Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Цели урока по содержанию.
Образовательная: Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.
Развивающая:
- развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса; интеллектуальное и общее развитие учащихся;
- развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;
Воспитательная:
- создание творческой эмоциональной обстановки;
- формирование нравственных качеств;
- воспитание правильного отношения к природе, животному миру.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
(Садитесь).
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
Актуализация опорных знаний.
Ребята, сейчас вам загадаю загадки, а вы должны будете их отгадать. Отгадки надо записать столбиком на доске. (Приложение 1)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
Ответ: Утка.
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
Ответ: Дятел.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Ответ: Аист.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Ответ: Рыбы.
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ответ: Ель.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Ответ: Налим.
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его?
Ответ: Индюк.
Кто пушистый у воды
Моет сладкие плоды?
Прежде, чем отправить в рот,
Полоскает их ...
Ответ: Енот.
Утка.
Дятел.
Аист.
Рыбка.
Ель.
Налим.
Индюк.
Енот.
Найдите лишнее слово. Почему его выделили?
- Это неодушевлённый предмет. А остальные слова обозначают одушевлённый предмет.
На какие группы можно разбить животных?
- Домашние и дикие.
Какой вопрос задаём к одушевлённым предметам? К неодушевлённым предметам?
- Кто? Что?
Правильно!
Ребята! В столбике этих слов спряталась тема нашего урока. Найдите её.
- Ударение.
Правильно! Мы на уроке повторим все, что мы знаем об ударении.
Назовите слова из столбика, где ударение падает на 1 слог, на 2 слог, на 3 слог.
(Дети называют.)
Как вы найдёте ударение в словах?
- Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.
Формирование новых знаний.
1. На доске записаны слова (замок, гвоздики).
- Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова.
(Рисунки выставляются на доске.)
- Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете?
- Потому что ударение падает на разные слоги.
- Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.
Молодцы!
- Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют.)
- В слове гвоздики, если ударение поставить на первый слог, то это слово означает острые предметы, которые забивают в стену. А если поставить на второй слог, то это слово означает - цветы.
- Составьте предложения с этими словами.
2. Ребята, на доске записано стихотворение. Найдите слова с одинаковым написанием, но разными и ударными слогами.
«Скорей, сестра на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окуни
Не бойся это окуни».
Выпишите эти слова, и поставь знак ударения.
Вывод: Для чего нужно ударение?
Как найти ударение в слове?
Какой знак обозначает ударение?
Физминутка
Ёжик топал по тропинке (ходьба на месте)
И грибочки нес на спинке (руками достаем до спины).
Ёжик топал не спеша (ходьба на месте),
Тихо листьями шурша (ладошками показываем шелест листьев).
А навстречу ему скачет зайка, (скачут на месте)
Длинноухий попрыгайка (ладонями изображают уши зайки)
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку. (показывают как тащат морковку)
Словарный диктант.
Сейчас мы с вами запишем слова. Я показываю картинки, а вы их записываете в тетрадь.
(Медведь, заяц, воробей, корова, поросёнок, лисица.)
Что это за слова?
- Словарные слова.
Назовите лишнее слово. (Воробей)
Почему?
Это слово называет птицу, а остальные слова-животные.
Сколько слогов в этом слове?
Какой слог ударный?
Поставьте ударение в словарных словах.
- А теперь, ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.
- Встаньте, у кого нет ошибок. Молодцы! (Выдаются медальки.)
- Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый слог.
- (Заяц) - на первый слог.
- (Корова, лисица) - на второй слог.
- Как вы определили ударение?
- Где голос произносится с силой, значит эта гласная ударная.
Игра.
- А сейчас мы поиграем. Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог и молчите, если на 3 слог.
Сосна, ветер, улица, ромашка, пароход, луна, молоко.
Молодцы!
Закрепление материала с использованием регионально-национального компонента.
Ребята, назовите самое чистое озеро в мире.
- Это озеро Байкал!
О Байкале расскажет Илья.
- Правильно. Наше озеро самое чистое. Его называю ещё Байкал-Батюшка, Жемчужина мира. В нём водятся очень интересные животные и рыбки. Одна из таких рыбок называется голомянка. А о ней расскажет Соловьёва Рита.
Послушав рассказ Риты и Ильи, скажите, как вы должны относиться к прекрасному озеру? К природе которая нас окружает? (Выслушиваются ответы детей)
- Назовите ударную гласную в слове Байкал. (Вторая «а»)
- Назовите безударные гласные. (Первая «а»)
- Какое правило должны знать, чтобы правильно написать это слово.
Имена собственные пишутся с большой буквы.
Составьте предложение с этим словом. (Самое яркое предложение записывается под диктовку).
Рефлексия
Что вам понравилось на уроке?
Что нового узнали?
Спасибо за работу.
На этом мы заканчиваем наш урок, а на память вам Рита раздаст фотографии Байкала.