Огромную роль в воспитании детей, формировании их духовного облика играют беседы. В жизни группы продленного дня они занимают очень большое место и в значительной степени способствуют повышению интереса к ней.
Беседы позволяют удовлетворить любознательность ребенка, дать массу сведений об окружающей действительности. Они учат любить природу, понимать цену человеческого труда, дают примеры выполнения людьми своего долга перед Родиной.
Беседы должны по своей форме и интонации отличаться от уроков в классе. Поэтому лучше, если они будут носить характер дружеского собеседования. Если же беседа носит преимущественно характер сообщения, то она должна обладать значительной степенью занимательности. Именно своим умением сделать беседу занимательной воспитатель и привлечет к ней всех детей группы. Так, начиная беседу у географической карты, можно предложить попутешествовать. Это обращение неизменно привлекает внимание детей. Потом, найдя на карте Москву, все садятся в поезд и едут в тот пункт, который является темой беседы. Ехать можно с пересадками. Здесь очень важен сам факт использования географической карты.
Большое значение имеет выбор темы бесед. Так, в начале учебного года пока у детей еще не выработана привычка к серьезным беседам, им лучше предлагать темы, основанные на материале, который в какой-то мере может быть знаком из жизни. При этом очень важно обращать внимание на разнообразный подбор для каждой из них красочных иллюстраций, монтажей. Например, беседы на тему “Спасибо лету” - где дети знакомятся с видами полевых, садовых и огородных культур, с работами по их выращиванию и сбору урожая.
Главная цель этих бесед – показать, как щедра бывает природа в ответ на человеческий труд и заботу. Воспитатель может использовать в этих беседах рассказы и сказки, где говорится о сельском труде, поговорки, пословицы.
Беседа “Детки на ветке” - о том, как растения рассеивают свои семена.
Беседа “Листопад” - о том, почему большинство деревьев сбрасывает осенью свою листву.
Беседа “Осенью в лесу” - о приближении зимы и связанных с этим особенностях поведения некоторых животных, об изменении их внешнего вида и т.д.
Одна тема для беседы не всегда исчерпывается единичной беседой. Например, “Правила дорожного движения”. На эту тему нужно беседовать с детьми как можно чаще. Можно провести такие беседы: “Светофор – наш верный друг”, “Путешествие в страну дорожных знаков”, “Мы идем в школу”, “Мы – пассажиры” и другие.
Очень важны для групп продленного дня беседы на тему “Давайте жить дружно”. На эту тему можно провести такие беседы: “Мальчишки и девчонки”, “Когда все вместе”, “О тех, кто рядом”, “Чтобы всем было весело…” и другие.
Постепенно знакомит с разными сторонами человеческой деятельности серия бесед на тему: “Где работают взрослые”.
По своей продолжительности беседы могут быть самыми разными – от 3-5 минут до 20-30 минут в зависимости от их содержания и поставленных целей, возраста детей. Поэтому и проводятся они в разной обстановке. Часть бесед может быть вынесена на прогулку, другие предложены во время мытья рук и т.д.
Ориентировочно темы бесед подразделяются на 4 вида:
- Темы актуальные, отражающие события, которые происходят в стране и в мире каждый день.
- Темы, опирающиеся, в основном, на тематический план начальной школы.
- Темы, знакомящие детей с прошлым и настоящим нашей Родины, с окружающей действительностью, с трудовой деятельностью людей, явлениями природы, с жизнью птиц и животных и другие.
- Темы, основанные на вопросах детей.
По своей неосведомленности и неопытности дети не могут сами правильно оценить то или иное явление. Они смотрят телепередачи, присутствуют при разговорах взрослых. Всё это даёт колоссальную пищу детскому уму и они задают воспитателю множество вопросов. Например, “”Почему в море вода солёная?”, “Почему железные корабли не тонут?”. Всё это может стать темой для бесед.
Большой проблемой современных детей является то, что они не любят, не хотят читать книги. Поэтому, если планируется работа с книгой, то она должна быть направлена на расширение и углубление читательских интересов детей, на привитие им навыков самостоятельного чтения.
Привлекая детей к обсуждению прочитанного, воспитатель приучает их делиться собственными размышлениями и наблюдениями. Они учатся выражать свои мысли, широкая осведомленность в ряде вопросов приносит им радость. Эти беседы в большей мере сближают воспитателя с детьми и побуждают детей к чтению.
Умело построенная беседа, с учетом возрастных особенностей детей, их жизненного опыта закладывает основы психологической готовности к самообразованию.