В настоящее время особое внимание уделяется реформированию содержания и технологий образовательного процесса, его ориентации на самостоятельное приобретение знаний и опыта учащимися. Уровень образованности определяется не объемом знаний, а практической направленностью, т.е. способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Следовательно, одной из задач, стоящих перед образованием является подготовка ребенка к жизнедеятельности в современном информационном обществе, формировании информационно-компетентной личности. А задачей учителя является его участие в развитии самостоятельной творческой деятельности ученика. Данные изменения в образовании приводят к тому, что большинство учителей сталкивается с необходимостью внедрения в процесс обучения современных инновационных обучающих технологий. Одной из таких технологий является технология «портфолио». Введение технологии портфолио позволило существенно повысить уровень индивидуального вклада в выполняемую работу, ответственность за ее выполнение. Данная технология изначально предусматривает создание папки личных достижений учащегося, включающей в себя определенное количество грамот, благодарственных писем и выполняет роль накопительного материала для повышения рейтинговой оценки учащегося (выпускника), т. е. является, по сути, механической суммой определенных показателей.
Наряду с этим активно развиваются учебные «портфолио», суть которых заключается в создании папок личных достижений учащихся по конкретным предметам, что позволяет сделать учение интересным познавательно насыщенным, творческим процессом, в котором ученик видит и решает задачу реализации собственной личности. Именно этот вариант «портфолио» показался нам наиболее интересным для развития и внедрения в учебный процесс.
Цель работы:
- Методическая: разработать и обосновать методику создания структурированной рабочей «папки-портфолио».
- Учебная: включение технологии «портфолио» в учебный процесс.
Задачи:
- Продолжить формирование у учащихся умения точно определять цели;
- Ученик должен научиться планировать свою деятельность;
- Сформировать умения давать оценки и самооценки;
- Продолжить развитие творческих способностей учащихся.
Материалы и методы: За основу работы был взят один из вариантов портфеля личных достижений учащегося в оригинальной модификации, адаптированный для учебного предмета. Папка жестко структурирована и имеет обязательные разделы:
- «Портрет автора портфолио»;
- «Теоретический монолог»;
- «Практическая работа»;
- «Глоссарий»;
- «Мое творчество»;
- «Стена гласности»;
- «Мои достижения»;
- «Оценка портфолио»;
- Список литературы.
Название разделов были обсуждены с учащимися, внесены коррективы и затем утверждены на выполнение. Перед учащимися были поставлены задачи заполнения данной тетради по предмету в течение всего учебного года. На родительских собраниях были объяснены цели данной творческой работы. Предлагаемая технология была апробирована в ходе преподавания курса физики в 7 классе. Процент участия в данной работе - 50% от количества учащихся в классе. Портфолио заполняется учеником самостоятельно, выполняется в отдельной папке с титульным листом и содержанием. Предлагаемое для выполнения портфолио состоит из 9 обязательных разделов.
В разделе «Портрет автора портфолио» ученик может представить себя различными способами (сочинение, эссе, фотография и т.д.)
В разделе «Глоссарий» необходимо представить основные термины курса (25 – 35 терминов) с их определениями или раскрытием их сущности.
В разделе «Теоретический монолог» ученик представляет доклады, рефераты, варианты работы с текстом.
В разделе «Мое творчество» ученик представляет: изготовленные учеником дидактические материалы к уроку: компьютерные презентации, подборки задач из разных источников, кроссворды, ребусы, наглядные пособия, сочинения и эссе на физическую тему, отчеты о посещении музеев и прослушанных экскурсиях и т. д.
В разделе «Практическая работа» ученик представляет: описание изготовленных приборов, моделей, проведенных самостоятельно опытов и наблюдений.
В разделе «Стена гласности» ученик может представить свои пожелания, рекомендации преподавателю по организации занятий, портфолио и т.д.
В разделе «Мои достижения» ученик проводит анализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало «негатив» и т.д.
В качестве критериев оценки были выбраны следующие показатели:
- наличие обоснованных, самостоятельных суждений, выводов автора портфолио, наличие всех обязательных разделов портфолио;
- структурированное представление теоретических материалов;
- оформление портфолио.
В качестве механизма оценивания была выбрана рейтинговая система, в рамках которой преподавателю предлагается оценить качество выполнения разделов портфолио.
Формой защиты были предложены:
- презентация по определённой теме, выбранной по желанию учащегося, выполненная с помощью компьютерных технологий;
- устная форма презентации своей работы.
Пример тем по физике для 7-го класса
Теоретический монолог
№ |
Название |
Вид работы |
1 |
Капиллярные явления в природе |
доклад |
2 |
Сила трения в природе и технике |
доклад |
3 |
Фонтаны |
реферат |
4 |
Физика в живой природе |
доклад |
5 |
Обозрение 10 профессий, связанных с физикой |
сообщение |
Практическая работа
№ |
Название практической работы, её вид |
1 |
Опыт по определению размеров молекул масла |
2 |
Определение средней скорости движении в школу |
3 |
Определение объема и плотности собственного тела |
4 |
Изготовление фонтана |
5 |
Подъем «затонувшего судна» |
Мое творчество
№ |
Название творческой работы |
Вид работы |
1 |
Галилео Галилей |
Презентация |
2 |
Силы в природе |
Кроссворд |
3 |
Ломоносов М.В. в Петербурге |
Отчет об экскурсии |
4 |
Воздухоплавание |
Ребус |
5 |
«Работа, мощность, простые механизмы» |
Подборка задач |
Выводы:
- «Учебный портфель» как форма оценки результатов обучения делает акцент на прогресс ученика по данному предмету.
- Ученик, учитель, родители привлекаются к совместному диалогу-оценке учебной деятельности ученика.
- Рассматриваемая технология переносит внимание с оценки на самооценку.
- Подготовка и самоанализ материалов учит школьника обобщать свой опыт, воспитывает мотивацию к саморазвитию.
- Портфолио помогает ученику выбрать профиль старшей школы.
- Портфолио помогает молодым людям освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые для профессионального успеха.
Каждому ученику очень хотелось бы, чтобы учитель помогал ему познавать свои способности при уважении к неповторимости его личности. Можно ли дать ученику такую возможность? Включение технологии «портфолио» в учебный процесс позволяет утвердительно ответить на этот вопрос.
Список литературы:
- Гайтукаева И. Г. ,Юдина И. Г. Живая оценка программа «Портфолио в школе». – Волгоград: «Панорама», 2006г.
- Фрадкин В.Е. , Лебедева И. Ю. Физика в профильной школе: Пособие для учителя.- СПб: филиал «Просвещения», 2005г.