Учебное занятие по литературному чтению в 4-м классе Тема: А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель для учителя: создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспечить целостное восприятие текста.

Цели для ученика:

  • познакомить учеников с рассказом А.И. Куприна “Барбос и Жулька”;
  • учить читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения;
  • развивать словарный запас детей, развивать умение составлять сравнительную характеристику персонажей;
  • воспитывать доброе, внимательное отношение к животным

Ход урока

№ УЭ

Материал с указанием задания

Управление обучением

1.0

Организация класса. Цель: проверить учащихся к началу урока, создать настрой на урок. Все готово к уроку? Садитесь. Повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали удачи. Чтение стихотворения со слайда учителем.

На свете множество собак –
И на цепи и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых “шариков” обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных –
Бродячих псов всегда голодных.

Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? Кто будет героями нашего урока? Тема нашего урока: А.И. Куприн. “Барбос и Жулька” О каком жанре будем говорить? Что такое рассказ?

Самоорганизация Проверка готовности Слайд №1 (собаки)

2.0

Работа по теме урока. Немного об авторе (живой микрофон) Слайд №2

2.1

1-й ученик

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника в 1870 году 7 сентября. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

2-й ученик

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет начал неожиданно падать.

3-й ученик

Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлером. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Много написал рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах. Вывод: Что интересного узнали о Куприне? О ком он написал много рассказов? (О животных.) Как вы думаете, кого называют друзьями? Какими качествами должны обладать друзья? Поработав над текстом, мы должны ответить на следующие ключевые вопросы, озвучьте их. Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить “подвиг” во имя друг друга? Чтение рассказа учителем и детьми попеременное. Знакомимся с текстом вместе, читая поочередно, но с карандашом в руке. Отмечаем непонятные слова. Беседа по первичному восприятию.

Читают ключевые вопросы

2.2

Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвал у вас рассказ?  

2.3

2.4

Что поразило, удивило в этом рассказе? Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

Карточки-схемы “Эмоции”

Чтение по смысловым частям, построение композиции. Ребята, встретились вам непонятные слова? Познакомимся с их значением: Репяхами – репейник;
Сталактитов – сосульки, наросты, свисающие с потолка пещер;
Искони – издавна;
Лицемерные – неискренние.
Карьер – самый быстрый конный бег.
Триумфальном – победном
Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавески. (Хором читают слова.)

Слайд 3
  Я нашла для себя некоторые словосочетания, значение которых мне непонятно. Поработав в группах, объясните мне значение этих словосочетаний. Работа в группе

“УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК”
“НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР”
“ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ”
“СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ”
“ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС”
“ПОДЗАДОРИВАЯ ДРУГ ДРУГА”
“ПРИСЛУГА КАЗАЛАСЬ ТРОНУТОЙ”

Проверка Начинаем работать с текстом. В любом рассказе есть композиция (построение) Из каких частей состоит композиция? Работаем над композицией рассказа. Композиция рассказа состоит из:

ВСТУПЛЕНИЕ
ЗАВЯЗКА
КУЛЬМИНАЦИЯ? – Что это такое?

Развязка. Заключение.

 
  Я предлагаю вам карточку-план. Но в этом плане нет порядка. Работая над композицией, вы мне поможете его навести. У вас есть карточка № 1, прочитайте задание. Начнем со вступления.

Карточка

Появление бешеной собаки.
Прощание собак.
Описание Барбоса.
Описание Жульки.
Дружба собак.
Смерть Жульки.
Характер собак.
Подвиг Жульки.
Болезнь Жульки. Выберите пункты плана, которые входят во вступление. Вступление 1. Описание Барбоса.
2. Описание Жульки.
3. Дружба собак. Кто у нас главные герои рассказа? Прочитайте, как выглядел Барбос.

Слайд №4
  С чем сравнивает автор шерсть Барбоса? А его уши? Прочитайте, как выглядела Жулька. Сравните описание внешности Жульки и Барбоса. А теперь послушайте вопрос, над которым надо подумать. Почему описание Жульки занимает одно предложение. А описание Барбоса целый абзац? (Автор настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки.) Эти две собаки отличаются только внешностью? Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке. Работа по карточке. (Проверка на слайде.) Вывод: Внешность и характеры различны. Что связывало таких разных собак? ДРУЖБА (Чтение ХОРОМ.) Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак, а затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров? К какому выводу он нас подталкивает? (Переключаю внимание на план. Найдите пункты плана для завязки. Найдите эпизод завязки. Кто однажды ворвался во двор? И как вел себя?) Слайд № 5 Барбос Жулька Внешность
  Рассказ о бешенстве (сообщение подготовленного ученика). Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание. Вот почему даже Барбос боялся бешеной собаки. Мы подошли к кульминации рассказа. Завязка Появление бешеной собаки Кульминация (напряженный момент): – чтение этого момента; – как будем читать? с какой интонацией? Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок. Развязка. Выберите пункты плана, соответствующие развязке.

Болезнь Жульки.
Прощание собак.

– Как автор описывает болезнь собаки? Чем болела? Бешенством? В чем это проявилось? Изменило ли поведение бешеной собаки Жульку? Кто хочет поспорить и найти предложения доказательства? В паре друг другу. Чувствовал ли Барбос себя виноватым? В чем это проявлялось? Найдите и перескажите своими словами. Заканчивая работу над композицией, найдем заключение. Заключение Смерть Жульки.
Прочитаем последний абзац.
Что же произошло?
Как все узнали о смерти Жульки?
Что у нас получилось? (План.)
Где можем использовать?

Слайд 6 (черты характера)
  Творческая работа. А может быть кто-то хотел изменить заключение. Предложите. Итог: вернемся к ключевым вопросам и ответим на них. Домашнее задание: перечитать рассказ, пересказ по плану. Слайд 7