Урок-сказка "Выборы наследника математического царства" по теме "Закрепление изученного. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание"

Разделы: Начальная школа


Цели уроки:

Обучающие:

  • Закрепление, проверка, корректировка знаний, умений, навыков у учащихся устного и письменного сложения и вычитания в пределах 100.
  • Знание знаков =, >, <. Сравнение чисел, выражений, величин.
  • Использование геометрических понятий.
  • Совершенствование навыков устного счета.
  • Совершенствование вычислительных навыков и умение решать задачи.

Развивающие:

  • Развивать мышление, память, внимание, математическую речь, логическое мышление и смекалку.

Воспитывающие:

  • Формировать интерес к математике.
  • Создавать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно в паре, в группе.
  • Экологическое воспитание учащихся.

Оборудование:

  1. Учебник “Математика” 2-й класс (1–2 часть) Авторы: М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова.
  2. Тетрадь на печатной основе по математике № 2.
  3. Математический веер с цифрами 0–9.
  4. Индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями.
  5. Схемы – опоры для решения задач.
  6. Наглядно-методический материал.
  7. Наборное полотно.
  8. Линейка.
  9. “Барометр настроения”

Приложение

Ход урока

Организационный момент

Ну-ка, все проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”?

Работа над раскрытием темы занятия.

– Сегодня на уроке мы отправимся в сказочное царство, в гости к Мудрому царю. Царство это не простое, а математическое. Чтобы попасть туда, нужно выполнить указ царя.

На сегодняшнем уроке мы закрепим знания чисел от 1 до 100. И еще, сегодня мы в гостях у сказки. А может сказка в гостях у нас…

Ведь где считают дружно
Решают умело,
Там сказке можно
Появиться смело.

Но у Мудрого царя есть еще условия. Он привык за работу платить из царской казны.

Если был ответ прекрасный
Ты жетон получишь красный.
Если твой ответ похуже –
Желтый цвет тобой заслужен,
Если плох был твой ответ –
Не получишь ты монет.

(Звучит музыка “В гостях у сказки”)

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил был царь в своей стране.
Царь наш очень мудрым был,
Математику любил.
Уравненья и задачи,
И примеры он решал.
Ну а если что не знал,
То книги умные читал.
Только быстро годы мчатся,
Старость стала приближаться.
Уж пора бы на покой,
Только с думою такой,
От судьбы он ждет вестей.
Нету у царя детей.
Царь не долго собирался,
В класс к ребятам он примчался.
Думу думает при сем,
Новым станет кто царем?
Самый умный, самый смелый,
Самый быстрый и умелый,
Тот взойдет на царский трон,
Коронован будет он.

(В ходе урока учитель раздает отвечающим жетоны соответствующих цветов)

Подсказал тут звездочет:
“Проверь, как знают устный счет”.

Устный счет.

Вокруг замка растут не совсем обычные елочки. Ведь это математический лес.

Геометрический материал.

Тут вмешался злой волшебник,
Стер узор фасада.
Царь схватился за решебник –
Экая досада: геометрия трудна,
Ваша помощь тут нужна.

Посмотрите какие числа. /от 1 до 19Самое большое? 19Самое маленькое? 1

На какие две группы можно разделить? /На однозначные и двузначные/

Девочки выпишут в кружки однозначные числа в порядке возрастания. Мальчики двузначные числа в порядке убывания. По сколько чисел вы записали? /По 9/

Соединим точки от 1 до 4. Какой фигурой обозначена ножка елочки? /четырехугольник/

Посмотрите, что можно сказать про этот четырехугольник, если длина его стороны равна 2 см? это квадрат. Почему? Найдите периметр этого квадрата

А при замке – сказочный лес,
Полный математических чудес.
В лесу тишина,
Только ели скрипят,
Да белки на ветвях судачат.
Смотрите! – сороки в гнезде нам кричат,
Зайчонок к царю быстро скачет.

Экологическая беседа.

Прискакал Зайчонок, волнуется, высказать не может.

– Что случилось, косой? – спрашивает его Мудрый царь.

– Это я – то, косой? – возмутился заяц. – Да косой тот, кто с нами вчера злую шутку сыграл. Лежу я и мои братья и сестры у себя дома в норах, отдыхаем. Вдруг удар, еще удар: по голове, по боку. Выскочил, смотрю по сторонам, ничего не понимаю. Вдруг вижу, что с полянки отдыхающие стреляют по кустам пустыми бутылками да банками. Потом уехали, да после себя оставили горы мусора: банки, бутылки, пакеты, осколки.

– Ребята, а вы как считаете, правильно ли вели себя отдыхающие? (Ответ детей).

Вывод. – Всех манит к себе природа, ее красота, но после себя нужно убраться.

А зайчик продолжил. – Я то остался, да вот моя родня разбежалась, домики опустели.

– Поможем зайчикам заселиться в домиках?

Письменное сложение и вычитание в пределах 100.

Шагая по царству,
Устали немножко
Сейчас отдохнем
И продолжим дорожку.

Физкультминутка.

Из-за парты тихо встали
И по царству зашагали. /звучит пение птиц/
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко,
1 – подняться, потянуться
2 – согнуться, разогнуться
3 – присесть
4 – встать
5 – руками помахать
6 – за парту тихо сесть.

Упражнение для рук.

(Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки).

1 – 2 – 3 – 4 – 5
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
Этот пальчик для того чтоб показывать его,
Этот пальчик – самый длинный и стоит он в середине,
Этот пальчик безымянный он избалованный самый,
Этот пальчик хоть и мал он и ловок и удал.

Гимнастика для глаз

Проведем, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!

Мышечная релаксация

– Закрыли глаза. Будем писать носом цифры. Готовы? Пишем 1,пишем 2 … пишем 5.

– Положили голову на руки. Улыбнулись! /голоса птиц/. Мы снова в сказочном царстве.

Царь кручиниться немножко,
Из пеньков в лесу дорожка,
Кто-то этот лес рубил,
И деревья погубил.
Трудно стало жить зверятам,
Вы поможете, ребята?

Экологическая беседа

– Ребята, как можно помочь зверятам? /Посадить новые леса, не рубить деревья/

И задача у нас про деревья.

Решения задач

Первичный анализ задачи

“Ребята посадили 18 елочек, а сосен на 4 больше”

– Это задача? – Нет!

– А почему? – Нет вопроса!

– Что же это? – Это условие задачи.

– Прочитайте каждая группа свой вопрос. Посовещайтесь, решите задачу.. /три группы по степени сложности/

– Прочитает вопрос 1 группа

Сколько сосен посадили дети?

/1 человек из группы идет к доске/

1) 18 + 4 = 22 (сосны)

– Прочитает вопрос 2 группа

Сколько всего елочек и сосен посадили дети?

Добавим условие: /на доске на схеме/

Записываем 2 действие.

2) 18 + 22 = 40 (деревьев)

3) Ребята очень старались, но прижились не все деревья. Это случается. И когда ребята пришли проверить свои посадки, то увидели…

Что увидели, 3 группа поделитесь.

– Ребята увидели, что 3 дерева погибли.

Вопрос: сколько новых деревьев осталось жить в лесу?

4) 40 – 3 = 37 (деревьев)

Ответ: 37 деревьев осталось..

Царь в математике мастак,
Математический знал знак.
Уравнения и примеры
Порешать всегда любил.
Книгам верным другом был. (учитель показывает карточки со знаками >,<,=.)
Что же это может быть?\
Нужно что-нибудь сравнить. /3 уровня сложности/

1. Сравнение чисел

64 + 7 * 70

2. Сравнение выражений

54 + 7 * 54 + 5 + 1

3. Сравнение величин

86 см * 8 дм 6 см

 

52 + 4 * 61

 

63 + 8 * 63 + 3 + 5

 

 52 мин * 1 ч

 

73 + 9 * 72

 

46 + 0 * 46 – 0

 

 2 см 5 мм * 15 мм

Весте мы решаем дружно.
Но ведь править будет нужно
Одному и без друзей.
Справитесь с проблемой сей?
Все достойны вы, ребята,
Чтоб венец носить из злата.
Но один царем быть может.
В этом нам пример поможет.
Кто решит его быстрей,
Тот и будет всех умней.

Решение примеров (вставить пропущенные знаки действий и скобки)

Необходимо расставить знаки + и -. Если вам нужны скобки, можете их использовать.

1. 6 *7 * 2 = 11  5 * 7 * 8 = 20 3 * 9 * 7 = 5

 

2. 9 * 9 * 9 = 9
3. 63 * 20 * 7 = 50
6 * 7 * 8 = 11
 26 * 30 * 8 = 48
  8 * 4 * 9 = 13
34 * 7 * 7 = 20

Молодцы! Вот это дело!
Вы решаете умело!
Вы старались, не спешили,
И корону заслужили.

Коронация

Лучшим оказался….

Остальным претендентам царь тоже за старание вручает орден “Магистр наук”

Задание на дом.

Так скажу: ни дать, ни взять,
Вам оценка нынче “5”.
Царь портрет свой подарил,
И раскрасить разрешил.

Сюрприз – математическая раскраска царя с алгоритмами.

Итоговое повторение

“Повторенье – мать ученья” – сказал Мудрый царь на прощание. Мы повторим изученное, разгадав кроссворд.

(У доски запишет тот, у кого больше жетонов)

– Какое слово выделилось в выделенных клетках? Спасибо

Окончен урок и выполнен план.
Спасибо ребята огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, что царю все вы так пригодились!

А сейчас покажите мне барометром настроения, как вам было на уроке.

Все молодцы!

Приложение