Тема четверти: «Песенность, танцевальность и маршевость в музыке».
Тип урока: Обобщение темы «Танцевальность в музыке».
Цель урока: создать условий для актуализации и расширения знаний о понятии «танцевальность» в музыке.
ХПИ: Раскрытие тайны развития танцевальной музыки через произведение П.И.Чайковского.
Задачи урока:
Обучающие
- закрепить умение слышать «танцевальность» в музыке;
- познакомить с музыкой к балету П.И.Чайковского «Спящая красавица»;
- учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;
- организовать процесс анализа музыки;
- учить петь детей в ансамбле.
Развивающие
- развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения; разнохарактерными интонациями;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать вокальные и ритмические навыки;
- развивать творческие способности детей;
- развивать фантазию и музыкальный слух.
Воспитательные
- на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к танцевальной музыке, потребность в общении с искусством;
- обогащать духовный мир детей;
- формировать положительные привычки.
Музыкальный материал:
- Ф. Шопен «Полонез»;
- П.И.Чайковский балет «Спящая красавица».
Интродукция:
- Тема Феи Карабос
- Тема Феи Сирени
- Тема Феи Сирени у флейты и английского рожка, у скрипок, у медных духовых инструментов.
- «Смешной человечек» Л. Рубальская.
- «Красная шапочка» А.Рыбников Ю.Ким.
- «Чунга-чанга» В. Шаинский Ю.Энтин.
- М.И.Глинка «Арагонская хота».
Методы:
- методы, активизирующие мышление;
- наглядно-слуховой;
- сопоставление;
- образное сравнение;
- ретроспективы;
- музыкальный анализ;
- пластического интонирования;
- эмоциональной драматургии.
Структура урока
I. Вводная часть
- вход в класс;
- организационный момент.
II. Основная часть
- сообщение темы и цели урока;
- актуализация и расширение знаний;
- балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»;
- слушание и анализ;
- вокально-хоровая работа;
- слушание анализ и исполнение “Арагонская хота” Э.Грига.
III. Заключительная часть
- подведение итогов;
- рефлексия;
- выход из класса.
Ход урока
I. Вход в класс:
Музыкальное приветствие:
Учитель: Прозвенел звонок.
Ученик: Начался урок.
Учитель: Добрый день ребята!
Ученик: Добрый день, добрый день, добрый день!
II. Основная часть
Активизация и расширение знаний: Слайд 1.
Учитель: Ребята, давайте вспомним по какой теме мы работаем?
Ученик: Песенность, танцевальность, маршевость в музыке.
Учитель: Мы уже знаем, музыка может быть не обязательно песней, но она песенная, не обязательно танцем, но она танцевальная, не обязательно маршем, но она маршевая.
Слайд 2
Учитель: Тема нашего урока сегодня «Тайны танцевальной музыки»
Слайд 3
Учитель: Какова цель нашего урока?
Ученик: Узнать и раскрыть тайну танцевальной музыки.
С древних времен и до наших дней люди танцуют на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии. Много веков назад танцы можно было увидеть на сельских площадках, где крестьяне кружились под немудреную музыку самодельных инструментов и в пышных дворцовых залах в сопровождении оркестров.
Слайд 4
Учитель: В чем разница танцевальной музыки сельских площадок и пышных дворцовых залах?
Ученик: Танцевальная музыка сельских площадок исполнялась под музыки самодельных инструментов, а в пышных дворцовых залах музыка звучала в сопровождении оркестра?
Слайд 5
Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Глинки, Чайковского. Композиторы большое место уделяли танцевальной музыке.
Слайд 6
Мы уже знаем немало музыкальных произведений: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига, Сирингар, Халлинг, Гангар, Полонез, Краковяк, Мазурка и др.
Слайд 7
И.С.Бах написал шесть «Французских» и шесть «Английских» сюит. Основу сюит составляли четыре танца: Аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Между сарабандой и жигой иногда звучал менуэт.
- Аллеманда - старинный немецкий танец. Торжественный, групповой, серьезный неторопливый танец.
- Менуэт – старинный французский танец. Движения пар сопровождались поклонами, реверансами.
- Жига – танец английских моряков, быстрый, веселый, непринужденный.
Слайд 8
Э.Григ норвежский композитор. Норвегия северная страна с суровой красивой природой.
- Сирингар – парный «прыжковый танец» острый чеканный ритм, яркая мелодия.
- Халлинг – сольный танец, в котором юноша показывает силу проворство и ловкость. Музыка носит мужественно-суровый характер, имеет упругий ритм.
- Гангар – неторопливый, спокойный танец, его танцуют парами торжественно и чинно.
Слайд 9
Великий польский композитор Ф.Шопен прославился как гениальный пианист. Он обогатил музыку новым содержанием и образами, ввел новые приемы пианистического исполнительства. Он не написал не одной оперы ни одной симфонии. На основе народных песен и танцев он создал высокохудожественную танцевальную музыку.
- Мазурка – веселый, задорный танец, как бы символизирующий военную удаль. Танцевали ее на балах.
- Краковяк – парный веселый танец.
- Полонез – парное шествие, им открывались балы музыка горделивая величественная с изящными приседаниями в конце каждого такта.
Учитель: Перечислите танцы, которые вы знаете?
Слайд 10
Учитель: Так что же такое танцевальность в музыке?
Ученик: Танцевальность – когда музыка пронизана ритмами, идущими от танца, но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее танцевать.
Учитель: Перечислите качества танцевальной музыки?
Ученик: Легкая, веселая, изящная зажигательная…
Новый материал
Слайд 11
А теперь мы отправимся за тайной… в Большой театр…
Учитель: Что такое балет?
Ученик: Спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
Слайд 12
Балет называется «Спящая красавица», а написал его русский композитор П. И. Чайковский. Он написал 3замечательных балета «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Балет «Спящая красавица» написан по известной сказке Шарля Перо. На афише мы можем увидеть главных героев балета. Принцессу Аврору (спящую красавицу) принца и двух фей добрую и злую.
Слайд 13
Учитель: Определите, какая из них добрая, а какая злая? Почему?
Ученик: По рисунку и по имени. Серый цвет для злой феи, светлый для доброй. Имя «Карабос», для злой феи. Имя «Сирень» для доброй феи.
Слайд 14
Учитель: Сегодня мы будем слушать интродукцию.
Интродукция:
- Краткое вступление к оперному или балетному спектаклю.
- Слово латинского происхождения, означает «введение».
Слайд 15
Учитель: Определите по нотной записи тему Феи Карабос и тему Феи Сирени.
Музыкальный анализ, сравнение, сопоставление.
Слушание
Тема Феи Карабос
Тема Феи Сирени
Слайд 16
Слушание
Тема Феи Сирени у флейты и английского рожка,
Слайд 17
Слушание у скрипок
Слайд 18
Слушание у медных духовых инструментов
Слайд 19
Фанфарная мелодия
Связаны с выражением радости, приобретают героический, торжественный характер.
Слайд 20
Учитель: Вывод: Как произошло развитие темы Феи Сирени?
Ученик: Песенная; песенно-танцевальная ; танцевально-маршевая.
Слайд 21
Учитель: Как называется танцевальная музыка, которую исполняют голосом?
Учитель: Вокальная.
Учитель: Давайте вспомним и исполним песни, украсив их танцевальными движениями.
«Смешной человечек» Л. Рубальская.
Слайд 22
«Красная шапочка» А.Рыбников Ю.Ким.
Слайд 23
«Чунга-чанга» В. Шаинский Ю.Энтин.
III. Заключительная часть
Слайд 24
- Учитель: Давайте подведем итог урока. Что вы знаете о танцевальной музыке?
Ученик:
- Легкая, изящная, зажигательная…
- Песенно-танцевальная, танцевально-маршевая;
- Вокальная и инструментальная;
- Народная и композиторская;
- В творчестве многих композиторов…
- Может выразить разные чувства (добро и зло);
- Концертное произведение.
Слайд 25
Молодцы! Справились с заданием.
Слайд 26
Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. Сегодня нас объединила танцевальная музыка. Вы пришли на него с разным настроением. А какое настроение у вас сейчас? Выберите нотку такого цвета, какое у вас настроение сейчас.
Желаю вам новых интересных встреч с музыкой.
А теперь сюрприз для вас звучит «Арагонская хота» М. Глинка
Видео
Выход из класса.