное отношение к слову. Дети учатся вычленять из общего потока слов незнакомые им слова, пытаются сами объяснить лексическое значение или найти это слово в толковом словаре.

При формировании словесного чтения необходимо научиться правильно сидеть во время чтения, следить за углом зрения, следить глазами по строке, “не терять” строку, видеть слово целиком (читать не по слогам), помнить прочитанное, понимать прочитанное.

В течение четырех лет учителя гимназии ведут систематическую работу по отработке навыков словесного чтения с помощью карточек-столбиков. Сейчас, обобщив имеющийся опыт работы по карточкам, мы уже можем сделать вывод, что технология развивающего чтения хорошо зарекомендовала себя на практике. Итоги 4-летней работы показали ее эффективность. Увеличилась техника чтения у учащихся, расширилось поле восприятии слов, ученики внимательнее читают тексты, чувствуют их структуру, понятно и обоснованно формулируют свои мысли.

Технология работы с текстами.

Процесс обучения чтению начинается с осознания ценностно-целевых установок. Самая важная цель и ценность данного способа обучения чтению заключается в возможности одновременно обучать, воспитывать и развивать ученика. При работе по этой технологии у детей одновременно формируется и скорость, и качество чтения.

В технологии развивающего чтения отбираются художественные тексты, желательно без сокращения, с хорошо проработанной сюжетной линией, чтобы ученику было легче устанавливать связи между событиями. Эти тексты отбираются очень тщательно, поскольку они должны быть доступны по содержанию, должны нести нравственную нагрузку.

Дети читают текст, отмечают время прочтения. Затем каждому ученику дается карточка, на которой записан ряд вопросов по содержанию прочитанного произведения. Разнообразные вопросы развивающего и творческого характера заставляют учащихся погружаться в текст и, вчитываясь в него, обогащать лексику, развивать чувство слова. Отвечая на поставленные вопросы, ученик фактически представляет вторичный текст, полученный путем свернутой информации.

Важно обсуждать ответы детей, т.к. дети начинают размышлять над текстом, обсуждать нравственные проблемы, учатся самостоятельно оценивать свой ответ. Еще одним из важных моментов является то, что дети письменно излагают свои мысли, что благотворно влияет на дальнейшую работу при написании изложений и сочинений.

После коллективного обсуждения можно предложить учащимся дополнить ответы письменно на карточках. Это позволит учителю проанализировать уровень первичного восприятия информации учащимися и уровень осмысления прочитанного (рис. 3).

Карточка к “Поучению Владимира Мономаха детям”

4-й класс

Фамилия, имя_________________ Время__________

1. Как называется произведение?    
2. Какое это произведение по жанру?    
3. Кому было адресовано это произведение?    
4. Как образно называл князь лень? Почему?    
5. Как учил Владимир Мономах относится к гостю?    
6. Какими качествами по мнению Владимира Мономаха должен обладать русский князь?    
7. Как вы понимаете слова: “Пусть не застанет вас солнце в постели”?    
8. Что бы взяли как наказ для себя?    
9. Зачем Владимир Мономах решил оставить наказ детям?    

Карточка к Г. Х. Андерсен “Девочка со спичками”

4-й класс

Фамилия, имя_________________ Время__________

1. Определите жанр произведения    
2. Где жила семья девочки?    
3. Какое чудо случилось с девочкой?    
4. Что увидела девочка, когда зажгла спичку первый раз?    
5. Какой по характеру была девочка?    
6. Где девочка зажгла спички?    
7. Почему девочке не удалось продать ни одной спички?    
8. Какие чувства вызвало у вас это произведение?    

Совместно с формированием навыка чтения необходимо научить ребенка правильно читать, думать, чувствовать, т.е. формировать у него читательскую деятельность.

Читательская деятельность, которой учитель занимается при формировании ребенка-читателя, очень сложная система, а систему надо знать. За точностью работы системы работающему надо постоянно следить. Системность – главный признак научных знаний.

Простейший пример системности в науке о формировании читателя – взаимозависимость таких компонентов, как знание книг и читательская самостоятельность. Знание книг – это понятие, в котором отражены способности читателя, во-первых, представлять все существующие книги в виде замкнутой группировки или возможного для него круга чтения; во-вторых, воспроизводить при необходимости по памяти любую нужную часть этого круга или конкретный объект (книгу); в-третьих, быстро и безошибочно находить нужную часть книг или конкретную книгу в упорядоченном книжном окружении.

Читательская самостоятельность – тоже объективно существующее явление из области формирования читателя и соответствующее научное понятие. Это личностное свойство, точнее, психическое новообразование, которое не задается от рождения, а возникает как результат правильного организованного обучения чтению. Оно характеризуется тоже тремя существенными признаками:

  • умением, желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными целями и всякий раз осознавать свою цель;
  • знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы реализовать именно эту цель;
  • умением найти нужную книгу (или нужные книги) и освоить их содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом.

Учителями начальной школы Вятской православной гимназии разработан и выпущен сборник для чтения художественных произведений в 1–4-х классах (рис. 4). Учебный материал подобран таким образом, чтобы открыть ребенку весь спектр литературы в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Литературные произведения подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей. Многие из них входят в золотой фонд детской литературы и учитывают специфику гимназии.

Список книг на лето по окончании 4-го класса

1. Мифы и легенды.

Роланди С. Боги и герои Олимпа: Мифологический словарь
Фаэтон – сын солнца: Сказания и мифы Древнего мира.
Робин Гуд: Легенды народов Западной Европы.
Голубая роза: Мифы для детей. (Сост. Бужинский В.)
Лагерлеф С. Легенды о Христе.

2. Устное народное творчество

Русские народные сказки.
Сказки народов мира.

3. Литературные сказки отечественных авторов.

Ершов П. Конек-Горбунок
Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители
Шергин Б. Сказки.
Бажов П. Сказы
Юдин Г. Спасенная душа
Шварц Е. Сказки
Волков А. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
Олеша Ю. Три толстяка
Алмазов Б. Синева
Прокофьева С. Пока бьют часы
Прокофьева С. Капитан Тин Тиныч
Прокофьева С. Девочка по имени Глазастик
Прокофьева С. Глазастик и ключ-невидимка
Прокофьева С. Оставь окно открытым
Даль В. Русские сказки
Лирри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали

4. Литературные сказки зарубежных авторов.

Гауф В. Маленький Мук
Гауф В. Карлик Нос
Гауф В. Холодное сердце
Туве Я. Сказки
Экзюпери А. Маленький принц
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье
Траверс П. Мери Поппинс
Толкиен Хоббит, или Туда и обратно.
Уайльд О. Мальчик-звезда
Бернет Ф. Маленькая принцесса
Гауф В. Маленький лорд Фонтлерой
Линдгрен А. Мио, мой Мио.
Линдгрен А. Приключение Эмиля из Леннеберги.
Линдгрен А. Расмус-бродяга
Линдгрен А. Рони – дочь розбойника

5. Рассказ

Гоголь Н. Заколдованное место”.
Тургенев И. Муму.
Куприн И. Белый пудель
Драгунский В. Девочка на шаре
Драгунский В. Человек с голубым лицом.
Астафьев В. Васюткино озеро.
Сетон-Томпсон Э. Рваное ушко: Рассказы о животных.
Лондон Д. Сказание о Кише.
Смоленский Н. Драгоценные камни веры

6. Повесть

Крапивин В. Мушкетер и фея
Коваль Ю. Приключения Васи Куролесова
Алексин А. Веселые повести
Алексин А В стране вечных каникул
Алексин А Оля пишет Коле, Коля пишет Оле
Малягин В. Первая исповедь
Малягин В. Новые друзья
Малягин В. Паломники.
Армстронг У. Повесть о Тони и Динго
Твен М. Приключения Тома Сойера
Твен М. Принц и нищий
Свифт Дж. Путешествие Гулливера
Чарская Л. Повести
Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.

7. Лирика.

Пушкин А. Птичка
Пушкин А. Туча
Пушкин А. Няне
Лермонтов Ю. Утес
Лермонтов Ю. На севере диком…
Лермонтов Ю Листок
Тютчев Ф. Есть в осени первоначальной…
Тютчев Ф.Чародейкою зимою…
Тютчев Ф. Весение воды.
Фет А. Ласточки пропали…
Фет А. Мама! глянь-ка из окошка…
Блок А. Вербочка

8. Книги разных жанров по истории нашей Родины.

Андреев Н. Русская крепость
Асамов Л. Все они люди храбрые
Голицын С. Сказание о Евпатии Коловрате
Еременко В. Дмитрий Донской
Обухова Л. Доброслава из рода Бусова
Сергий Радонежсккий. (Сост. Соловьев Н.)
Алмазов Б. Казаки
Алмазов Б. Русские полководцы
Алмазов Б. Святой благоверный князь Александр Невский
Ефремов А. Брат мой, князь мой: Повесть о Борисе и Глебе
Картинки из прошлого: Воспоминания о. Афанасия
Махотин С. Крест Андрея Первозванного
Перехвальская Е. Преподобный Сергий Радонежский
Сиповский В. Родная старина
Соловьев В. Наша Россия: Занимательные рассказы
Тихомиров О. На поле Куликовом
Тихомиров О. Александр Невский
Тихомиров О. Михайло Ломоносов

9. Книги энциклопедического характера.

Барли К., Майла Л. География: Энциклопедия
Беттерфильд М., Тернер Д., Биссет П. 5000 вопросов и ответов о нашем мире: Детская энциклопедия
Дижур Б. От подножия до вершин
Дорохов А. Зеленый, желтый, красный
Дорохов А. Про тебя самого
Крейг А., Росни К. Наука: Энциклопедия
Канин А. Спроси меня – и я отвечу.
Колвин Л., Спиэр Э. Живой мир: Энциклопедия
Кордюкова С. Единицы, нужные вам.
Крутогоров Ю. Дождь из семян
Кошурникова Р. Космонавтом быть хочу.
Леокум А. Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?…”
Лучесской К. От пирамиды до телебашни.
Осипов Н. В воде и у воды
Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу”
Членов А. Геология в картинках.
Шейкин А. Вести приходят так.
Шустова И. Теперь я знаю: Энциклопедия