Современная педагогическая и методическая литература изобилует разнообразными классификациями уроков по их целям, видам, типам и т.д. Но я в своей практической деятельности выделяю еще одну особую группу уроков на основе времени их проведения и для удобства называю ее “Предпраздничные уроки”. Многие учителя согласятся, что уроки накануне Нового года, Международного женского дня или итоговые уроки учебного года не хочется, а часто и не получается вести “стандартно”, “как обычно”. А праздничным мероприятием заменить иногда нет возможности (время раннее, помещение не позволяет, администрация против) или желания (жалко терять часы).
Если проанализировать практику проведения уроков перед праздниками, можно выделить 2 основные позиции педагогов:
1) полное игнорирование предстоящего праздника (“Вот во время праздника и попразднуете, а на уроке работать надо”);
2) полная замена урока самим праздником (“Какой им сейчас урок? Им уже совсем не до учебы!”).
Здесь, как и везде, нужна “золотая середина”, поскольку нетрудно увидеть, что правильно выстроенные “предпраздничные уроки” предоставляют колоссальные возможности и для обобщения материала, и для всестороннего развития детей, и для сплочения класса, а главное – позволяют учителю показать детям, как интересно учиться.
В моей педагогической копилке уже набралось немало и “новогодних”, и заключительных уроков, а также уроков, посвященных мальчикам (23 февраля) и девочкам (8 марта). Я хочу поделиться с коллегами разработкой итогового урока математики в 1 классе, который может быть проведен в рамках любой образовательной системы и по любому УМК, а также с легкостью дополнен и расширен в зависимости от уровня класса и наличия времени на проведение.
Тема: Математика – наша помощница (итоговый урок математики в 1-м классе).
Цель: продолжать укреплять в детях сознание того, что учиться интересно.
Задачи: через обобщение основных знаний, полученных за год, подвести итог обучению математике в 1 классе, акцентировав внимание детей на их успехах; учить применять умения для достижения цели, работая индивидуально или в команде; развивать мышление, внимание; формировать способность к самоанализу и к бесконфликтному общению при совместной работе с одноклассниками.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
– Сегодня наш последний в 1 классе урок математики. Вы теперь почти второклассники, и, думаю, сможете понять эту фразу…
На доске: МАТЕМАТИКА
Ц |
У |
Р |
И |
А |
Ц |
А |
К |
Н |
А |
1 |
9 |
3 |
4 |
6 |
5 |
8 |
10 |
7 |
2 |
(“Математика – царица наук”, Карл Фридрих Гаусс).
2. Актуализация имеющихся у детей знаний.
– Почему так называли математику? Как вы думаете?
– Чем математика важна?
– Что в ней привлекает каждого из вас?
3. Создание занимательной проблемной ситуации.
– На протяжении всего года вас сопровождали тетради – ваши надежные помощники. Они примеры и задачи решали вместе с вами, радовались, когда что-то получалось, и ошибки терпели. Сейчас я вам раздам ваши тетради, и вы сможете сказать им спасибо.
(Удивленно). А где же тетради? Не пойму…Я точно их у вас собирала? Вы мне их точно сдавали? Но их нет. (Встревожено). Тетради пропали!
– Посмотрите, на их месте какое-то письмо!
Учитель достает из конверта записку, читает сам или просит одного из учеников прочесть:
Первоклассники! Я забрала ваши тетрадки и спрятала в надежном месте! Если они вам действительно нужны, постарайтесь найти и разгадать все мои загадки. Не получится – не видать вам тетрадей, как своих ушей!
Ведьма Злоба.
4. Осознание проблемы и высказывание предложений по ее решению.
– Что делать будем? Загадки-то наверняка сложные и задания трудновыполнимые!
– Что нам потребуется, чтобы справиться? (Смекалка, настойчивость, умение работать вместе и др.) А какие математические умения могут пригодиться?
5. Совместный поиск выхода из затруднения. Коллективное выполнение заданий.
– В конверте есть еще одна записка, поменьше. Читаем…
Без ветра она шумит, без прогону бежит.
В руках ее не удержать и на коне не обогнать.
Летом она гола текла, зимой под лед легла.
А весна пришла – на луга гулять пошла. (Вода)Пришел Филипп,
На нем сто лип.
Он кургуз, короток,
Обежал весь городок,
За собой пыль поволок
И прижался в уголок. (Веник)
– И что это значит? Где искать первое задание? (Там, где вода и веник – под раковиной). (Можно подобрать любые загадки, отгадки которых позволят ребятам определить какое-либо конкретное место в классе).
Проверяем догадку – находим в тумбочке листок с заданием:
Решите задачу – поймете, кто поможет вам дальше продвинуться!
У дома – огород. В огороде 4 капусты, 4 тыквы, 6 огурцов, 6 редисок. Сорвали 3 раза по одному овощу. Сколько овощей осталось?
Вместе решаем задачу, обсуждаем, о чем говорит ответ – 17. Постепенно приходим к мысли, что это – порядковый номер ученика, у которого (в парте, в портфеле и т.д.) лежит следующее задание.
9 + 6 = м | 2 + 9 = а |
8 + 4 = л | 15 – 2 = о |
7 + 3 = з | 20 – 4 = п |
6 + 8 = и | 10 + 7 = д |
10 |
11 |
12 |
13 |
12 |
14 |
15 |
16 |
14 |
11 |
17 |
11 |
|
Каждый решает примеры, потом сверяется с соседом (или с командой), вместе заполняем табличку. Получается:
10 |
11 |
12 |
13 |
12 |
14 |
15 |
16 |
14 |
11 |
17 |
11 |
|
З |
А |
Л |
О |
Л |
И |
М |
П |
И |
А |
Д |
А |
– О чем вам говорят эти слова – подсказки? Где могут быть тетради?
(В школе имеется конференц – зал, где у учеников проходят олимпиады по школьным предметам. Очень легко заменить слова – подсказки на другие, исходя из специфики образовательного учреждения или класса).
Спешим в отгаданное место, но дверь в зал закрыта. Нужен ключ!
– Последнее испытание! (Проводит учитель параллельного класса, воспитатель ГПД и пр.). Сосчитайте, сколько здесь отрезков:
В зависимости от уровня подготовки класса, от времени, которым располагает учитель, и от количества “помощников”, возможны разные варианты “поиска ключа” (например, по командам).
6. Итог.
С помощью полученного ключа открываем дверь, находим тетради.
– Кому хочется высказаться? Почему мы смогли победить Ведьму Злобу? Благодаря каким знаниям, умениям мы справились с ситуацией?