Цели:
- Сформировать у учащихся представление о перекрестке.
- Развить осмысление, понимание и осознание его опасности как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях.
- Научить безопасному поведению на перекрестке.
Оборудование:
- Опорные таблицы по ПДД (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 7, приложение 8);
- Макеты руля;
- Заготовки к кроссворду (приложение 5, приложение 6).
Ход мероприятия
I. Мобилизирующий настрой
Ведущий читает стихотворение Ю. Яковлева:
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
Итак, ребята, мы сегодня поговорим о безопасном переходе перекрестка.
II. Теоретическая часть
Перекресток – это участок дороги, где пересекаются пути транспорта и пешеходов. Это самое опасное место для пешеходов и водителей. Там пересекаются улицы, едут автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, всегда много пешеходов.
На перекрестке может быть светофор и регулировщик – например, инспектор ДПС со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением. Такой перекресток, где есть светофоры или только регулировщик, называют регулируемым, т.е. управляемым, а где нет регулировщика, светофоров или они есть, но не работают или есть только желтый мигающий сигнал – нерегулируемым (неуправляемым). На перекрестке чаще всего происходят аварии, если водители и пешеходы не соблюдают Правила Дорожного Движения.
Ведущий обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно!
Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо правильно смотреть на светофор для пешеходов.
Ведущий конкретизирует правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.
Основные правила перехода перекрестка
- Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти (приложение 1).
- Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности (приложение 2).
- Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу (приложение 3).
- Переходить проезжую часть дороги (регулируемый и нерегулируемый перекресток) необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок (приложение 4).
III. Физкультминутка
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
IV. Теоретическая часть
Ведущий обращается к учащимся: « А знаешь ли ты, что…?»
В далеком прошлом, еще во времена Петра I, впервые стали уделять внимание регулированию дорожного движения.
Петр I издавал указы, вводил правила.
В середине XVIII в. указами установили ответственность за нарушение порядка движения:
«А ежели кто впредь, в противность Указа, дерзнет так резко и несмирно ездить… и плетьми того бить, и санями и лошадьми травить, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь…»
В 1812 г. в Москве уже действовали правила, которыми было установлено правосторонне движение, ограничение скорости, определялись места стоянок для экипажей и знаки для них.
К 1924 г. относится появление на улицах Москвы первого светофора. Он имел форму круга со стрелкой и был установлен на углу улицы Петровки и Кузнецкого моста, в самом оживленном месте движения городского транспорта в тогдашней Москве. Светофор – это специальное устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на дорогах.
В том же 1924 г. впервые для регулирования дорожным движением стал применяться жезл. Памятным является 1933 г. – в то время на городских перекрестках появились первые дорожные знаки и островки безопасности для пешеходов.
Вопросы и задания:
- Когда впервые стали уделять внимание регулированию дорожного движения?
- Кто издавал указы и вводил правила?
- Когда на улицах Москвы появился первый светофор?
- Как он выглядел?
- Когда на городских перекрестках появились первые дорожные знаки и островки безопасности для пешеходов?
V. Игра «Перекресток»
Участники разбиваются на две группы «водителей» (выдаются макеты руля) и «пешеходов» и отрабатывают движение по перекресткам (регулируемому и нерегулируемому), объясняя как правильно и безопасно это делать. «Водители» создают помехи движению «пешеходов», делая «повороты». Потом роли меняются: «водители» становятся «пешеходами», и наоборот.
VI. Инсценировка стихотворения А.Ксениной «Перекресток круглый год»
Ведущий приглашает 5 участников
1 участник:
Ч то это за горку
Отыскал Егорка?
Катится с откоса
Прямо под колеса!
2 участник:
Прыг да скок, играет Зина,
Целый день прошел в игре.
Но зачем же, где машины,
Если можно во дворе?
3 участник:
Всем скажи и помни сам,
Помни очень строго:
Не годится малышам
Ездить на дорогу!
4 участник:
Хоть забит блестяще гол,
Но не зря все хмурятся:
Ни к чему игру в футбол
Затевать на улице!
5 участник:
Очень жалко, что у нас
На затылке нету глаз,
И шагать по той причине
Надо лишь лицом к машине!
1 участник:
Пусть для спешки есть причины,
Пусть торопимся опять,
Но нельзя перед машиной
На дорогу выбегать!
2 участник:
Это все запомнить просто,
Знать обязан назубок,
Чтобы не был перекресток
Местом маминых тревог.
3 участник:
На дороге будем строги,
Всяким шалостям конец!
Значит, правила дороги
Ты запомнил - молодец!
4 участник:
В класс шагает на урок
Первоклассник- новичок
И без промедления
Он заучит назубок
Правила движения.
5 участник:
На зеленый свет иди –
Правило простое,
С тротуарами в пути
Подружиться стоит.
Все вместе:
Пешеходный переход есть у перекрестка,
Через улицу ведет он легко и просто.
Чтобы в класс не опоздать
Даже на мгновенье,
Каждый должен соблюдать
Правила движения!
V. Работа в группах
Участники разгадывают кроссворд по Правилам Дорожного Движения (приложение 5).
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Человек, управляющий транспортным средством.
- Дорожка для пешеходов.
- Автомобиль, выпускаемый в Тольятти.
- Скоростная дорога, на которой действуют Правила дорожного движения.
- Вид городского транспорта.
- Средство регулирования дорожного движения.
- Документ об обязанностях участников дорожного движения.
- Любая используемая для движения улица, проспект и т.п. по всей ширине.
- Место, предназначенное для остановки транспорта.
- Место, где пешеходы должны переходить дорогу.
- Подземный вид общественного транспорта.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
- Немощеная часть дороги.
- Термин, которым объединяется группа знаков, включающая в себя такие, как: столовая, мотель, телефон и т.д.
- Вид транспорта, движущийся по рельсам.
- Транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
- Вид городского транспорта.
Ответы в приложении 6.
VI. Рефлексия
Выполнение задания «Найди нарушителей, обоснуй» (приложение 7, приложение 8).