Современный этап развития общества и производства диктует необходимость формирования у школьников навыков проектной деятельности. Проектность носит личностный и социальный характер и имеет определяющее значение в современной жизни во всех ее основных направлениях, связанных с творческой деятельностью человека. Вся окружающая внешкольная жизнь человека пронизана проектностью. Введение метода проектов в учебную деятельность с раннего возраста – это подготовка к взрослой жизни, социальная адаптация детей, т. к. ее результатом становится создание общественно – ценного продукта и его представление (презентация) окружающим.
Работа над проектом предполагает его экономическое обоснование, мини-маркетинговое исследование. Не менее необходима его презентация (реклама), ведь кроме изготовления проекта, его необходимо представить, показать его преимущества перед другими, обосновать рациональность вариантов решения задачи, отстоять позицию и выгодно представить ее аудитории.
Практика показывает, что если в среднем, а особенно в старшем звене школы, дети обладают достаточно большим объемом предметных знаний, для организации проектной деятельности непосредственно на уроке, то в начальной школе эти возможности гораздо уже. Поэтому учителями начальных классов чаще организуются долгосрочные проекты в воспитательной деятельности. К книге “Проектная деятельность младших школьников” Н.В. Матяш и В.Д.Симоненко обращают наше внимание на следующее: “Педагогической наукой установлена разница между творчеством взрослых и творчеством школьников. В понятии творчества взрослых главными компонентами являются объективная новизна результата творчества и его социальная значимость. Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества, так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личной и общественной значимости. При этом необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач”.
Мною разработан краткосрочный проект (1 урок), который возможно провести в начальной школе на уроке математики. Тема “Площадь фигуры” изучается в разных программах по математике в начальной школе в разных классах (2–3 кл.). Данный урок учитель может провести по своему усмотрению во 2–4-х классах.
Цель урока: Научить решать нестандартные задачи на нахождение площади с опорой на знание формул площадей прямоугольник и квадрата.
Задачи:
- Развивать геометрические и пространственные представления учащихся, математическую смекалку.
- Совершенствовать коммуникативные компетенции детей посредством презентации проекта.
- Расширить кругозор учеников через знакомство с творческими и изобретательскими профессиями.
Конспект урока.
- Организационный момент. Положительный настрой учеников на работу.
- Введение в тему:
Сегодняшний урок мы посвятим решению геометрических задач. - Актуализация знаний.
Математическая зарядка.
а) Рассмотрите записи на доске. Что о них можно сказать?
См2, мм, дм, мм2, кг, дм2, м.
Это единицы измерения длины и площади.
Здесь указаны линейные и квадратные единицы.
Есть лишний элемент – кг.
Выпишите в тетрадь: девочки – линейные единицы, мальчики – квадратные единицы.
К каким единицам вы выписали кг?
б) Прочитайте записи в столбиках и соотнесите их между собой.
4. Практический этап урока.
1) Постановка проблемы проекта.
Посмотрите на чертеж. Школьный холл, который находится у нашего кабинета, имеет вот такую форму. Давайте договоримся, что длина одной клетки на чертеже равна 1м. В нашем холле нужно поменять напольное покрытие. Нам с вами, ребята, поручено определить площадь холла, чтобы можно было покрытие купить. Это не так легко сделать. Мы пока умеем находить площадь только у прямоугольников и квадратов. Эта фигура нестандартная для нас.Необходимо найти пути решения этой задачи. Для этого предлагаю каждому из вас создать свой проект решения.
Вспомните, людям какой профессии приходится проектировать различные предметы?
Дизайнер, архитектор, изобретатель…
Давайте повторим этапы выполнения проекта:
- Постановка цели. Какая цель стоит перед вами? Определить площадь покрытия.
- Самостоятельное обдумывание. Поиск решения.
Какими способами предлагаете это сделать?
– Разбиение фигуры на квадратные метры и их пересчитывание.
– Достраивание фигуры до прямоугольника и удаление площади лишней части.
– Разбиение данной фигуры на более мелкие части (квадраты прямоугольники) - Составление плана решения.
- Самостоятельное решение в тетрадях.
Учитель предлагает выбрать способ решения по желанию учащихся, учитывая, что самый простой – разбиение на квадратные метры.
5. Защита проекта.
Учитель, просматривая тетради. выбирает 3 учеников, так, чтобы на доске были представлены все 3 способа решения задачи. Ученики представляют свои решения классу.
6. Анализ экспертов.
До этого момента учитель выбирает группу учеников – экспертов. Они определяют, на сколько каждый ученик смог защитить свой проект. Ученики получают отметки за работу.
7. Домашнее задание.
Нарисуйте свою нестандартную фигуру и найдите ее площадь. Постарайтесь это сделать не тем способом, который использовали на уроке.
8. Итог урока.
Что вам понравилось на уроке?