ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:
- Компьютер и компьютерная презентация.
- Физическая карта Нижегородской области.
- Набор картинок “Виды леса”.
- Плакат – “Животные в лесу”.
- Плакат “Растения”.
- Рисунки учащихся на тему “Охрана природы Нижегородской области”.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Изучение особо охраняемых объектов нижегородской области;
- Развитие мировоззрения школьников на примере изучения географии нижегородской области;
- Воспитание бережного отношения к природе своего края.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ НА УРОКЕ (45 минут):
- Организационный момент – 1 мин.
- Переход к повторению д/з – 1 мин.
- Повторение домашнего задания – 12 мин.
- Переход к изучению новой темы – 2 мин.
- Изучение нового материала – 16 мин.
- Закрепление изученного материала – 8 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Подведение итогов урока – 2 мин.
- Заключение урока – 1 мин.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 1 мин.
– взаимное приветствие учителя и учеников;
– отметить отсутствующих.
2.ПЕРЕХОД К ПОВТОРЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
– Что изучали на прошлом уроке?
– Что задано на дом?
3.ПОВТОРЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
– Работа по тестам –5 человек (Приложение № 1) – 10 минут
– Работа у доски “Логические цепочки” – 1 человек – 5 минут
– Работа у доски с картинками “Ядовитые и съедобные грибы” и их значение. – 1 человек – 2 минуты
– Работа у доски “На картинках изображён лес. Объясните какой лес изображён на картинках, какой лес не растёт в Нижегородской области? – 1 человек – 5 минут
– Рассказать о растительном мире Нижегородской области (использовать плакат “Растения нашего края”) – 1 человек – 5 минут
– Рассказать о животных Нижегородской области, используя
Плакат “Животные нашего края” – 1 человек – 5 минут
Пока работают ребята у доски и с тестами, проводим фронтальный опрос:
- Какие леса растут в Нижегородской области?
- Какие породы деревьев преобладают в этих лесах?
- ЗАГАДКИ (Приложение № 3)
4.ПЕРЕХОД К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ:
Задание классу – внимательно прослушать отрывок из стихотворения и ответить на вопрос “Что сегодня на уроке мы будем изучать? О чём поведём разговор?”
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите…
Учитель: Ребята! Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем изучать? О чём пойдёт разговор на нашем уроке?
5.ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы будем изучать тему “Охрана природы Нижегородской области”. Открываем тетрадь, записываем число и тему урока “ОХРАНА ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ”. Человек является частью природы, и жить без неё просто не может. Природа нам даёт всё самое важное и необходимое. Мы постоянно дышим, пользуемся пресной питьевой водой, недра Земли дают нам полезные ископаемые, человек занимается различными видами промысла – занимается охотой, рыболовством, собирает лекарственные растения. Пользуется человек и лесными дарами.
УЧЕНИК: – Стихотворение “Почему мы с лесом дружим?” (Приложение № 4)
УЧИТЕЛЬ: Как много нам даёт природа. Человек действительно берёт из природы всё. Но природа не безгранична. На протяжении многих десятков лет люди исчерпали многие недра, уничтожили леса, отходами промышленных предприятий загрязняют природу.
Прошли годы, и человек одумался. Что будет с нами, если мы постоянно всё будем разрушать, уничтожать, убивать зверей и птиц. А что бывает в результате пожаров, которые, к сожалению, очень часто происходят в природе по вине человека?
УЧЕНИКИ: читают стихотворение “ПОЖАР В ЛЕСУ” и “ПОЖАР В ПОЛЕ”. (Приложения № 5, Приложение № 6)
ПОВЕСИТЬ ПЛАКАТ “БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ В ЛЕСУ С ОГНЁМ”.
УЧИТЕЛЬ: Человек своей деятельностью вмешался в природу и постоянно её разрушает. От деятельности человека страдают все компоненты природы, в том числе и реки.
УЧЕНИК: читает стихотворение “ЖАЛОБЫ РЕКИ” (Приложение № 7)
УЧИТЕЛЬ:
В нашей стране, в нашей области, в нашем городе проводятся охранные мероприятия, способствующие восстановлению и сохранению природы. Мы сегодня узнаем, как в нашей области охраняют природу, для чего это делают и с какой целью.
Чтобы сохранить природу, люди создают:
ЗАПОВЕДНИКИ – территории, на которых охраняются все виды животных, растений, их посещение возможно при наличии специального разрешения. Разводить костры, засорять мусором или бытовыми отходами,шуметь или кричать, вести отстрел животных или производить сбор лекарственных растений категорически запрещено.
1-й ученик делает сообщение о Керженском заповеднике.
ЗАКАЗНИКИ – территории, на которых охраняются отдельные виды животных или растений, их можно посещать. Запрещается разводить костры, засорять мусором или бытовыми отходами, шуметь, кричать, отстреливать животных, взятых под охрану, или собирать охраняемые растения.
2-й ученик делает сообщение о Варнавинском заказнике.
3-й ученик делает сообщение про Ичалковский бор (Приложение № 9)
4-й ученик делает сообщение об озере Светлояр (Приложение № 10)
5-й ученик делает сообщение о Вадском озере (Приложение № 11)
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ – категория природных объектов, взятых под охрану государством или местными органами власти. К ним относятся необычные деревья, исторически ценные деревья, объекты, связанные с важнейшими историческими событиями, жизнью замечательных людей или известные из произведений искусства и литературы, водопады, озёра, родники, участки рек, пещеры, скалы, валуны, интересные геологические обнажения, болота, лесные урочища, редкие растительные сообщества и места обитания редких видов животных, парки, аллеи, рощи, водоёмы.
УЧИТЕЛЬ: под охраной государства находятся многие виды животных и растений. В отдельных районах охраняют выхухоль
УЧЕНИК: сообщение “Русская выхухоль” (Приложение № 12).
На территории Нижегородской области в настоящее время создан 1 заповедник – Керженский, 18 заказников и более 300 памятников природы.
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
УЧИТЕЛЬ: А сейчас мы с вами, ребята, узнаем, как вы усвоили урок и попробуем разгадать кроссворд.
- Территория, на которой охраняются все виды животных и растений.
- Территория, на которой охраняются отдельные виды животных или растений.
- Озеро в южной части Нижегородской области, на дне которого встречаются воронки глубиной до 15 метров, из которых бьют струи прозрачной, холодной воды.
- Озеро в северной части области, овеянное легендами, тайнами и загадками.
- Речной зверёк, занесённый в Красную книгу Нижегородской области.
“ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР”
Предлагаются учащимся различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, уч-ся поднимают красный кружок, если действия героя не вредят природе – зелёный. Жёлтый цвет – это ситуация выбора.
УЧИТЕЛЬ:
- Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. “Не опоздал!” – радостно подумал Валера.
- Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, вдоль них высокая трава и цветы. “Как же быть?– задумались мальчики. – Можно ли здесь кататься?”
- Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алёша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не Закрывался. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.
- Около дома Коли и Миши был небольшой лесочек. Друзья однажды решили прогуляться в лес, взяв с собой спички. Пришли в лес, а там птицы на разные голоса распевают. Коля взял камень и бросил в крону дерева, а Миша тем временем так громко крикнул, что пение птиц тут же прекратилось. Мальчишки нашли по большой палке в лесу, постучали по деревьям, тем самым спугнув всех птиц. Затем нашли небольшую полянку и развели костёр.
2.РАБОТА ПО ГРУППАМ:
1 группа – отвечает на вопросы:
– Что называют заповедником?
– С какой целью создают заповедники?
– Сколько заповедников в нашей области?
2 группа – отвечает на вопросы:
– Что называют заказником?
– С какой целью создают заказники?
– Сколько заказников в нашей области?
3 группа – отвечает на вопросы:
– Что называют памятником природы?
– Что может быть памятником природы?
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Первый ряд готовит небольшие сообщения о заказниках Нижегородской области;
- Второй ряд готовит небольшие сообщения об охраняемых растениях Нижегородской области;
- Третий ряд готовит небольшие сообщения об охраняемых животных Нижегородской области.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
УЧИТЕЛЬ: В начале урока мы поставили цель – изучение охраны природы Нижегородской области. На протяжении урока мы достигли поставленной цели?
– Что узнали нового на уроке?
Учитель выставляет учащимся оценки.
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ УРОКА:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.