Портфолио ученика (опыт использования тематического "портфеля личных достижений" на уроках физики)

Разделы: Физика, Внеклассная работа


В настоящее время особое внимание уделяется реформированию содержания и технологий образовательного процесса, его ориентации на самостоятельное приобретение знаний и опыта учащимися. Уровень образованности определяется не объемом знаний, а практической направленностью, т.е. способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Следовательно, одной из задач, стоящих перед образованием является подготовка ребенка к жизнедеятельности в современном информационном обществе, формировании информационно-компетентной личности. А задачей учителя является его участие в развитии самостоятельной творческой деятельности ученика. Данные изменения в образовании приводят к тому, что большинство учителей сталкивается с необходимостью внедрения в процесс обучения современных инновационных обучающих технологий. Одной из таких технологий является технология «портфолио». Введение технологии портфолио позволило существенно повысить уровень индивидуального вклада в выполняемую работу, ответственность за ее выполнение. Данная технология изначально предусматривает создание папки личных достижений учащегося, включающей в себя определенное количество грамот, благодарственных писем и выполняет роль накопительного материала для повышения рейтинговой оценки учащегося (выпускника), т. е. является, по сути, механической суммой определенных показателей.

Наряду с этим активно развиваются учебные «портфолио», суть которых заключается в создании папок личных достижений учащихся по конкретным предметам, что позволяет сделать учение интересным познавательно насыщенным, творческим процессом, в котором ученик видит и решает задачу реализации собственной личности. Именно этот вариант «портфолио» показался нам наиболее интересным для развития и внедрения в учебный процесс.

Цель работы:

  • Методическая: разработать и обосновать методику создания структурированной рабочей «папки-портфолио».
  • Учебная: включение технологии «портфолио» в учебный процесс.

Задачи:

  • Продолжить формирование у учащихся умения точно определять цели;
  • Ученик должен научиться планировать свою деятельность;
  • Сформировать умения давать оценки и самооценки;
  • Продолжить развитие творческих способностей учащихся.

Материалы и методы: За основу работы был взят один из вариантов портфеля личных достижений учащегося в оригинальной модификации, адаптированный для учебного предмета. Папка жестко структурирована и имеет обязательные разделы:

  1.  «Портрет автора портфолио»;
  2. «Теоретический монолог»;
  3. «Практическая работа»;
  4. «Глоссарий»;
  5. «Мое творчество»;
  6. «Стена гласности»;
  7.  «Мои достижения»;
  8.  «Оценка портфолио»;
  9. Список литературы.

Приложение №1

Название разделов были обсуждены с учащимися, внесены коррективы и затем утверждены на выполнение. Перед учащимися были поставлены задачи заполнения данной тетради по предмету в течение всего учебного года. На родительских собраниях были объяснены цели данной творческой работы. Предлагаемая технология была апробирована в ходе преподавания курса физики в 7 классе. Процент участия в данной работе - 50% от количества учащихся в классе. Портфолио заполняется учеником самостоятельно, выполняется в отдельной папке с титульным листом и содержанием. Предлагаемое для выполнения портфолио состоит из 9 обязательных разделов.

В разделе «Портрет автора портфолио» ученик может представить себя различными способами (сочинение, эссе, фотография и т.д.)

В разделе «Глоссарий» необходимо представить основные термины курса (25 – 35 терминов) с их определениями или раскрытием их сущности.

В разделе «Теоретический монолог» ученик представляет доклады, рефераты, варианты работы с текстом.

В разделе «Мое творчество» ученик представляет: изготовленные учеником дидактические материалы к уроку: компьютерные презентации, подборки задач из разных источников, кроссворды, ребусы, наглядные пособия, сочинения и эссе на физическую тему, отчеты о посещении музеев и прослушанных экскурсиях и т. д.

В разделе «Практическая работа» ученик представляет: описание изготовленных приборов, моделей, проведенных самостоятельно опытов и наблюдений.

В разделе «Стена гласности» ученик может представить свои пожелания, рекомендации преподавателю по организации занятий, портфолио и т.д.

В разделе «Мои достижения» ученик проводит анализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало «негатив» и т.д.

В качестве критериев оценки были выбраны следующие показатели:

  • наличие обоснованных, самостоятельных суждений, выводов автора портфолио, наличие всех обязательных разделов портфолио;
  • структурированное представление теоретических материалов;
  • оформление портфолио.

В качестве механизма оценивания была выбрана рейтинговая система, в рамках которой преподавателю предлагается оценить качество выполнения разделов портфолио.

Формой защиты были предложены:

  • презентация по определённой теме, выбранной по желанию учащегося, выполненная с помощью компьютерных технологий;
  • устная форма презентации своей работы.

Пример тем по физике для 7-го класса

Теоретический монолог

Название

Вид работы

1

Капиллярные явления в природе

доклад

2

Сила трения в природе и технике

доклад

3

Фонтаны

реферат

4

Физика в живой природе

доклад

5

Обозрение 10 профессий, связанных с физикой

сообщение

Практическая работа

Название практической работы, её вид

1

Опыт по определению размеров молекул масла

2

Определение средней скорости движении в школу

3

Определение объема и плотности собственного тела

4

Изготовление фонтана

5

Подъем «затонувшего судна»

Мое творчество

Название творческой работы

Вид работы

1

Галилео Галилей

Презентация

2

Силы в природе

Кроссворд

3

Ломоносов М.В. в Петербурге

Отчет об экскурсии

4

Воздухоплавание

Ребус

5

«Работа, мощность, простые механизмы»

Подборка задач

Выводы:

  • «Учебный портфель» как форма оценки результатов обучения делает акцент на прогресс ученика по данному предмету.
  • Ученик, учитель, родители привлекаются к совместному диалогу-оценке учебной деятельности ученика.
  • Рассматриваемая технология переносит внимание с оценки на самооценку.
  • Подготовка и самоанализ материалов учит школьника обобщать свой опыт, воспитывает мотивацию к саморазвитию.
  • Портфолио помогает ученику выбрать профиль старшей школы.
  • Портфолио помогает молодым людям освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые для профессионального успеха.

Каждому ученику очень хотелось бы, чтобы учитель помогал ему познавать свои способности при уважении к неповторимости его личности. Можно ли дать ученику такую возможность? Включение технологии «портфолио» в учебный процесс позволяет утвердительно ответить на этот вопрос.

Список литературы:

  1. Гайтукаева И. Г. ,Юдина И. Г. Живая оценка программа «Портфолио в школе». – Волгоград: «Панорама», 2006г.
  2. Фрадкин В.Е. , Лебедева И. Ю. Физика в профильной школе: Пособие для учителя.- СПб: филиал «Просвещения», 2005г.