Цели урока:
- Образовательные: знакомим детей с запретом как видом речевой деятельности; с особенностями запрета как речевого жанра; со строгими и мягкими запретами.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, самостоятельность, позитивное отношение к сохранению своего здоровья
- Воспитательные: формировать понимание необходимости соблюдения учащимися запретов.
Оборудование:
- учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках», 4 класс (авторы: Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская);
- воздушные шарики;
- веселые и грустные человечки из геометрических фигур;
- старинная книга Библия;
- костюмы для инсценирование диалогов;
- музыка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к оптимистическому началу в работе с детьми на уроке.
«Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…» (Напеваю детям песенку.)
- Вы слышали такую песенку?
- Посмотрите на этого человечка, (открываю грустного человечка)
- Кто хочет с ним общаться? Почему?
- Посмотрите на этого человечка, (открываю веселого человечка). Что изменилось?
- Кто хочет с ним общаться? Почему?
- Давайте вместе развеселим грустного человечка, (ученик переворачивает детали и грустный человечек становится веселым).
- Дети, как вы думаете, как еще можно поднять настроение?
- Существует много способов. Один из них массаж.
«Расширение ушных раковин и пальцев рук». (Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями). (Активизирует все системы организма).
- Можно развеселить с помощью физкультурного упражнения. Например: «Перекрестные движения».
(Под музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой, движется левая нога, и одновременно с левой рукой, движется правая нога. Выставить руку и ногу вперед, сторону, назад.)
(Активизирует оба полушария головного мозга, готовит к усвоению знаний.)
- Дети, настроение улучшилось? Нарисуйте, какое у вас настроение.
- Поделитесь своим настроением, подарите улыбки друг другу.
- Я рада, что у вас хорошее настроение, но у нас урок риторики. Что такое риторика?
- А что это значит - красиво и правильно говорить?
3. Речевая разминка.
- Ребята, чтобы говорить правильно и красиво, мы должны подготовить речевой аппарат к работе. Скажите, а что входит в понятие «речевой аппарат»? (Губы, зубы, язык.)
- Обыкновенный счёт от 1 до 10 (на гибкость голоса, на внимание): 1 (произносим тихо), 2 (произносим громко) и т. д.
- «Комарик» - тянем звук «з - з - з» на длительном вдохе.
Артикуляционные упражнения.
- «Уздечка» (для языка) - сначала язычок загнули, потом расслабили.
- «Грустно, весело» (для губ) - сначала губы сжали, затем улыбнулись (делать быстро).
Упражнения на дикцию.
Скороговорка «Наш Полкан попал в капкан». Обе части говорим на два вдоха; потом на один вдох. Скороговорка «Нужно помочь Полкану освободить лапу из капкана».
- Скажем соседу по секрету.
- Скажем с сожалением, вам жаль Полкана.
- Скажите так, как сказал зайчик.
- Попробуйте озвучить Мишку. Он принес печальную весть и сожалеет.
Конкурс скороговорок.
4. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Проблемная ситуация. «Надуть» воздушный шар.
- Дети, пожалуйста, не надувайте шар, может лопнуть.
«Надуть» маленький шарик.
- Нельзя больше надувать шар. (На доске появляются разноцветные шары).
- Дети, что вы заметили? (Запрет - строгий и мягкий).
- Наверное, вам приходилось слышать и читать какие-нибудь запреты. Например: в школе, дома в общественных местах, в музее и т. д.
5. Работа с учебником.
Упражнение 109.
- Какие запретительные слова, вы выделили? (Запрещается, не разрешается, нельзя и т. д.).
- Какие глаголы с «не» используются в запрещении?
- Почему Леший и Чебурашка написали такие запрещения?
Упражнение 110.
Учащиеся отмечают скрытое запрещение «Благодарим за тишину», другое нестрогое запрещение - «У нас не курят».
- Попробуйте строгие запрещения в музее выразить более мягко. Вы можете использовать слова:
- Спасибо за то, что... (вы не курите!)
- Просим... (просим не трогать руками!)
- Пожалуйста, не... (входите в верхней одежде!)
- Можно ли сказать, что эти запреты учат правилам поведения в музее?
- Чему учат запреты в разных общественных местах? (Принятым правилам поведения.)
6. Гимнастика для глаз.
«Спираль» - снимает напряжение с глаз.
7. Снятие психофизического напряжения - «Медуза».
(Под музыку шум волн моря дети совершают плавные движения медузы.)
- Сняли напряжение, отдохнули и работаем дальше.
8. Запрет в сказке. Инсценирование диалогов.
Учитель: Существуют запреты в волшебных сказках.
- Какой запрет нарушил братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
- Алёнушка, я хочу пить.
- Не пей, братец, а то будешь телёночком.
- Ах, сестрица, если бы ты знала, как мне пить хочется.
- Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком.
- Ах, Алёнушка, мне страшно пить хочется.
- Не пей, Иванушка, а то будешь козлёночком.
- Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!
(Хрюша и Степаша встретились на Вежливом бульваре.)
Хрюша: Привет, косой!
Степаша: Кто косой? Я косой? Да ты на себя посмотри. Нос пяточком, хвост крючком.
Хрюша: Чего-чего? А у тебя-то? Не хвост, а кочерыжка, какая-то...
Степаша: Ах, вот ты как? Так вот тебе. Получай! (Дерутся).
Учитель: Стоп, стоп, друзья!
- Какой запрет нарушили Хрюша и Степаша?
- Мы иногда не замечаем, как обижаем товарища не только грубым словом, но и своим тоном.
- Ну, а вы все поняли? (Хрюша и Степаша)
Хрюша: Прости, Степашечка, что я тебя обидел.
Степаша: А ты, Хрюша, извини, что я не сдержался и полез драться.
Учитель: Слова Хрюши и Степаши оказались волшебными, потому что помогли остаться друзьями.
9. Работа с Библией.
- Как вы думаете, чему учат запреты, которые можно найти в великой старинной книге — Библии?
«Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга. Не обижай ближнего своего, не грабительствуй. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего, как самого себя».
- Как вы считаете, должен ли каждый человек соблюдать эти запреты? Я с вами согласна, что эти главные правила должен соблюдать каждый человек.
10. Задание на дом.
Когда мы анализировали на уроке литературы волшебные сказки, выявили, что в их сюжетах часто встречаются следующие моменты:
- запрет, обращенный к герою;
- нарушение запрета;
- вред, вызванный нарушением запрета;
- герой решает трудную задачу;
- герой получает волшебное средство;
- беда ликвидируется.
- Составьте фантастический рассказ или сказочную историю по этой схеме.
- Нарисуйте запретные знаки.
11. Нарисуйте на листке какое у вас настроение.
(У 25 чел. - весёлое; у 1 чел - удивлённое, узнала новое; у 1 чел. - грустное, потому что многие люди нарушают запреты Библии.)
12. Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке.
13. Итог урока.
Хорошо ль все разрешать,
Ничего не запрещать?
Свой ответ ты объясни,
Если сможешь - убеди.
Спасибо за работу на уроке!