Задачи урока:
1. Обучающие:
- Обеспечить усвоение представления о понятии “богатырь”
- Закрепить умение работать над значением слова со словарной статьей, синонимами
- Совершенствовать навыки выразительного чтения
- Продолжить знакомство с понятиями “богатырская сказка”, “былина”, “пословица”, “поэма”
- Выявить признаки былины, богатырской сказки
- Продолжить формирование умения находить в тексте “ключевые” слова
- Начать формирование умения анализировать произведения художников
- Проконтролировать уровень усвоения понятия “богатырь”
2. Воспитывающие:
- Установить психологический и эмоциональный контакт с детьми
- Воспитание нравственных качеств, как товарищество, взаимовыручка
- Воспитывать интерес к истории нашей Родины.
3. Развивающие:
- Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, музыка, физкультура)
- Организовать на уроке самостоятельную работу с текстом
- Развивать речь детей
Оборудование:
- Телевизор
- Видео проектор
- Компьютерная презентация
- Камень на перепутье дорог
- Листы с материалами урока для каждого ученика
- Выставка книг с былинами, богатырскими сказками
- Видеозапись – мультмарафон
- Аудиозапись былины “Из города из Мурома”
Ход урока
1. Организация детей.
(Звучит музыка)
– Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали меня, а все, что услышите, может вам пригодиться. Нужно отправляться нам в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятал ворон в этой пословице.
(На доске написана пословица “ Славна богатырями земля русская”).
2. Формирование темы урока.
– Посмотрите на пословицу и определите, о ком говорится в ней? (О богатырях)
– Именно о богатырях у нас сегодня и пойдет речь.
Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильны, могучи,
Богатыри на славной Руси.
3. Открытие новых знаний.
А) Работа со статьями из словаря
– А путь каждого богатыря начинается с камня на перепутье (открывается доска и в центре доски рисунок с камнем и тремя дорогами )
– Сколько дорог, мы, видим? (Три)
– И отправимся, мы с вами по первой дороге в мир “Литературного чтения”. А и путь наш лежит через множество вопросов, на которые нужно отвечать вдумчиво и не бояться.
– Первый вопрос таков, что без ответа на него нельзя продолжать наш путь.
– Кто же такие, богатыри? (Ответы детей)
– Значение слова “богатырь” лучше всего даст словарь. (На первом листе под № 1 статья из словаря)
Дети читают статью:
- Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
- (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек
– Подберите, слава, характеризующие богатыря по этим вопросам.
Кто? человек |
Какой? сильный и т. д. |
Что делает? защищает Родину |
– Под № 2 на листе 1 выполните задание: Зачеркните лишнее слово
Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь
– А кто знает значение слова – витязь?
– Значение этого слова прочтите под № 3.
Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой.
Б) Чтение детьми наизусть
– Вспомните, ребята имена богатырей русских (дети перечисляют)
– Внимательно прочтите мой перечень имен и согласны вы с ним?
- Добрыня Никитич
- Алеша Попович
- Святогор
- Садко
- Черномор (злодей укравший у Руслана жену)
– Кто помнит, как называется произведение про богатыря Руслана? (Поэма
“Руслан и Людмила”)
– Кто автор этой поэмы. (А.С. Пушкин)
– Кто ни будь, хочет рассказать отрывок, который мы с вами учили из этого
произведения? (ребенок читает наизусть)
В) Рассказ учителя.
Да, ребятушки, герои былин, их ратные подвиги остаются в памяти надолго после их чтения. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич – эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях художниками и поэтами.
Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.
(Учитель показывает иллюстрацию – Рис. 1)
Рис. 1
Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.
На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.
Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.
В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.
Слушая сейчас былину, попытайтесь представить себя в древнем Киеве или Новгороде, попробуйте вообразить себе жизнь этих древних городов, поединки, пиры. Понаблюдайте над языком былин: старинными словами, они называются архаизмами, уважительными диалогами при встрече богатырей, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устойчивыми выражениями в былинах.
Г) Прослушивание аудиозаписи отрывка из былины.
Аудиозапись можно взять у автора статьи.
– О каком богатыре русском вы узнали из былины?
– А знаете ли вы, что народное предание отождествило знаменитого богатыря Илью
Муромца, о котором пелись русские былины с Преподобным Илией Муромцем,
Печерским, по прозвищу Чоботок, который был уроженцем города Мурома и подвизался
в Киево-Печерской обители. Скончался около 1188 года. Некоторые из историков
тоже считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец – одно и то
же лицо.
Словарь: преподобные – подвижники из монашеского чина, оставившие мир и его блага во имя близости к Богу, во имя чистоты и святости жизни;
(Показ иллюстрации иконы Илии Муромца Печерского, рис. 2 )
Рис. 2
4. Работа с текстом.
Конечно, о богатырях – героях былин сочиняли и сказки. Они так и называются богатырские сказки.
Давайте почитаем сказку о некоторых богатырях. Возьмите лист № 2. Во время чтения, выделяйте непонятные слова. (чтение отрывка из сказка)
– Какие слова при чтении были непонятны? (Разбор непонятных слов).
– Работа с текстом.
- Найдите и прочтите поговорки в тексте
- Как называется литературный прием, когда повторяются 3 раза действия, прочтите в тексте
- Алеша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего?
- Кому же служили богатыри: князю или народу русскому?
– Чем же отличается богатырская сказка от былины? (Сказка написана в
прозе, а былина в стихах. В сказке есть сказочные приметы, происходят волшебные
события. В былинах много архаизмов, есть слова с двойными гласными.)
– А сейчас посмотрим, как вы знаете богатырей русских сказок.
Назовите сказку, богатыря и с кем он сражался.
(Мультмарафон видеозапись). Видеофрагменты можно получить у автора статьи.
5. Физкультминутка.
– Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало (под музыку дети выполняют упражнения)
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
6. Работа по картине В. Васнецова “Богатыри”.
– Отдохнули мы на славу. Пора отправляться по другой дорожке, по дороге
“живописи”.
– Посмотрите на эту картину. Кто знает, как она называется, кто ее написал и в
музее, какого города она находится? (Варианты ответов детей)
– Более точно подготовила сообщение (имя ребенка)
– Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском,
да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.
– А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские? (Шлем,
кольчуга),(меч , копье, булава, лук со стрелами в колчане)
Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
– Вот мы и посмотрим, как все это выглядело. (Презентация
Приложение 2)
– Давайте проверим, как вы запомнили внешний вид богатырский, и поиграем в
игру “Одень богатыря” (одевают мальчика).
7. Итог урока
– Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи.
Вспомните все, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы выполнить задание. Нужно дополнить предложения задание № 4 на 1 листе (Самостоятельная работа и проверка)
Давайте вспомним, с какими видами произведений мы сегодня встречались?
– О ком мы говорили?
– Как вы думаете – “Есть ли богатыри в наше время”?
– Кто они?
– Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли
– тоже богатырь.
– А вы можете стать богатырями?
– Посмотрите на наш путевой камень. Все дороги исхожены? (Нет)
– А последняя дорога это ваш путь и как вы его пройдете вам выбирать!
8. Домашнее задание.
Прочитать о том богатыре, кто вам больше всего понравился, и нарисовать его доспехи и оружие.
Лист № 1
№ 1
- Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
- Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
№ 2
(Зачеркнуть лишнее слово)
Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь.
№ 3
Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой.
№ 4
1. Богатырь обладает невиданной ………. , умением владеть ………, ……... ……….., …………. .
2. Богатырь ……….., ……….., ……….. человек, преданный ……………, служащий …..............
Лист № 2
1. Прослышал Илья Муромец о том, как Алеша Попович побил рать несмертную у Киева, и говорит:
– Видно сокола по полету, а молодца по делам. Не переведутся богатыри на Руси век от веку!
Подымались богатыри на ноги, выпивали чары с медом единым духом да меж собой побратались: старшим братом назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим братом назвали Алешу Поповича. Они три раза обнимались да три раза целовались.
Тут князь Владимир стал Алешеньку чествовать, пожаловал город, одежу драгоценную.
Поднялся Алеша Попович и говорит:
– Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..