Методическая разработка "Деревня Починок на карте Свердловской области" по программе "Урал. Человек. Истоки"

Разделы: Начальная школа


Починок! Починок! Отчизна моя!
Просторы и горы, леса и поля.
В нее я влюбленный всем сердцем хожу
Я разом бы обнял деревню мою.

Форма работы – групповая.

Методы работы – словесные, практические.

Средства: наглядные (экспонаты музея: папки о ветеранах ВОВ, “памятники” старины, фото т.д.)

Этапы деятельности – викторины “Что? Где? Когда?” проходит в определенной последовательности:

1-й этап – предварительно проводятся беседы экскурсоводами нашего музея (учениками школы);

2-й этап – отбор учащихся в команды ( каждому ученику задается несколько вопросов по материалам прослушанных бесед);

3-й этап – самостоятельная подготовка учащихся ( на базе музея – работа с документами, письменными источниками и др.);

4-й этап – проведение игр “Что? Где? Когда?” - участвуют 5 команд поочередно, которые отвечают на вопросы викторины по следующим блокам : “Происхождение д.Починок”, “Коммуна “Нива”, “ Колхоз им. Сталина”, “История нашей школы”, “Великая Отечественная война в жизни наших односельчан”, “Этнография” – по количеству верно , правильно и быстро выполненным вопросам викторины выбирается лучшая команда , которая участвует в финальной игре.

(Все участники викторины награждаются памятными значками)

5-й этап – финал игры “Что? Где? Когда?” . Знатоки отвечают на вопросы блока “Наша малая Родина”, в который входят вопросы из всех 5 ранее представленных блоков.

Вопросы задают экскурсоводы музея, ведет викторину заведующий музеем.

Оборудование:

  • игровой стол (на котором игровое поле разбито на 5 секторов);
  • конверты с вопросами викторины;
  • волчок, который после вращения указывает на выпавший сектор;
  • экспонаты музея (папки о ветеранах ВОВ, “памятники” старины, фото т.д.)
  • ответы на вопросы викторины;
  • Приложения (беседы по блокам игр).

Планируемый результат:

– дети подробно изучат историю происхождения нашей д.Починок;

– узнают разницу между историческими понятиями “коммуна “Нива”, “ колхоз им. Сталина”;

– знакомятся с историей школы д.Починок за 45 лет: перечислят директоров школы, назовут учителей, работавших в разное время, перечислят тех учителей которые учились здесь и теперь работаю учителями;

– запомнят наших односельчан, принимавших участие в Великой отечественной войне, будут называть тружениц тыла, проживающих в нашей деревне.

Пояснительная записка.

Актуальность.

В современное время важно сохранит у детей веру в реальные и потенциальные возможности своей малой Родины, воспитывать высокую ответственность за ее судьбу.

Для этого необходимо максимально использовать историко-краеведческий музей, существующий в нашей школе, прошедший паспортизацию, сертификацию и имеющий в областном перечне № 273 от 20.04. 2002 года.

В этой работе можно использовать различные виды деятельности : беседы, игровые формы, викторины, конкурсы, встречи с односельчанами, шефство над ветеранами ВОВ, участие в городских и областных смотрах – конкурсах и т.д.

Наша школа уже несколько лет работает по программе гражданско-патриотического воспитания “Я – гражданин России”, в начальной школе введена образовательная программа “Урал.Человек. Истоки”

Цель программы школы :

создание благоприятных условий патриотического воспитания в школе для развития патриотического и национально – исторического самосознания подрастающего поколения.

Задачи программы:

  • формирование патриотического сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну;
  • формирование уважения к людям старшего поколения, воспитание чувства благодарности ветеранам войны и труда (“программа “Урал.Человек.Истоки”);
  • формирование осознания необходимости защиты Отечества, как долга и обязанности гражданина страны.

Цели задачи работы музея:

  1. Воспитание у юных уральцев патриотизма, гражданского и исторического сознания, привития уважения к ветеранам ВОВ, труженикам тыла.
  2. Развитие содержания образования и выявления новых форм краеведческой деятельности.
  3. Привлечение детей к поисковой и исследовательской работе по этнографической и военно-исторической тематики.

Цель разработки викторины:

Воспитывать у юных починковцев патриотизм, гордость и уважения к ветеранам ВОВ, труженикам тыла.

Задачи разработки викторины:

  1. Заинтересовать в новой форме краеведческой деятельности- викторине;
  2. Помогать детям в поисковой и исследовательской работе по изучению и систематизации материалов о жизни наших односельчан: ветеранах войны, тружениках тыла, уважаемых людях деревни Починок.

1-й блок вопросов: “Происхождение деревни Починок”

  1. От какого слова произошло название д.Починок?
  2. Как называется наша река, какова ее длина и в какую реку она впадает?
  3. Какими видами работ занимались первые поселенцы деревни?
  4.  Как впервые оказались люди в нашим местах и основавшие нашу деревню?
  5. Назовите несколько уважаемых людей в нашей деревне.

2-й блок вопросов: “Коммуна “Нива”, колхоз им. Сталина”

  1. Что такое коммуна “Нива?” В каком году она была основана? Кто является основателем коммуны?
  2. Назовите причины распада коммуны “Нивы”. В каком году это произошло?
  3. Когда в нашей деревне был образован колхоз им. Сталина?
  4.  По каким причинам колхоз перестал существовать?
  5. Кто такой Дылдин Александр Герасимович?

3-й блок вопросов: “История создания нашей школы”

  1. В каком году была открыта наша школа? Кто был первым директором?
  2. Опишите начальную школу д.Починок до 1961 года. Покажите это здание на фотографиях , которые расположены на планшетах.
  3. Кто такие пионеры? Чем они занимались в нашей школе?
  4. В каком году была организована комсомольская организация нашей школы? Перечислите их основные обязанности и мероприятия, которые они проводили.
  5. Назовите комсомолок, которые отлично окончили нашу школу и внесены в книгу Почета, а затем вернулись работать в нашу школу.

4-й блок вопросов: “Этнография”

  1. Как сейчас называется подсобное хозяйство, в котором трудятся ваши родители?
    Назовите основные направления работы.
  2. Перечислите отличия жизни первых поселенцев нашей деревни и сегодняшней жизни.
  3. Покажите экспонаты, связанные с начальной школой д. Починок и современной школой, в которой учитесь вы
  4. Как вы объясните понятие “памятники” старины?
  5. Какие памятники старины представлены в нашем музее? (Перечислите: вещественные, письменные, устные).

5-й блок вопросов: “Великая Отечественная война в жизни наших односельчан”

  1. Перечислите некоторых участников ВОВ, проживавших в д.Починок. Что вы о них знаете?
  2. Назовите женщин – участниц ВОВ, которые живут в нашей деревне.
  3. Перечислите участников ВОВ, проживающих сейчас в нашей деревне.
    Расскажите немного о них.
  4. Кто из живущих сейчас тружениц тыла в нашей деревне, была трактористкой в годы войны в колхозе им. Сталина? Назовите главную особенность того трактора.
  5. Перечислите женщин – тружениц тыла, активно работавших в колхозе им. Сталина в годы ВОВ.

6-й блок вопросов (финальный): “Наша малая Родина”

  1. Назовите и покажите вещи в нашем музее , которые рассказывают о прежней жизни жителей д.Починок и о жизни в более современное время.
  2. Назовите отличия жизни и быта людей до ВОВ и сейчас.
    Что было построено за 50 лет в нашей деревне?
  3. Докажите, что необходимо изучать историю деревни Починок и нашей школы.
  4. Объясните значение слов (лично для вас) “малая Родина”, “Отчий дом”.
  5. Перечислите учителей, которые окончили нашу школу и вернулись в нее работать, полюбив свою малую Родину навсегда?

Все участники команд награждаются значком участника викторины “Что? Где? Когда?”, сладкими призами.

Команда-победительница викторины “Что? Где? Когда?” награждается Грамотами и поездкой в Муниципальный краеведческий музей г.Новоуральска.

7. Приложения:

Ответы на вопросы викторины:

1-й блок:

  1. Название деревни происходит от русского слова “почин”, т.е. начало.
  2. В 3 км от деревни Починок находится гора Починская, с южных склонов которой вытекает река Починка, левый приток впадает в реку Восточный Шишим. Протяженность нашей реки 9 км.
  3. Первые жители д.Починок занимались рудничными, куренными работами, рубили лес, складывали кучонки. Старательские артели мыли золото. Сельским хозяйством занимались мало.
  4. Первыми основателями были беглые люди, сбежавшие от непосильного труда на рудниках, заводах графа Строганова. Прятались в глухих, непроходимых лесах, чтобы их нельзя было найти. Тут и оставались жить.
  5. В нашей деревне очень много уважаемых людей, которые всю свою жизнь прожили в нашей деревне и много для ее развития сделали. Например, Курищева Л.В., заведующая детским садом № 26, Курищев П.А. – механизатор, награжден за успехи в работе орденом Ленина, Векшегонов А.А. – местный краевед, Лунева Л.В. – проработавшая в нашей школе 46 лет.

2-й блок:

  1. Коммуна “Нива” была организована в 1926 году. 10 бедняцких семей объединились, собрали вместе скот (коров, лошадей, овец, свиней), а держать общую скотину негде, кормить нечем. Земельный отдел выделил 83 га земли около деревни Пальники. Добираться до того места было не на чем и решили все туда переехать жить. Стали строить дома, скотные дворы, рубить лес, корчевать пни, обрабатывать землю. Уже спустя 3 года хозяйство встало на ноги.. Жить стало легче, построили детский сад, ясли, дом для престарелых .Стали хорошо жить.
  2. С 1941 года мужчин из коммуны “Нива” стали забирать на фронт. Практически все имущество, которое было на тот период у коммунаров: трактора, лошади и т.д. были отправлены на фронт. В 1943 году в коммуне остались одни женщины и дети, немногочисленные старики и старухи. Обрабатывать землю стало нечем и некому, было принято совместное решение : вернуться в Починок и вступить в колхоз имени Сталина.
  3. На территории д.Починок в 1923 году был организован колхоз им.Сталина. Пахотных земель было мало, поэтому землю строго распределили и стали сеять рожь, пшеницу, овес, ячмень. Вступили в колхоз одни бедняки, жить было очень трудно, т.к. нужно было выполнять план поставок государству зерна, молока, мяса. Колхозники трудились самоотверженно, но все равно выбраться из бедности не могли.
  4. В 50-м году недалеко от нас был построен город Свердловск-44, который необходимо было обеспечивать овощами, картофелем, молоком, мясом.
    Колхоз был в тяжелых финансовых затруднениях.
    В 1957 году было принято решение администрацией города : создать свое личное подсобное хозяйство. Собрали колхозников, объяснили сложившуюся ситуацию и предложили перейти из колхоза в совхоз.
    В 1957 году колхоз был реорганизован в совхоз. Город стал помогать совхозу машинами, тракторами, а во время уборочных работ – подвозили людей.
  5. В момент создания колхоза несколько семей не захотели туда вступать. Один из них – Дылдин Александр Герасимович. Он считал, что ничего не получится ,и остался единоличником. Работал сам вместе со своими детьми от восхода солнца до заката. Исправно платил все налоги государству. Семья не бедствовала. Своими руками расчистили участок земли в 3 га. В 1932 году Дылдин не выполнил норму сдачи овса – не додал 3 кг, за это ему предложили сдать налог в пятикратном размере за 3 дня. Он конечно, не смог этого выполнить, и его имущество 21 октября описали, а 22 – вывезли.

Он собрал все документы ( хранятся в нашем музее) и обратился с жалобой на Сельский Совет, который конфисковал его имущество, просил разобраться. После долгих разбирательств, в течении 1 года, его имущество вернули, но в сломанном состоянии. Эти тяжбы сильно подорвали его здоровье, и в скором времени он умирает. Его жена, Александра Григорьевна, оставшись с детьми на руках, восстанавливает доброе имя своего мужа.

3-й блок:

  1. В нашей деревне каменная двухэтажная школа была открыта в 1961 году .Первым директором стала Теплоухова Т.Н. Детей привезли из соседних деревень: Елани, Мазино, Воробьи, Пальники и Тарасково. Всего с починковскими детьми 320 учеников.
  2. До 1961 года дети учились в начальной школе, которая располагалась в обычном доме, который и сейчас находится на улица Ленина. Училось всего 10–15 учеников с 1 по 4 классы. Условия для учебы были очень плохие : не хватало дров, не всегда находили керосин, дети и учителя часто болели, некоторых детей просто не отпускали родители, т.к. нужны были рабочие руки. Но даже в таких сложных условиях школа работала.
  3. В 1962 году в нашу школу приезжает молодой, энергичный педагог – Бабинцева Л.В. (Директор нашего музея) и создает в 1962 году пионерскую организацию. В пионеры принимают только самых достойных – кто хорошо учился, всегда стремился быть первым, помогал пенсионерам, заботился о младших школьниках. В пионеры принимали только тех, кому исполнилось 10 лет.
  4. В 1963–1964 гг. организуют комсомольскую организацию. Выбирают знаменосца, комсорга, барабанщиков – только лучших из лучших. В комсомол вступали после 14 лет .Комсомольцы всегда заботились о школе, следили за порядком в школе, помогали отстающим в учебе. Участвовали в политической жизни страны : проводили митинги, акции протеста , читали газеты, проводили политинформации, помогали семьям ветеранов ВОВ. Жизнь комсомольцев была яркой и насыщенной.
  5. В нашей школе есть Книга Почета, в которую внесены все комсомольцы, окончившие Починковскую восьмилетнюю школу с отличием. Очень приятно , что из этих учащихся -комсомольцев двое вернулись в нашу школу и сейчас работают учителями : Селянкина Т.Н. и Сушенцева Г.В.

4-й блок:

  1. Сейчас наше подсобное хозяйство относится к Уральскому Электрохимическому Комбинату и является цехом № 98. Основные направления работы : животноводство, растениеводство (по голландской технологии). Большинство родителей наших учащихся трудятся именно там.
  2. Жизнь первых поселенцев в наших краях была очень трудна : не было дорог, электричества. Жили при лучинах, керосиновых лампах (которые представлены в музее). За керосином ходили в поселок Билимбай, за 14 километров. Пробирались по лесным тропинкам.
    Сейчас у нас асфальтированные дороги, благоустроенное жилье, набор бытовой техники в каждой семье, есть личное хозяйство. Практически вся деревня телефонизирована, жители деревни пользуются спутниковой связью, Интернетом.
  3. В нашем музее целый зал посвящен истории создания нашей школы. Здесь представлены экспонаты, которым более 40 лет: “чернильница”- непроливашка, перочистка, перья для письма, подборка учебников. Есть и современные экспонаты : альбомы от выпускников, пишущие машинки, баяны и т.д.
  4. Памятники “старины” могут быть: письменными, устными, вещественными.
  5. Вещественные памятники старины: лапти, рукомойники, самовары и т.д.
    Письменные: справки, документы, акты, газеты, журналы за 1917–1920 гг.
    Устные памятники старины: сказания, былины, были, рассказы наших жителей, воспоминания.

5-й блок:

  1. Из нашей деревни на фронт ушли около 150 человек. Не вернулись с фронта 64 человека. Погибли в ходе боевых действий -35, умерли от ран и болезней -3, погибли в плену -1, пропали без вести -35. Судьбы 10 чел неизвестны.
    Участники ВОВ:
    Лунев Михаил Павлович. Попал на фронт в ноябре 1941 г., его часть везла продовольствие к блокадному Ленинграду, был тяжело ранен, сначала госпиталь, а в сентябре 1942 г.- после инвалидности –демобилизован.
    Лапин Иван Николаевич г.р. 15.10.1926.
    С 1943 по 1945 воевал. Был в боях под Псковом, тяжело ранен в руку, вылечился и снова на фронт. В 1945г. был демобилизован по инвалидности.
  2. Женщины – участницы ВОВ:Храмеева М.Д. -служила телефонисткой, Соболева Е.А.- работала в банно-прачечном отряде, Хлынова А.А. –санитарка при военном госпитале.
  3. Ныне живущие ветераны : Рыбалко Иван Карпович, Шестаков Василий Васильевич, Михалев Валентин Александрович, Храмеева М.Д, Соболева Е.А, Хлынова А.А
  4. Во время войны основными работниками в колхозе были женщины и дети. Вся работа выполнялась вручную. Был в деревне всего один трактор, который необходимо было топить дровами. Управляла этим трактором молодая девушка – Лапина Ольга Николаевна.
  5. Мы побывали в гостях у 25 женщин-тружениц тыла, живущих в нашей деревне, записали их биографии и оформили материал в папки, которые хранятся в нашем музее. Назовем лишь несколько имен: Теплоухова Т.А, Хлынова В.И, Лунева Н.П., Теплоухова Н.Н.

6-й блок:

  1. В музее целый зал, посвящен быту наших односельчан. Есть вещи, которые явно указывают на далекое прошлое: люлька, ковш для промывки золотого песка, “бутара” - специальное приспособление для мытья золота. Есть каелка, лопата для добычи руды, керосиновые лампы, лапти, самошитые вещи.
    Более современные вещи : обувь, приемники, телевизоры ,проигрыватели, посуда, чайные сервизы.
  2. Жизнь людей в наше время стала более комфортной : используется бытовая техника, средства связи, построены благоустроенный коттеджи, Дом Культуры “Современник”, средняя школа, современный детский сад с бассейном.
  3. Изучать историю деревни надо, т.к изучая прошлое , мы заглядываем в будущее.
    Мы должны знать, как жили наши предки, чем они занимались в прошлом.
    Изучать историю школы просто необходимо, т.к мы проводим в школе много времени, это наш второй дом. И мы должны знать кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы какие поручения имели наши родители в школе.
  4. “Малая Родина” – это место, где мы родились, где мы выросли, играли, учились, веселились. Наша малая Родина – эта наша деревня.
  5. Вот выпускники, работающие в нашей школе :Селянкина Т.Н., Селянкина И.С, Селянкин Р.С. Сущенцева Г.В. ,Лобастова Е.В., Горина О.Н., Швалев А.В., Сивова Н.И., Беликова В.К., Зонов А.Ю, Прибытков Р.П., Зарипова И.В., Васильева Ю.В., Харламова Е.Д, Чердынцева А.М.