«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев делать
его немного занимательным».
Паскаль
Ход урока
1. Устная работа.
а) Объясните фразы:
- гениальный математик древности Архимед родился в 287 г до н.э.
- русский математик Лобачевский родился в 1792 году
- первые олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э.
б) Найдите недостающие числа в ряду: 8;-3;6;-5;*;*.
в) Вычислить: -3+(-2)+…+3+4.
г) Вписать недостающие числа, чтобы равенство было верным:
2 + * = -8;
-9 -12 = 9 - *;
-2 + * = * -3;
* - * = -8.
д) Выяснить недостающий рисунок:
е) Указать верные утверждения и отгадать слово:
- -4,5+3,7=-0,8 (И)
- /х-5/=0, х=0 (К)
- -5 > -6 (Н)
- /-4/= -4 (Е)
- -7,91-1,09=-9 (Д)
- -5,7-(-5,7)=0 (И)
- /-1,7/-/4.7/= 3 (Л)
- 4,5-(-7,8)=-3,3 (А)
- 1,35-8,05=-6,7 (Я).
У учащихся должно получиться слово ИНДИЯ.
Одним из первых толковал отрицательные числа индийский ученый Брамагупта (6 век н. э.), с которыми он столкнулся при решении уравнений. Положительные числа – имущество, отрицательные числа – долги. Рассматривал отрицательные числа и греческий математик Диофант в 3 веке н. э. А еще раньше китайские ученые во 2 веке. Но точно сказать трудно, т.к. император Ши Хуан Ди , разгневанный на ученых, приказал сжечь все научные книги, а авторов казнить. Содержание этих книг дошло до нас в отрывках из которых известно, что китайцы не знали правила знаков при умножении положительных и отрицательных чисел. Впервые его сформулировали индийские ученые. В Европе к отрицательным числам обращался итальянский ученый Фибоначчи.
2. Письменная работа.
У учащихся на партах лежат задания по вариантам, решив которые должен получиться числовой код. Двое учеников решают на закрытых досках.
1 вариант |
|
|
2 вариант |
1) 27,3-(-2,6)= а |
|
|
1) -5,6-3,7= а |
2) -3,3 – а = б |
|
|
2) 31,2 – а = б |
3) 13 – б = с |
|
|
3) -12 – б = с. |
(1) -33,2; (2) -52,5; (3) -9,3; (4) 29,9; (5) 40,5; (6) 20,2.
Учащиеся сдают решения и сверяют свои коды, записанные в тетрадях, с решениями учащихся у доски.
3. Математическое «Поле чудес».
Учащиеся разбиты на 6 групп. Каждая группа выполняет свое задание.
1 группа:
- 2,6 – (-0,2);
- -45 + (-29);
- 1/5 – 13/15;
- 1/3 – 2/3.
2 группа:
- -7,5 + /-10,3/;
- -82 + 8;
- 1/4 – 11/12;
- -0,4 + /-2,5/.
3 группа:
- -10,5 – 7,03;
- 25 – 99;
- -8,43 – 9,1;
- -6,7 – 4,61.
4 группа:
- -13,81 – 5,9;
- 3/4 – 5/6;
- 0 – (-2,1);
- -6,7 + /-4,61/.
5 группа:
- 28 – 102;
- -9,5 + /-12,3/;
- 1/2 + (-1/3);
- -0,51 – 0,2.
6 группа:
- -39 + /-52/;
- 2/3 – 1;
- 13/24 – 5/8;
- -0,6 + 2,7;
- 0,43 – 3,2.
А (-74); Е (-1/3); З (-19,71); И (2,1); К (-17,53); Л (13); Ы (1/6); М (2,8); Н (-1/12); Т (-2/3); У (-11,31); Ш (-0,71); Ц (-2,09); Я (-2,77).
В результате этой групповой работы на доске открывается следующее высказывание:
МАТЕМАТИКА – КУЗНИЦА МЫШЛЕНИЯ. (Китайская мудрость.)
4. Подводится итог урока, выставляются оценки.