С 2006 года Центр диагностики и консультирования «Камертон» реализует проект «Создание школьных служб примирения (ШСП)» с целью внедрения восстановительных технологий в практику образовательных учреждений. Восстановительные технологии позволяют разрешать конфликтные ситуации путем создания условий для диалога между конфликтующими сторонами при поддержке нейтрального посредника. ШСП – это принципиально новая для российской школы технология, основным принципом которой является участие в разрешении конфликтов детей.
В рамках проекта «Создание школьных служб примирения» проводится тренинг «Управление конфликтом». Целями тренинга являются: формирование актива ШСП; обучение участников методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника. Программа тренинга рассчитана на 9 часов (3 занятия по 3 часа). Группа формируется из учащихся 8-10 классов и педагогов школы в количестве 12-16 человек.
Тематическое планирование
№ |
Тема этапа |
Задачи этапа |
Кол-во часов |
1 |
Конфликты и причины их возникновения. |
Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и способы разрешения. |
3 ч. |
Посредничество как один из способов разрешения конфликтов. |
Познакомить участников с характеристиками личности посредника и необходимыми ему качествами. |
||
2 |
Общение и умение слушать. |
Показать важность обратных связей в общении. Обучить навыкам эффективного слушания. |
3 ч. |
Проявления эмоций и чувств. |
Совершенствовать умение конструктивно выражать свои эмоции и распознавать внешние проявления основных эмоций у других людей. |
||
Манипуляции и защита от них. |
Познакомить с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них. |
||
3 |
Процесс посредничества в работе ШСП. |
Изучить в теории и на практике этапы организации совместной встречи по разрешению конфликтной ситуации. |
3 ч. |
Модель ШСП. |
Выполнить творческую композицию в технике коллажа. |
Занятие 1
Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), чистые листы, маркер, скотч, ножницы, карточка с запоминаемым текстом для игры «Испорченный телефон» (Приложение 1), Тест Томаса (бланк теста на каждого участника, ключ к тесту для ведущего) (Приложение 2).
Тема |
Содержание этапа |
Действия ведущего и участников |
Время |
Зачем мы здесь собрались? |
Организационный момент |
Встреча участников и рассаживание их в круг. Участникам предлагается написать свое имя на бейдже. |
5 мин. |
Вступительное слово ведущего |
Приветствие участников, знакомство с целями предстоящей работы. |
5 мин. |
|
Знакомство |
Каждый участник представляет себя (ученик - имя, класс; взрослый - имя, должность) и сообщает цель посещения тренинга. |
15 мин. |
|
Правила тренинга |
Пояснение и принятие правил тренинга («Здесь и теперь», «Ноль-ноль», «Умей слушать другого», «Храни тайну», «Стоп»). |
5 мин. |
|
1. Конфликты и причины их возникновения. |
Разминка «Карандаши» |
Участники объединяются в пары и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы, подушечками указательных пальцев, выполняя команды: «Шаг назад», «Два шага вперед», «Наклониться вперед», «Присесть» и т.д. Затем это задание выполняют, встав в круг. |
10 мин. |
Упражнение «Гости столицы» |
Участники в парах (разбиваются на 1-й , 2-й) должны представить, что они вдвоём проездом в Москве и до отправления поезда осталось 4 часа. Необходимо проиграть ситуацию, в которой 1-й – хочет побывать на Красной площади; 2-й – в театре на премьере спектакля с участием любимого актера. Цель – уговорить партнера. Обсуждение: Удалось ли уговорить партнера? Почему? Что помогло или помешало? |
20 мин. |
|
Информационный блок |
Понятие «конфликт», причины возникновения конфликтов. |
10 мин. |
|
Игра «Испорченный телефон» |
10 участников выходят за дверь, одному из оставшихся сообщается текст, который затем передается участниками по очереди. Обсуждение: Что мы с вами сейчас наблюдали? Таким образом могут рождаться сплетни, которые часто являются источником конфликтов. |
20 мин. |
|
Перерыв 10 минут |
|||
2. Посредничество как один из способов разрешения конфликтов. |
Диагностический блок (Тест Томаса) |
Каждый участник заполняет бланк теста и определяет свой стиль поведения в конфликте. |
15 мин. |
Информационный блок |
Беседа о способах разрешения конфликтов: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество (с выходом на посредничество). |
10 мин. |
|
Упражнение «Ты уже посредник?» |
Участники объединяются в тройки (рассчитавшись на 1,2,3). Разыгрывают ситуацию: между двумя учениками конфликт: 1-й обозвал 2-го, 2-й его за это стукнул, и завязалась драка. Роль 3-го попытаться их примирить, выступить в роли посредника. Обсуждение: Кто (какой человек) может быть посредником? Что для этого нужно? Кто уже готов быть посредником? |
20 мин. |
|
Беседа о личности посредника |
Анализ личности посредника и необходимых ему качеств. |
5 мин. |
|
Игра «Замороженный» |
Участники объединяются в пары. 1-й – «замороженный», 2-й – пытается жестами и мимикой его разморозить. Обсуждение: Удалось ли «разморозить» партнера? Что помогало не реагировать на происходящее вокруг? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? |
15 мин. |
|
Рефлексия занятия |
Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 1 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от будущих встреч? |
15 мин. |
Занятие 2
Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), скотч, ножницы, памятки с техниками активного слушания на каждого участника (Приложение 3), анкета «Умеете ли Вы слушать?» (Приложение 4), чистые листы, раздаточный материал к технологии «Зигзаг» (Приложение 5).
Тема |
Содержание этапа |
Действия ведущего и участников |
Время |
3. Общение и умение слушать. |
Организационный момент |
Встреча участников и рассаживание их в круг. |
5 мин. |
Приветствие |
Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от 2-й встречи. |
10 мин. |
|
Разминка «Копирование движений» |
Участники встают в круг и выполняют любое движение. По сигналу ведущего – начинают повторять движения соседа слева. И так пока движение не вернется к своему автору. |
10 мин. |
|
Информационный блок |
Психология общения, виды и функции общения. Средства общения. |
10 мин. |
|
Упражнение «Слушание в разных позах» |
Участники разбиваются на 1-й и 2-й. 1-«говорящий», 2 – «слушающий». Проигрывают ситуацию слушания в разных позах: 1) оба сидят, 2) говорящий стоит, 3) стоят спиной друг к другу. Затем меняются ролями. Обсуждение:При каком расположении собеседника было легче говорить? Легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения? |
10 мин. |
|
Диагностический блок (Анкета «Умеете ли вы слушать?») |
Ведущий зачитывает вопросы анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»). |
10 мин. |
|
Информационный блок |
Активное и пассивное слушание, ошибки, препятствующие активному слушанию. |
10 мин. |
|
Упражнение «Эффективное слушание» |
Проигрывание техник активного слушания. Участники делятся на группы по 3 чел. 1-й – рассказывает интересный случай из своей жизни, 2-й - использует технику активного слушания, 3-й - наблюдает и выявляет применяемую технику активного слушания. Затем меняются ролями. Обсуждение: Все ли техники были отгаданы? Что было легче: отгадывать или использовать технику? |
25 мин. |
|
Перерыв 10 минут |
|||
4. Проявления эмоций и чувств. |
Разминка «Путаница» |
Группа образует круг, все участники вытягивают руки внутрь круга, соединяя руки таким образом, чтобы получилась путаница. Группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук. |
10 мин. |
Информационный блок |
Основные эмоции и чувства. |
5 мин. |
|
Упражнение «Угадай эмоцию» |
Водящий выходит за дверь, остальные придумывают и изображают эмоцию, которую он должен отгадать. Обсуждение: К каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую? Умение конструктивно выражать эмоции — условие того, что они не принесут вреда. |
20 мин. |
|
5. Манипуляции и защита от них. |
Упражнение «Толкачи» |
Участники встают в две шеренги. Стоя на одной ноге, начинают толкаться ладонями. Цель - вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу или сдвинуться с места. Участники 3-4 раза меняются парами. Обсуждение: Какими способами удалось вывести соперника из равновесия? Игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их. |
10 мин. |
Изучение способов манипулирования |
Технология «Зигзаг». Делятся на 4 гр. Изучают теорию, приводят примеры из жизни. |
25 мин. |
|
Рефлексия занятия |
Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 2 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от следующей встречи? |
10 мин. |
Занятие 3
Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), скотч, ножницы, шнур или мел, магнитофон, аудиозаписи, раздаточный материал «Совместная встреча» на каждого участника (Приложение 6), чистые листы, большой лист ватмана для коллажа, журналы, клей, анкета обратной связи по тренингу на каждого участника (Приложение 7).
Тема |
Содержание этапа |
Действия ведущего и участников |
Время |
6. Процесс посредничества в работе ШСП. |
Организационный момент |
Встреча участников и рассаживание их в круг. |
5 мин. |
Приветствие |
Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от 3й встречи. |
10 мин. |
|
Разминка «Гвалт» |
Участники делятся на пары. Партнеры расходятся на максимальное расстояние друг от друга. Звучит громкая музыка. Задача – на фоне шума вести беседу с партнером. |
15 мин. |
|
Информационный блок |
Участники делятся на 3гр. Изучают теоретический материал «Совместная встреча». Задание: подготовить по 1 вопросу другим группам по содержанию прочитанного текста. |
25 мин. |
|
Проигрывание совместной встречи |
В тех же группах придумывают конфликтную ситуацию (ученик-ученик). Проигрывают совместную встречу. Обсуждение: Правильно ли было организовано пространство? Соблюдены правила совместной встречи? Насколько эффективна оказалась совместная встреча? Каковы ощущения у «участников конфликта»? |
35 мин. |
|
Перерыв 10 минут |
|||
7. Модель ШСП. |
Разминка «Снежки» |
Участники делятся на 2 группы. На полу проводится линия, делящая помещение пополам (или кладется шнурок), каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача игроков — перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Проводится 2-3 тура по 2 минуты, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». |
10 мин. |
Упражнение «Я в роли посредника». |
Участники на листах бумаги записывают размышления о себе в роли посредника. Обсуждение: Участники по желанию высказывают свои размышления. |
15 мин. |
|
Групповой коллаж |
Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по теме «Школьная служба примирения». Коллаж выполняется на листе ватмана с использованием всего комплекса изобразительных материалов: фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, клей. Затем один из участников представляет замысел композиции, раскрывает вложенный в неё смысл. Обсуждение: Участники делятся общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата. |
45 мин. |
|
Анализ и подведение итогов тренинга |
Заполнение участниками анкет обратной связи по тренингу. Обсуждение: Оправдались ли ожидания от тренинга? Что нового приобрели на занятиях? |
10 мин. |
Список использованной литературы:
- Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.
- Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками./О.А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
- От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. / под ред. Л.И. Рябовой. – Пермь, 2004.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./М.К. Тутушкина. – СПб.: Дидактика Плюс, 1999.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2005.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.