Вероятностная шкала

Разделы: Математика


Цель: формирование навыка определения событий и его места на вероятностной шкале.

Задачи:

  1. Отработать понятия «событие», «случайное событие», «вероятность». Обучить качественной оценке случайных событий с помощью вероятностной шкалы.
  2. Развивать познавательный интерес и вероятностное мышление.
  3. Воспитывать математическую речь.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданием, магнитные круги разного цвета.

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю вам хорошего настроения на весь урок.

2. Сообщение темы урока и формулировка задач.

Приложение 1

Пожалуйста, посмотрите на тему урока и определите задачи, которые мы поставим перед собой на уроке (ученики называют - узнать, как и с помощью чего сравниваются шансы). Сегодня на уроке я помогу вам ответить на вопрос: с помощью чего сравнивают шансы происхождения тех, или иных событий.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Продолжите фразу: Все события, которые с нами происходят в жизни можно разделить на ...

Какие события называют достоверными? (Достоверные события- события, которые при данных условиях обязательно происходят.)

Какие события называют невозможными? (Невозможные события – события, которые в данных условиях происходить не могут.)

Какие события называют равновероятными? (Равновероятные события, те события, возможность наступления которых одинакова.)

Какие события называют случайными? (События которые в одних и тех же условиях могут произойти, а могут и на произойти.)

Как вы думаете, какие события в нашей жизни чаще происходят? (Случайные события.)

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Давайте определим, какие события, какими являются. (Работа с карточками.)

Приложение 2

Задание №1

А= {в следующем году первый снег в Москве выпадет в воскресенье} - случайное.

В ={при бросании кубика выпадет семерка} - невозможное.

С ={при бросании кубика выпадет число очков, меньше семи} - достоверное.

Д= {в следующем году снег в Москве вообще не выпадет} – невозможное.

E={свалившийся бутерброд упадет на пол маслом вниз} – случайное.

F={в следующем году в Москве выпадет снег} – достоверное.

G={при бросании кубика выпадет четное число очков} - случайное, равновероятное.

4. Изучение нового материала.

Среди тех случайных событий шансов произойти больше. Как мы такие события называли? (Более вероятные).

Такие события как вы думаете ближе к каким? (Достоверным.)

А других случайных событий меньше шансов произойти, такие события как называются? (Менее вероятные.)

Они к каким ближе? (Невозможным.)

Как вы думаете, почему мы говорим о событиях, а тема вероятностная шкала.

Раздел математики изучающий закономерности и шансы наступления интересующего случайного события называется теория вероятностей.

Сравнивать вероятность можно и по частоте, с которой события происходят.

Шкала – это совокупность делений и штрихов, отделяющих одно деление от другого и используемая для измерения чего-либо.
Вероятностной шкалой событий. Пусть слева, в начальной точке шкалы, будут располагаться невозможные события, справа, в конечной точке, - достоверные, а между ними – случайные.

При этом, чем больше у случайного события шансов произойти, тем оно более вероятно и тем правее его следует располагать на вероятностной шкале; чем меньше шансов – тем левее. Если два события, на ваш взгляд, имеют равные шансы, будем располагать их в одном и том же месте шкалы друг над другом.

Проще всего расположить на шкале невозможные и достоверные события. Как мы уже выяснили, события В, Д – невозможные, поэтому они располагаются в левом конце шкалы.

Достоверные события – С, F, поэтому они располагаются на правом конце шкалы.

Как располагаются случайные события? Начнем с события G. Когда мы бросаем кубик, каждая из шести граней имеет равные шансы оказаться верхней. Четное число очков - на трех гранях кубика, на трех других- нечетное. Значит, ровно половина шансов (три из шести) за то , что событие произойдет, и ровно половина(три из шести) за то, что оно не произойдет. Поэтому мы располагаем событие G в середине.

Событие А еще менее вероятно, чем G, - ведь в неделе 7 дней и в любой из них с равной вероятностью может выпасть первый снег, поэтому у события А один из семи .

Труднее всего расположить на шкале событие Е. здесь нельзя точно подсчитать шансы, но можно призвать на помощь жизненный опыт: бутерброд гораздо чаще падает на пол именно маслом вниз(есть даже «закон бутерброда»), поэтому событие Е горозда вероятнее, чем G.

Построенная вероятностная шкала не совсем точная – на ней нет числовых меток, делений. Ведь вы еще не умеете измерять вероятности случайных событий числами, как это происходит с длинами отрезков или величинами углов. Совсем скоро вы узнаете, как вычислить вероятность, - пока же потренируемся в сравнении шансов и в расположении событий на вероятностной шкале.

Задание №2

Малыш наугад показал пальцем точку на глобусе. Сравните между собой шансы событий.

А= {он попадет в Китай}

В ={он попадет в Атлантический океан}

С ={он попадет в Западное полушарие} – равновероятное.

Чем больше шансов, тем вероятнее будет соответствующее случайное событие. Понятно, что шансы предсказаний будут соотноситься между собой так же, как шансы рассмотренных событий.

5. Физкультминутка

- Нарисуйте левой рукой в воздухе квадрат столько раз, сколько десятков в сегодняшнем числе.

- Нарисуйте правой рукой в воздухе прямоугольник столько раз, какой сегодня по счету день недели.

- Нарисуйте глазами треугольник столько раз, сколько раз вы услышите стук по столу.

6. Закрепление.

Задание №3

В коробке лежит 13 красных, 5 зеленая и 7 синие ручки. Из нее наугад вынимается один предмет. Определите, какие из событий более вероятные, какие – менее вероятные. Расположите их на вероятностной шкале.

А= {будет вынута красная ручка}

В ={будет вынута зеленая ручка}

С ={будет вынута синяя ручка}

Д= {будет вынута ручка}

E={будет вынут карандаш}

Задание №4

Когда Витя почувствовал себя нездоровым, мама, как обычно, поставила ему термометр. Расположите на вероятностной шкале следующие события: 

А= {Витина температура больше 36,6°}

В ={Витина температура равна 36,6°}

С ={Витина температура меньше 36,6°}

Д= {Витина температура больше 20°}

E={Витина температура меньше 100°}

Задание №5 (самостоятельно и проверить с доской)

Из коробки с синими и черными шарами наугад вынимают один шар. Сравните между собой шансы вынуть синий шар из коробок, изображенных на рисунке, и расположите на вероятностной шкале соответствующие им случайные события.

Задание №6

Определите, какие из следующих событий более вероятные, какие - менее вероятные, и расположите их на вероятностной шкале:

А= {при бросании монеты выпадает «ОРЕЛ»}

В ={при бросании кубика выпадет тройка}

С ={при бросании кубика выпадет шестерка}

Д= {из колоды карт вынут карту красной масти}

E={из колоды карт вытянут туза}

F={из колоды карт вытянут пику}

G={из колоды карт вытянут красную пику}

7. Рефлексия.

- Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы раз.

- Уходя из класс, я прошу выразить свое мнение о уроке, если урок понравился, приклейте желтый магнит, если нет – черный.

8. Задание на дом:

Придумайте примеры случайных событий А, В, С, Д, Е, которые расположились бы на вероятностной шкале так, как на рисунке.

9. Используемая литература:

  1. Е. А. Бунимович, В. А. Булычев. Вероятность и статистика.5-9 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2005.- 159, - (Темы школьного курса)
  2. Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгин. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1999.