Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:
- Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
- Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
- Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся.
- Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: учебник, тетрадь у учащихся; оформленная доска: предметные картинки птиц с безударными гласными -е, -и; корзина цветов, изображения гостей – «Словосочетание» и «Предложение», карточки со словами «склонение», «падежи», карточки с названиями падежей, картина «Одинокий дуб», карточки для индивидуальной работы учащихся, буквенные веера.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
2. Словарная работа
Наступил месяц март – первый месяц весны. А вестниками весны являются птицы. Вот и к нам на урок прилетели две птички. Но посмотрите, они что-то принесли в своих клювиках. Да это же безударные гласные Е и И!
Поспешили, поспешили,
Чуть заданье не забыли.
Ну-ка, думайте быстрее,
Вставьте нас в слова скорее!
На доске:
Словарь: Род…на, б…рёзка, д…ревня, пр…рода, пр…красный.
Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь.
– Проверим выполненную работу с помощью
буквенных вееров.
– Какая ещё орфограмма встретилась в слове
Родина? (Имя собственное пишется с заглавной
буквы.)
– В слове берёзка? (Парная согласная.)
– В слове прекрасный? (Сочетание сн.)
3. Постановка темы урока
– Над какой темой мы работали на предыдущем
уроке? (Изменение имен существительных по
вопросам.)
– Сегодня мы продолжим изучение этой темы и
познакомимся с новым понятием.
4. Актуализация знаний
– Давайте, ребята, вспомним все, что мы знаем об
имени существительном.
– Итак, что такое имя существительное? (Часть
речи, отвечает на вопросы кто? или что?,
обозначает предмет, явления, чувства, действия,
признаки.)
– Что еще можно сказать об именах
существительных? (Бывают одушевленные и
неодушевленные; изменяются по числам, бывают
мужского, женского и среднего рода.)
– На прошлом уроке мы говорили о том, что имена
существительные изменяются по вопросам.
– Прочитайте текст, который лежит у вас на парте,
и выпишите из каждого предложения слово «река» с
вопросом, на который оно отвечает. Один ученик
работает у доски.
1. Зимой река замерзла.
2. Берега реки замело снегом.
3. В летнее время по реке ходили суда.
4. Не каждый видел такую полноводную реку.
5. Жители города гордятся рекой.
6. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.
Запись на доске и в тетрадях:
что? река
чего? реки
чему? реке
что? реку
чем? рекой
о чем? о реке
– Проверка.
– Посмотрите на доску. Со всем согласны?
– Что можете сказать о выписанных словах? (Это
формы одного и того же слова.)
– Выделите окончания. Почему менялись окончания?
(Потому что изменялись вопросы.)
5. Работа по теме урока
– Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли
имена существительные по вопросам.)
– А кто знает, как одним словом можно заменить
эту длинную фразу? (Ответы детей.)
– Изменение имен существительных по вопросам
называется склонением или изменением по падежам.
На доску прикрепляется карточки со словами
«склонение», «падежи».
– Сколько вопросов в столбике? (Шесть.)
– В русском языке шесть падежей. Послушайте
сказку «Откуда пошли названия падежей» и
постарайтесь запомнить названия.
Откуда пошли названия падежей
Он еще не родился, а уже думали, какое имя ему
дать, и решили назвать – именительный.
Родился – и стал родительный. Это имя ему еще
больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал
дательный.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие
проделки его винили, и он стал винительный.
Потом подрос, начал творить добрые дела и стал
называться творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и
назвали теперь предложный.
(По ходу чтения сказки на доску вывешиваются карточки с названиями падежей и вопросами.)
– Давайте еще раз прочитаем названия падежей и
вопросы.
– Итак, в современном русском языке – 6 падежей,
но ученые насчитывают различное количество
падежей в современных языках мира. В финском,
например, их 15, а в венгерском – 22. В китайском – 0,
в английском – 3, а в одном из языков Дагестана –
табасаранском – 52.
6. Продолжение работы по теме урока
Работа по таблице падежей.
– Назовите падежи, которые есть в русском
языке.
– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к
неодушевленным существительным, кто? – к
одушевленным.)
– Встречается ли одинаковый падежный вопрос у
одушевленных существительных? (Да, в
родительном и винительном падежах.)
– А у неодушевленных существительных? (Да, в
именительном и винительном падежах.)
– Что значит просклонять имя существительное?
– Очень многие люди для того, чтобы не ошибаться
при склонении существительных, применяют
слова-помощники. Эти слова-помощники «дружат» с
падежами. Эти слова написаны на карточках с
названиями падежей.
Чтение слов-помощников.
– Я предлагаю вам просклонять еще одно существительное. А какое – узнаете, отгадав загадку.
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
Прилетел в резной дворец
Серый в крапинку певец.
– Скворец.
– Итак, давайте просклоняем существительное
скворец. Для этого напишем первые буквы названий
падежей в столбик (показ на доске).
Слова-помощники мы не пишем при склонении слова,
а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у
существительного выделяем окончание.
Один ученик работает у доски.
И. п. (есть) кто? скворец
Р. п. (нет) кого? скворца
Д. п. (дал) кому? скворцу
В. п. (вижу) кого? скворца
Т. п. (горжусь) кем скворцом
П. п. (думаю) о ком? о скворце
– Форма какого падежа является начальной?
– Форма именительного падежа единственного
числа – это начальная форма существительного.
– Все падежи, кроме именительного, называются
косвенными падежами.
7. Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем –
Крылья сложили назад.
8. Повторение ранее изученного
– К нам пришли еще гости. Это Словосочетание и Предложение. Они принесли нам подарок – целую корзину цветов.
(На доску прикрепляется картинка гостей с корзиной цветов)
Грамматику славим и вам всем привет.
Волшебных цветов принесли мы букет.
На каждом цветке написали заранее
Для вас очень важные три задания.
ромашка
Учебник, страница 7, упражнение 82.
– Прочитайте задание.
– Назовите главные члены в первом предложении.
– Назовите словосочетания с существительным воробей
из других предложений.
– Запишите эти словосочетания с вопросами,
определите падеж имен существительных.
Ученики выполняют работу самостоятельно. Взаимопроверка. В это же время 4 ученика работают по индивидуальным карточкам.
Задания на карточках:
1 карточка: «Определи род и число имен
существительных»
2 карточка: «Запиши слова, раскрывая скобки
(предлог – приставка)»
3 карточка: «Вставьте разделительный Ъ или Ь
знаки»
4 карточка: «Вставьте, где нужно, необходимые
буквы (непроизносимые согласные)»
мак
– Совершите прогулку по лесной опушке.
На доске картина «Одинокий дуб» (название учащимся не сообщается).
– Рассмотрите картину. Опишите дуб. Какой он?
(Сильный, могучий, корявый, величавый.)
– В переводе с латинского «дуб» – красивое
дерево.
– Подберите название картине.
– Назовите изображенные на картине предметы –
имена существительные мужского рода (лес, дуб,
снег…), женского рода (река, ветка, земля, опушка,
поляна…), среднего рода (дерево, небо, облако…).
– Подберите имена прилагательные к данным
существительным: снег (белый), дерево (могучее),
река (глубокая), солнце (яркое), берег (высокий).
– Составьте предложение о дубе.
– Запишите предложение, разберите по членам
предложения и по частям речи. Один ученик
работает у доски.
На высоком берегу рос могучий дуб.
колокольчик
Игра «Угадай слово»
– Запишите слова, выделите приставку, корень, суффикс, окончание.
Приставка в слове «подъехал»;
Корень в слове «снежный»;
Суффикс в слове «дворник»;
Окончание в слове «лучи».
– Какое слово получилось? (Подснежники)
Приставка в слове «поле»;
Корень в слове «веснушки»;
Суффикс в слове «зима»;
Окончание в слове «река».
– Какое слово получилось? (Весна)
Подснежники – первые весенние цветы. Сколько радости они нам приносят. Но не надо их рвать, они быстро завянут. Пусть останутся эти цветы в природе и радуют еще больше людей.
Вывод
– Сколько падежей в русском языке?
– Что мы называем склонением?
– К какому падежу относится существительное в
начальной форме?
– Назовите вопросы косвенных падежей.
9. Домашнее задание
Страница 9, упражнение 88.
10. Итог урока
В рощах птичье пение,
А в классе тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.Склоняем вслух весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне,
Весною, о весне…Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною –
У них не спросят падежи:
Весна, весны, весною.Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на стене.
А тут весна, весны, весне,
Весною, о весне.