Урок риторики в 4-м классе. Тема: "Что такое запрет. Строгие и мягкие запреты"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: знакомим детей с запретом как видом речевой деятельности; с особенностями запрета как речевого жанра; со строгими и мягкими запретами.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, самостоятельность, позитивное отношение к сохранению своего здоровья
  • Воспитательные: формировать понимание необходимости соблюдения учащимися запретов.

Оборудование:

  • учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках», 4 класс (авторы: Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская);
  • воздушные шарики;
  • веселые и грустные человечки из геометрических фигур;
  • старинная книга Библия;
  • костюмы для инсценирование диалогов;
  •  музыка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к оптимистическому началу в работе с детьми на уроке.

«Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…» (Напеваю детям песенку.)

- Вы слышали такую песенку?

- Посмотрите на этого человечка, (открываю грустного человечка)

- Кто хочет с ним общаться? Почему?

- Посмотрите на этого человечка, (открываю веселого человечка). Что изменилось?

- Кто хочет с ним общаться? Почему?

- Давайте вместе развеселим грустного человечка, (ученик переворачивает детали и грустный человечек становится веселым).

- Дети, как вы думаете, как еще можно поднять настроение?

- Существует много способов. Один из них массаж.

«Расширение ушных раковин и пальцев рук». (Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями). (Активизирует все системы организма).

- Можно развеселить с помощью физкультурного упражнения. Например: «Перекрестные движения».

(Под музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой, движется левая нога, и одновременно с левой рукой, движется правая нога. Выставить руку и ногу вперед, сторону, назад.)

(Активизирует оба полушария головного мозга, готовит к усвоению знаний.)

- Дети, настроение улучшилось? Нарисуйте, какое у вас настроение.

- Поделитесь своим настроением, подарите улыбки друг другу.

- Я рада, что у вас хорошее настроение, но у нас урок риторики. Что такое риторика?

- А что это значит - красиво и правильно говорить?

3. Речевая разминка.

- Ребята, чтобы говорить правильно и красиво, мы должны подготовить речевой аппарат к работе. Скажите, а что входит в понятие «речевой аппарат»? (Губы, зубы, язык.)

  1. Обыкновенный счёт от 1 до 10 (на гибкость голоса, на внимание): 1 (произносим тихо), 2 (произносим громко) и т. д.
  2. «Комарик» - тянем звук «з - з - з» на длительном вдохе.

Артикуляционные упражнения.

  1. «Уздечка» (для языка) - сначала язычок загнули, потом расслабили.
  2. «Грустно, весело» (для губ) - сначала губы сжали, затем улыбнулись (делать быстро).

Упражнения на дикцию.

Скороговорка «Наш Полкан попал в капкан». Обе части говорим на два вдоха; потом на один вдох. Скороговорка «Нужно помочь Полкану освободить лапу из капкана».

- Скажем соседу по секрету.

- Скажем с сожалением, вам жаль Полкана.

- Скажите так, как сказал зайчик.

- Попробуйте озвучить Мишку. Он принес печальную весть и сожалеет.

Конкурс скороговорок.

4. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Проблемная ситуация. «Надуть» воздушный шар.

- Дети, пожалуйста, не надувайте шар, может лопнуть.

«Надуть» маленький шарик.

- Нельзя больше надувать шар. (На доске появляются разноцветные шары).

- Дети, что вы заметили? (Запрет - строгий и мягкий).

- Наверное, вам приходилось слышать и читать какие-нибудь запреты. Например: в школе, дома в общественных местах, в музее и т. д.

5. Работа с учебником.

Упражнение 109.

- Какие запретительные слова, вы выделили? (Запрещается, не разрешается, нельзя и т. д.).

- Какие глаголы с «не» используются в запрещении?

- Почему Леший и Чебурашка написали такие запрещения?

Упражнение 110.

Учащиеся отмечают скрытое запрещение «Благодарим за тишину», другое нестрогое запрещение - «У нас не курят».

- Попробуйте строгие запрещения в музее выразить более мягко. Вы можете использовать слова:

  • Спасибо за то, что... (вы не курите!)
  • Просим... (просим не трогать руками!)
  • Пожалуйста, не... (входите в верхней одежде!)

- Можно ли сказать, что эти запреты учат правилам поведения в музее?

- Чему учат запреты в разных общественных местах? (Принятым правилам поведения.)

6. Гимнастика для глаз.

«Спираль» - снимает напряжение с глаз.

7. Снятие психофизического напряжения - «Медуза».

(Под музыку шум волн моря дети совершают плавные движения медузы.)

- Сняли напряжение, отдохнули и работаем дальше.

8. Запрет в сказке. Инсценирование диалогов.

Учитель: Существуют запреты в волшебных сказках.

- Какой запрет нарушил братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

- Алёнушка, я хочу пить.

- Не пей, братец, а то будешь телёночком.

- Ах, сестрица, если бы ты знала, как мне пить хочется.

- Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком.

- Ах, Алёнушка, мне страшно пить хочется.

- Не пей, Иванушка, а то будешь козлёночком.

- Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!

(Хрюша и Степаша встретились на Вежливом бульваре.)

Хрюша: Привет, косой!

Степаша: Кто косой? Я косой? Да ты на себя посмотри. Нос пяточком, хвост крючком.

Хрюша: Чего-чего? А у тебя-то? Не хвост, а кочерыжка, какая-то...

Степаша: Ах, вот ты как? Так вот тебе. Получай! (Дерутся).

Учитель: Стоп, стоп, друзья!

- Какой запрет нарушили Хрюша и Степаша?

- Мы иногда не замечаем, как обижаем товарища не только грубым словом, но и своим тоном.

- Ну, а вы все поняли? (Хрюша и Степаша)

Хрюша: Прости, Степашечка, что я тебя обидел.

Степаша: А ты, Хрюша, извини, что я не сдержался и полез драться.

Учитель: Слова Хрюши и Степаши оказались волшебными, потому что помогли остаться друзьями.

9. Работа с Библией.

- Как вы думаете, чему учат запреты, которые можно найти в великой старинной книге — Библии?

«Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга. Не обижай ближнего своего, не грабительствуй. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего, как самого себя».

- Как вы считаете, должен ли каждый человек соблюдать эти запреты? Я с вами согласна, что эти главные правила должен соблюдать каждый человек.

10. Задание на дом.

Когда мы анализировали на уроке литературы волшебные сказки, выявили, что в их сюжетах часто встречаются следующие моменты:

  • запрет, обращенный к герою;
  • нарушение запрета;
  • вред, вызванный нарушением запрета;
  • герой решает трудную задачу;
  • герой получает волшебное средство;
  • беда ликвидируется.
  1. Составьте фантастический рассказ или сказочную историю по этой схеме.
  2. Нарисуйте запретные знаки.

11. Нарисуйте на листке какое у вас настроение.

(У 25 чел. - весёлое; у 1 чел - удивлённое, узнала новое; у 1 чел. - грустное, потому что многие люди нарушают запреты Библии.)

12. Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке.

13. Итог урока.

Хорошо ль все разрешать,
Ничего не запрещать?
Свой ответ ты объясни,
Если сможешь - убеди.
Спасибо за работу на уроке!