Урок музыки по теме: "Тайны танцевальной музыки"

Разделы: Музыка


Тема четверти: «Песенность, танцевальность и маршевость в музыке».

Тип урока: Обобщение темы «Танцевальность в музыке».

Цель урока: создать условий для актуализации и расширения знаний о понятии «танцевальность» в музыке.

ХПИ: Раскрытие тайны развития танцевальной музыки через произведение П.И.Чайковского.

Задачи урока:

Обучающие

  • закрепить умение слышать «танцевальность» в музыке;
  • познакомить с музыкой к балету П.И.Чайковского «Спящая красавица»;
  • учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;
  • организовать процесс анализа музыки;
  • учить петь детей в ансамбле.

Развивающие

  • развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения; разнохарактерными интонациями;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать вокальные и ритмические навыки;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать фантазию и музыкальный слух.

Воспитательные

  • на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к танцевальной музыке, потребность в общении с искусством;
  • обогащать духовный мир детей;
  • формировать положительные привычки.

Музыкальный материал:

  • Ф. Шопен «Полонез»;
  • П.И.Чайковский балет «Спящая красавица».

Интродукция:

  • Тема Феи Карабос
  • Тема Феи Сирени
  • Тема Феи Сирени у флейты и английского рожка, у скрипок, у медных духовых инструментов.
  • «Смешной человечек» Л. Рубальская.
  • «Красная шапочка» А.Рыбников Ю.Ким.
  • «Чунга-чанга» В. Шаинский Ю.Энтин.
  • М.И.Глинка «Арагонская хота».

Методы:

  • методы, активизирующие мышление;
  • наглядно-слуховой;
  • сопоставление;
  • образное сравнение;
  • ретроспективы;
  • музыкальный анализ;
  • пластического интонирования;
  • эмоциональной драматургии.

Структура урока

I. Вводная часть

  1. вход в класс;
  2. организационный момент.

II. Основная часть

  1. сообщение темы и цели урока;
  2. актуализация и расширение знаний;
  3. балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»;
  4. слушание и анализ;
  5. вокально-хоровая работа;
  6. слушание анализ и исполнение “Арагонская хота” Э.Грига.

III. Заключительная часть

  1. подведение итогов;
  2. рефлексия;
  3. выход из класса.

Презентация к уроку

Ход урока

I. Вход в класс:

Музыкальное приветствие:

Учитель: Прозвенел звонок.

Ученик: Начался урок.

Учитель: Добрый день ребята!

Ученик: Добрый день, добрый день, добрый день!

II. Основная часть

Активизация и расширение знаний: Слайд 1.

Учитель: Ребята, давайте вспомним по какой теме мы работаем?

Ученик: Песенность, танцевальность, маршевость в музыке.

Учитель: Мы уже знаем, музыка может быть не обязательно песней, но она песенная, не обязательно танцем, но она танцевальная, не обязательно маршем, но она маршевая.

Слайд 2

Учитель: Тема нашего урока сегодня «Тайны танцевальной музыки»

Слайд 3

Учитель: Какова цель нашего урока?

Ученик: Узнать и раскрыть тайну танцевальной музыки.

С древних времен и до наших дней люди танцуют на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии. Много веков назад танцы можно было увидеть на сельских площадках, где крестьяне кружились под немудреную музыку самодельных инструментов и в пышных дворцовых залах в сопровождении оркестров.

Слайд 4

Учитель: В чем разница танцевальной музыки сельских площадок и пышных дворцовых залах?

Ученик: Танцевальная музыка сельских площадок исполнялась под музыки самодельных инструментов, а в пышных дворцовых залах музыка звучала в сопровождении оркестра?

Слайд 5

Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Глинки, Чайковского. Композиторы большое место уделяли танцевальной музыке.

Слайд 6

Мы уже знаем немало музыкальных произведений: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига, Сирингар, Халлинг, Гангар, Полонез, Краковяк, Мазурка и др.

Слайд 7

И.С.Бах написал шесть «Французских» и шесть «Английских» сюит. Основу сюит составляли четыре танца: Аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Между сарабандой и жигой иногда звучал менуэт.

  • Аллеманда - старинный немецкий танец. Торжественный, групповой, серьезный неторопливый танец.
  •  Менуэт – старинный французский танец. Движения пар сопровождались поклонами, реверансами.
  • Жига – танец английских моряков, быстрый, веселый, непринужденный.

Слайд 8

Э.Григ норвежский композитор. Норвегия северная страна с суровой красивой природой.

  • Сирингар – парный «прыжковый танец» острый чеканный ритм, яркая мелодия.
  • Халлинг – сольный танец, в котором юноша показывает силу проворство и ловкость. Музыка носит мужественно-суровый характер, имеет упругий ритм.
  • Гангар – неторопливый, спокойный танец, его танцуют парами торжественно и чинно.

Слайд 9

Великий польский композитор Ф.Шопен прославился как гениальный пианист. Он обогатил музыку новым содержанием и образами, ввел новые приемы пианистического исполнительства. Он не написал не одной оперы ни одной симфонии. На основе народных песен и танцев он создал высокохудожественную танцевальную музыку.

  • Мазурка – веселый, задорный танец, как бы символизирующий военную удаль. Танцевали ее на балах.
  • Краковяк – парный веселый танец.
  • Полонез – парное шествие, им открывались балы музыка горделивая величественная с изящными приседаниями в конце каждого такта.

Учитель: Перечислите танцы, которые вы знаете?

Слайд 10

Учитель: Так что же такое танцевальность в музыке?

Ученик: Танцевальность – когда музыка пронизана ритмами, идущими от танца, но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее танцевать.

Учитель: Перечислите качества танцевальной музыки?

Ученик: Легкая, веселая, изящная зажигательная…

Новый материал

Слайд 11

А теперь мы отправимся за тайной… в Большой театр…

Учитель: Что такое балет?

Ученик: Спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

Слайд 12

Балет называется «Спящая красавица», а написал его русский композитор П. И. Чайковский. Он написал 3замечательных балета «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Балет «Спящая красавица» написан по известной сказке Шарля Перо. На афише мы можем увидеть главных героев балета. Принцессу Аврору (спящую красавицу) принца и двух фей добрую и злую.

Слайд 13

Учитель: Определите, какая из них добрая, а какая злая? Почему?

Ученик: По рисунку и по имени. Серый цвет для злой феи, светлый для доброй. Имя «Карабос», для злой феи. Имя «Сирень» для доброй феи.

Слайд 14

Учитель: Сегодня мы будем слушать интродукцию.

Интродукция:

  • Краткое вступление к оперному или балетному спектаклю.
  • Слово латинского происхождения, означает «введение».

Слайд 15

Учитель: Определите по нотной записи тему Феи Карабос и тему Феи Сирени.

Музыкальный анализ, сравнение, сопоставление.

Слушание

Тема Феи Карабос

Тема Феи Сирени

Слайд 16

Слушание

Тема Феи Сирени у флейты и английского рожка,

Слайд 17

Слушание у скрипок

Слайд 18

Слушание у медных духовых инструментов

Слайд 19

Фанфарная мелодия

Связаны с выражением радости, приобретают героический, торжественный характер.

Слайд 20

Учитель: Вывод: Как произошло развитие темы Феи Сирени?

Ученик: Песенная; песенно-танцевальная ; танцевально-маршевая.

Слайд 21

Учитель: Как называется танцевальная музыка, которую исполняют голосом?

Учитель: Вокальная.

Учитель: Давайте вспомним и исполним песни, украсив их танцевальными движениями.

«Смешной человечек» Л. Рубальская.

Слайд 22

«Красная шапочка» А.Рыбников Ю.Ким.

Слайд 23

«Чунга-чанга» В. Шаинский Ю.Энтин.

III. Заключительная часть

Слайд 24

- Учитель: Давайте подведем итог урока. Что вы знаете о танцевальной музыке?

Ученик:

  • Легкая, изящная, зажигательная…
  • Песенно-танцевальная, танцевально-маршевая;
  • Вокальная и инструментальная;
  • Народная и композиторская;
  • В творчестве многих композиторов…
  • Может выразить разные чувства (добро и зло);
  • Концертное произведение.

Слайд 25

Молодцы! Справились с заданием.

Слайд 26

Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Сегодня нас объединила танцевальная музыка. Вы пришли на него с разным настроением. А какое настроение у вас сейчас? Выберите нотку такого цвета, какое у вас настроение сейчас.

Желаю вам новых интересных встреч с музыкой.

А теперь сюрприз для вас звучит «Арагонская хота» М. Глинка

Видео

Выход из класса.