Урок русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:

  • Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
  • Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
  • Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся.
  • Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: учебник, тетрадь у учащихся; оформленная доска: предметные картинки птиц с безударными гласными -е, -и; корзина цветов, изображения гостей – «Словосочетание» и «Предложение», карточки со словами «склонение», «падежи», карточки с названиями падежей, картина «Одинокий дуб», карточки для индивидуальной работы учащихся, буквенные веера.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

2. Словарная работа

Наступил месяц март – первый месяц весны. А вестниками весны являются птицы. Вот и к нам на урок прилетели две птички. Но посмотрите, они что-то принесли в своих клювиках. Да это же безударные гласные Е и И!

Поспешили, поспешили,
Чуть заданье не забыли.
Ну-ка, думайте быстрее,
Вставьте нас в слова скорее!

На доске:

Словарь: Род…на, б…рёзка, д…ревня, пр…рода, пр…красный.

Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь.

– Проверим выполненную работу с помощью буквенных вееров.
– Какая ещё орфограмма встретилась в слове Родина? (Имя собственное пишется с заглавной буквы.)
– В слове берёзка? (Парная согласная.)
– В слове прекрасный? (Сочетание сн.)

3. Постановка темы урока

– Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Изменение имен существительных по вопросам.)
– Сегодня мы продолжим изучение этой темы и познакомимся с новым понятием.

4. Актуализация знаний

– Давайте, ребята, вспомним все, что мы знаем об имени существительном.
– Итак, что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы кто? или что?, обозначает предмет, явления, чувства, действия, признаки.)
– Что еще можно сказать об именах существительных? (Бывают одушевленные и неодушевленные; изменяются по числам, бывают мужского, женского и среднего рода.)
– На прошлом уроке мы говорили о том, что имена существительные изменяются по вопросам.
– Прочитайте текст, который лежит у вас на парте, и выпишите из каждого предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает. Один ученик работает у доски.

1. Зимой река замерзла.
2. Берега реки замело снегом.
3. В летнее время по реке ходили суда.
4. Не каждый видел такую полноводную реку.
5. Жители города гордятся рекой.
6. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.

Запись на доске и в тетрадях:

что? река
чего? реки
чему? реке
что? реку
чем? рекой
о чем? о реке

– Проверка.
– Посмотрите на доску. Со всем согласны?
– Что можете сказать о выписанных словах? (Это формы одного и того же слова.)
– Выделите окончания. Почему менялись окончания? (Потому что изменялись вопросы.)

5. Работа по теме урока

– Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли имена существительные по вопросам.)
– А кто знает, как одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Ответы детей.)
– Изменение имен существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.
На доску прикрепляется карточки со словами «склонение», «падежи».
– Сколько вопросов в столбике? (Шесть.)
– В русском языке шесть падежей. Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» и постарайтесь запомнить названия.

Откуда пошли названия падежей

Он еще не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный.
Родился – и стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательный.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительный.
Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложный.

(По ходу чтения сказки на доску вывешиваются карточки с названиями падежей и вопросами.)

– Давайте еще раз прочитаем названия падежей и вопросы.
– Итак, в современном русском языке – 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а в венгерском – 22. В китайском – 0, в английском – 3, а в одном из языков Дагестана – табасаранском – 52.

6. Продолжение работы по теме урока

Работа по таблице падежей.

– Назовите падежи, которые есть в русском языке.
– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)
– Встречается ли одинаковый падежный вопрос у одушевленных существительных? (Да, в родительном и винительном падежах.)
– А у неодушевленных существительных? (Да, в именительном и винительном падежах.)
– Что значит просклонять имя существительное?
– Очень многие люди для того, чтобы не ошибаться при склонении существительных, применяют слова-помощники. Эти слова-помощники «дружат» с падежами. Эти слова написаны на карточках с названиями падежей.

Чтение слов-помощников.

– Я предлагаю вам просклонять еще одно существительное. А какое – узнаете, отгадав загадку.

Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
Прилетел в резной дворец
Серый в крапинку певец.

– Скворец.
– Итак, давайте просклоняем существительное скворец. Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.

Один ученик работает у доски.

И. п. (есть) кто? скворец
Р. п. (нет) кого? скворца
Д. п. (дал) кому? скворцу
В. п. (вижу) кого? скворца
Т. п. (горжусь) кем скворцом
П. п. (думаю) о ком? о скворце

– Форма какого падежа является начальной?
– Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма существительного.
– Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.

7. Физкультминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем –
Крылья сложили назад.

8. Повторение ранее изученного

К нам пришли еще гости. Это Словосочетание и Предложение. Они принесли нам подарок – целую корзину цветов.

(На доску прикрепляется картинка гостей с корзиной цветов)

Грамматику славим и вам всем привет.
Волшебных цветов принесли мы букет.
На каждом цветке написали заранее
Для вас очень важные три задания.

ромашка

Учебник, страница 7, упражнение 82.

– Прочитайте задание.
– Назовите главные члены в первом предложении.
– Назовите словосочетания с существительным воробей из других предложений.
– Запишите эти словосочетания с вопросами, определите падеж имен существительных.

Ученики выполняют работу самостоятельно. Взаимопроверка. В это же время 4 ученика работают по индивидуальным карточкам.

Задания на карточках:

1 карточка: «Определи род и число имен существительных»
2 карточка: «Запиши слова, раскрывая скобки (предлог – приставка)»
3 карточка: «Вставьте разделительный Ъ или Ь знаки»
4 карточка: «Вставьте, где нужно, необходимые буквы (непроизносимые согласные)»

мак

– Совершите прогулку по лесной опушке.

На доске картина «Одинокий дуб» (название учащимся не сообщается).

– Рассмотрите картину. Опишите дуб. Какой он? (Сильный, могучий, корявый, величавый.)
– В переводе с латинского «дуб» – красивое дерево.
– Подберите название картине.
– Назовите изображенные на картине предметы – имена существительные мужского рода (лес, дуб, снег…), женского рода (река, ветка, земля, опушка, поляна…), среднего рода (дерево, небо, облако…).
– Подберите имена прилагательные к данным существительным: снег (белый), дерево (могучее), река (глубокая), солнце (яркое), берег (высокий).
– Составьте предложение о дубе.
– Запишите предложение, разберите по членам предложения и по частям речи. Один ученик работает у доски.

На высоком берегу рос могучий дуб.

колокольчик

Игра «Угадай слово»

– Запишите слова, выделите приставку, корень, суффикс, окончание.

Приставка в слове «подъехал»;
Корень в слове «снежный»;
Суффикс в слове «дворник»;
Окончание в слове «лучи».

– Какое слово получилось? (Подснежники)

Приставка в слове «поле»;
Корень в слове «веснушки»;
Суффикс в слове «зима»;
Окончание в слове «река».

– Какое слово получилось? (Весна)

Подснежники – первые весенние цветы. Сколько радости они нам приносят. Но не надо их рвать, они быстро завянут. Пусть останутся эти цветы в природе и радуют еще больше людей.

Вывод

– Сколько падежей в русском языке?
– Что мы называем склонением?
– К какому падежу относится существительное в начальной форме?
– Назовите вопросы косвенных падежей.

9. Домашнее задание

Страница 9, упражнение 88.

10. Итог урока

В рощах птичье пение,
А в классе тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.

Склоняем вслух весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне,
Весною, о весне…

Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною –
У них не спросят падежи:
Весна, весны, весною.

Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на стене.
А тут весна, весны, весне,
Весною, о весне.