Урок по окружающему миру в 4-м классе "Земля-кормилица" по программе "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
  • Закрепить знания о полезных ископаемых, их применением, свойствами.
  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, мыслить логически, высказывать свое мнение, умения проводить опыты.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, дружеские отношения.

Оборудование: Физическая карта России, карта края, схема «Типы почв», образцы почв, материал для опытов, раздаточный материал для тестирования, тест в Power Point.

Приложение 1. Презентация к уроку.

Приложение 2. Тест.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы пополним свои знания о нашей стране, о родном крае, которые тесно связаны с темой прошлого урока.

- Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые края.)

- Всё верно. Об этом мы и поговорим.

II. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа по карточкам. Тест (PowerPoint)

а) Работа с классом, разгадывание кроссворда.

- …. выполняет тест, … и …. работают по карточкам, которые лежат у вас на столе.

- Давайте вспомним, какие полезные ископаемые вы знаете, перечислите.

- А теперь разгадаем кроссворд по теме «Полезные ископаемые».

Начнем разгадывать по горизонтали.

СЛАЙД 1

По горизонтали:

  1. Очень прочен и упруг,
    Строителям надежный друг.
    Дома, ступени, постаменты
    Красивы станут и заметны.

- Назовите главное свойство гранита? (Прочность.)

- Из чего он состоит? (Полевого шпата, кварца и слюды.)

  1. Белый камешек растаял,
    На доске следы оставил.

- Из чего изготавливают мел?

  1. Он очень нужен детворе.
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже.

- Где применяют песок?

  1. На кухне у мамы
    Помощник отличный.
    Он синим цветком
    Расцветает от спички.

- Расскажите где его использует человек. (Хим. промышленность, электростанции, котельные, заводы.)

  1. Без нее не побежит
    Ни автобус, ни такси,
    Не поднимется ракета.
    Отгадайте же, что это?

- Почему нефть называют «черным золотом»? (Получают жидкое топливо.)

  1. Не зря она варилась
    В доменной печи.
    На славу получились
    Ножницы, ключи...

- Назовите главное свойство железной руды? (Плавкость.)

- Что изготавливают из железной руды? (Чугун, сталь.)

По вертикали:

  1. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу.

- Как образуется глина? (При разрушении гранита.)

  1. Покрывают им дороги,
    Улицы в селениях.
    А еще он есть в цементе.
    Сам он - удобрение.

- Где используют известняк? (В строительстве.)

  1. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением.

- Какое свойство торфа использует человек? (Горючесть.)

  1. Он несет в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Помогает плавить стали.
    Делать краски и эмали.
    Он черный, блестящий,
    Помощник настоящий.

- Какое свойство угля использует человек? (Горючесть.)

- Для чего использует каменный уголь? (Топливо, делают краски, пластмассу.)

- Какие виды угля вы ещё знаете?

(Ответы:

  • По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.
  • По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.)

- Вы хорошо справились. Спасибо за работу.

- Посмотрите на карту, как же богата наша страна полезными ископаемыми.

- А какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (никель, медь, золото, платину, каменный уголь, бурый уголь, марганец и т.д.)

б) Работа по карте

- Назовите и покажите на карте крупные месторождения полезных ископаемых в нашем крае начиная с севера на юг? (Талнахское (никель, платина, медь), Гулинское (слюда), Советское (золото), Нижнеангарское (железные руды), Тагарское (железные руды), Бородинское (каменный уголь))

б) Индивидуальная работа по карточке.

1. Опишите полезное ископаемое по плану:

а) Название;

б) Свойства;

в)Способ добычи;

г) Значение, применение.

2. Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства.

Нефть

 

 

Жидкое

Газ

 

 

Горючее

Железная руда

 

 

Маслянистое

Глина

 

 

Газообразное

 

 

 

С резким запахом

 

 

 

Легче воды

 

 

 

Тяжелее воды

 

 

 

Пластичное

 

 

 

Плавкое

3) Работа с тестом (Рower Point)

Тест «Наши подземные богатства»

  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
    а) археологи;
    б) геологи;
    в) строители.
  2. К полезным ископаемым относятся...
    а) кирпич, бетон, бензин;
    б) станки, вазы, ножницы;
    в) нефть, газ, глина.
  3. В строительстве используются...
    а) торф, железная руда, самоцветы;
    б) песок, глина, гранит;
    в) мрамор, каменный уголь, малахит.
  4. Металлы получают из...
    а) каменного угля, янтаря, мела;
    б) жемчуга, известняка, торфа;
    в) железной руды, медной руды.
  5. При помощи буровых установок добывают...
    а) нефть, природный газ;
    б) калийную соль, алмазы;
    в) мрамор, гранит.
  6. В шахтах добывают...
    а) известняк, ракушечник, гранит;
    б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
    в) поваренную соль, жемчуг, графит.
  7. В карьерах добывают...
    а) известняк, песок, глину;
    б) золото, малахит, мрамор;
    в) нефть, торф, бурый уголь.
  8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
    а) алмаз, известняк, графит;
    б) железная руда, поваренная соль, мел;
    в) каменный уголь, антрацит, торф.

III. Изучение нового материала.

а) Беседа.

- Можно ли наш край назвать кладовой? А вот кладовая, в которой находятся полезные ископаемые, есть в названии темы нашего урока.

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и добром плачу. (Земля.)

- Верно, а тема нашего урока «Земля - кормилица».

СЛАЙД 2

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей».

- Вспомните, как называется верхний слой земли. (Верхний слой земли называют почвой)

- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки старых сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

- Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

- Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.

СЛАЙД 3

б) Практическая работа

Опыт 1.

- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)

- О чем это говорит? (В почве есть воздух.)

Опыт 2.

- Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

- Вывод? (В почве есть вода.)

Опыт 3.

- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)

- Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху - глина.)

Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)

Опыт 4.

- Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

- Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)

Опыт 5.

- Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

- Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)

В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».

в) беседа

- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)

- Давайте познакомимся с видами почв. В нашей стране выделяют несколько видов почв. Самые распространенные из них:

СЛАЙД 4

Тундровые, подзолистые, лесные, чернозём, болотные и луговые.

СЛАЙД 5

- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.

- Какая почва характерна для тундры? (Тундровая.)

- Какая почва распространена в тайге и смешанных лесах? (Подзолистая.)

- Какая почва будет в лиственном лесу? (Серая лесная.)

- В какой природной зоне – чернозём? (Степи.)

- Где находятся луговые почвы? (Луга.)

- Для чего характерны болотные почвы? (Болота.)

- На территории нашей страны самые распространенные подзолистые почвы.

- Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? (Чернозем, в ней много перегноя.)

- А какие почвы в нашем крае? (Все.)

- А какая почва распространена на полуострове Таймыр? (Тундровая.)

- Как вы думаете, можно ли ее назвать плодородной? (Нет.) Почему?

- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?»

- Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.

г) рассказ ученика

- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все уземли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

- Что называют волшебной кладовой? (Землю.)

- А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т.д.)

- Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

- Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет!

IV. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте).
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте на обеих ногах). Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем (ходьба на месте).

а) Работа по учебнику и рабочих тетрадях.

- Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 173 -174 и составим памятку «Как защитить почву на полях». Читать будем по абзацам.

СЛАЙД 6

б) Составление памятки.

  • Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
  • сажать полезащитные полосы;
  • проводить снегозадержание;
  • правильно распахивать;
  • умеренно поливать и употреблять удобрения.

- Ещё раз повторим правила защиты почвы.

VI. Закрепление изученного.

СЛАЙД 7

а) Тестирование.

- Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.

Тест «Земля-кормилица» (почвы)

  1. Характерными почвами нашего края являются...
    а) черноземы;
    б) подзолистые почвы;

    в) тундровые почвы;
    г) серые лесные почвы.
  2. Черноземные почвы преобладают...
    а) в тундре;
    б) в лесной зоне;
    в) в степях;
    г) в пустынях.
  3. Плодородие почвы зависит от количества...
    а) песка;
    б) перегноя;
    в) глины;
    г) солей.
  4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
    а) вода;
    б) воздух;
    в) камни;
    г) соли.
  5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
    а) песок;
    б) глина;
    в) перегной;
    г) ил.
  6. В состав почвы входят...
    а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
    б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
    в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
  7. Для защиты почвы на полях необходимо...
    а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
    б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
    в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
  8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...
    а) 100-150 лет;
    б) 5-10 лет;
    в) 250-300 лет;
    г) 1-2 года.
  9. Какое из высказываний верно?
    а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
    б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
    в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

б) Взаимопроверка.

- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

- Кто не допустил ошибок?

- Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.

VII. Подведение итогов

Выставление оценок.

Домашнее задание

Стр. 171-174, р. т. стр. 53-54

Для 1 группы: ПОДОБРАТЬ ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ.