Цель урока: Обобщить знания о глаголе. Учить систематизировать изученный материал. Развивать интерес к русскому языку, умение думать, размышлять, прививать навыки самостоятельной работы. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: Схемы, индивидуальные карточки, перфокарты, учебники.
Ход урока
I.
Организация класса. (Почему мы такие нарядные?)II.
Работа в тетрадях. 1) Орфографическая пятиминутка.– Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами:
зарубить на носу
(запомнить крепко-накрепко)ждать у моря погоды (бездействовать, напрасно надеяться)
язык без костей (много говорить)
держать язык за зубами (молчать, не выдавать секрет)
– Ребята, приведите примеры фразеологизмов, какие вы знаете.
как снег на голову
со всех ног
на душе кошки скребут
яблоку негде упасть
сидеть как на иголках
голова, как решето
III.
Сообщение темы урока.– Как-то одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор?
1. Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
2. Что вы больше всего не любите7
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
3. Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята
На “пятерку” знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
– Правильно, это ГЛАГОЛ. Мы сегодня обобщим знания о глаголе.
IV.
Минутка чистописания.– Ребята, прежде чем поговорите о глаголе, проведем минутку чистописания. Сели правильно, проверьте осанку.
– Узнали сочетания букв в узоре?
(Окончания глаголов I и II спряжения ед. и мн. числа)
– Ребята, почему эта часть речи получила такое название?
– В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать. Давайте проверим по толковому словарю, что оно означает.
– Но мы же не будем разглагольствовать. Мы будем говорить по существу.
V. Работа в парах.
– На партах лежат карточки с отдельными частями слова, из которых надо собрать глаголы неопределенной формы.
I вариант почернеть |
II вариант заболеть |
– Работаем в парах. Составляем слово, не записывая его в тетрадь. Проверим, произнесем орфографически правильно.
Две ошибки – “3”.
Одна ошибка – “4”.
Ни одной ошибки – “5”.
Схема
Что делать? | Что сделать? |
ть чь ти инфинитив глаголы нач. формы глаголы неопред. формы |
– Почему форма названа неопределенной?
– Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?
– А вот глагол подарить. Что это за глагол? (Неопределенной формы). Определить вид глагола (совершенный вид).
– Глагол подарить пришел к вам в надежде, что вы ему поможете в беде. Вот он с какой просьбой к вам обращается:
– И не утешайте меня, пожалуйста, что я имею такой совершенный вид. Я несколько раз пытался попасть в настоящее время, но все время попадал то в будущее, то в прошедшее. Я хочу в настоящее. Хочу, хочу!
– Почему этот глагол не может попасть в настоящее время? (Нельзя от глаголов совершенного вида образовать настоящее время).
– Подумайте, что можно сделать с глаголом, чтобы ему помочь? (Убрать приставку по-).
VI. Работа у доски (2 ученика).
дарить я дарю буду дарить я дарил |
подарить – я подарю подарил |
(Дети записывают в тетрадь: смотреть, посмотреть)
Схема
VII. Чтение сказки.
– Я хочу вам рассказать сказку. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю”. А она ему… Как вы думаете?
– Не люблю.
– Он признавался: “Верю”. А она ему:
– Не верю.
И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул… А что было дальше, сейчас узнаем.
VIII. Чтение по ролям стихотворения А. Шибаева “Веселые рифмы”.
– Слезь со стула!
– Не хочу!
– Упадешь!
– Не упаду!
– Отойди!
– Не отойду!
– Приедешь?
– Не приеду!
– Придешь?
– Нет, не приду!
– Услышишь?
– Не услышу!
– Найдешь?
– Нет, не найду!
– Слезаешь?
– Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу!
– На ваших листочках нет частицы НЕ. Вам предстоит ее вписать. Вспомним правило:
– Вот почему у частицы НЕ такая странная любовь.
– А сейчас я вам предлагаю такое задание. Вспомните пословицы, в которых есть частица НЕ. Запишите глаголы с НЕ.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Под лежачий камень вода не течет.
(Не будешь учиться – не будешь знать,
не будешь помогать людям – не будет друга).
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
(Одно сделать дело, а потом за другое браться).
- Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь.
(Человек хвалится что-нибудь лучше других сделать, а у него ничего не получилось).
Вывод:
Вопросы:
– Какие части речи изменяются по лицам?
– Какие слова изменяются по числам?
– Что называется спряжением глагола?
X. Игра “Путешествие по стране “Глаголия”.
– Докажите, что вы умеете определять спряжение глаголов. Для этого мы отправимся в путешествие по стране “Глаголия”, мэром которой является Ударение.
В этой стране есть два города: Первоспряженск и Второспряженск. Однажды жители этих городов отправились в лес за грибами. Лес окутал их густым туманом, и они заблудились. Как помочь им попасть домой? Распределите слова-глаголы по городам.
Мальчики – I спряжение
Девочки – II спряжение
(Двое детей по индивидуальным карточкам)
Шалишь, берете, спешат, шьют, тонет, светит, играет, варим, слышит, бреет, качает, подходит, бросает, готовит.
Проверка |
– Как же нужно действовать, чтобы правильно написать окончания глаголов настоящего и прошедшего времени?
XI. Работа с учебником.
– Попробуйте установить, как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.
Алгоритм |
– Поработаем над своей научной речью.
– Как же нужно действовать?
Устный диктант.
кружишь тоскуешь думаешь видишь стелешь решаешь бродишь |
XII. Работа с перфокартами.
XIII. Эстафета. (Три карточки).
– Определить спряжение глаголов.
XIV. Итог урока.
– Чем заинтересовала вас страна Глаголия?
– Можно ли обойтись в речи без глаголов?
(Король Глагол со своими придворными отмечает лучших учеников урока)
Ученица:
– Глагол – настоящий богач среди частей речи. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Глагол – это самая живая часть речи.
Литература
- Урок проведен по образовательной системе “Школа 2100”.
- Серия “Свободный ум”.
- Авторы учебников: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.