Урок "Три сита"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • взращивание оценочных суждений, как качества личности;
  • взращивание качеств доброй речи;
  • поддержание познавательного интереса.

Ход урока

1. Настрой на урок

Учитель: Закройте, пожалуйста, глаза. Подумайте о слове, его значении в жизни каждого из вас. Каким оно должно быть? Что оно должно нести нам? Какими качествами наделяться?

– Откройте глаза. Об этом мы сегодня и будем размышлять на нашем уроке мудроречия. Вы согласны?

2. С нами на уроке сегодня будет… (Приложение 1) Помните, кто это? Да, это Сократ. Что вы о нем помните?

– Сократ был в 30 лет признан дельфийским оракулом – самым мудрым человеком на Земле. Это был не только мудрый, но и очень храбрый человек. Один раз, забыв о себе, он вынес с поля боя своего друга. Вот таким он был человеком. Сегодня Сократ будет наблюдать за нашими размышлениями на уроке и помогать нам.

– А начнем урок с истории, которая произошла с тремя соседями. Итак, представьте себе, что жили три соседа:

Иван, Василий и Матвей.

Бежит однажды Иван к Василию и шепчет ему:

– Знаешь, что, оказывается, говорит о тебе твой любимый сосед Матвей?

(Чтобы вы ответили Ивану?)

Нет…

– Говорит, что ты вор и скряга…

(Чтобы вы почувствовали, когда услышали эти слова?)

Это правда?

– Так говорят те, кто слышал!

На следующий день опять бежит Иван к Василию и шепчет ему:

– Знаешь, что, оказывается, говорит о тебе твой любимый сосед Матвей?

(Чтобы вы ответили Ивану?)

Надеюсь, весть эта добрая…

– Какая добрая… Он на площади всем говорил, что ты вор и скряга…

(Чтобы вы почувствовали, когда услышали эти слова?)

Ты был там?

– Нет, но это правда… Слышал от тех, кто был там…

Через некоторое время снова бежит Иван к Василию и шепчет ему:

– Знаешь, что, оказывается, говорит о тебе твой любимый сосед Матвей?

(Как бы вы встретили на этот раз Ивана?)

А какая необходимость мне об этом знать?

– Необходимости нет…

– Зачем же тогда говоришь?

– Чтобы ты больше не доверял ему… Ты разве вор и скряга?

(Чтобы вы почувствовали, когда услышали эти слова?)

– Вот такая история. Представьте себе, что через некоторое время Василий встречается с Матвеем, своим любимым соседом. Что может произойти между ними? А между Иваном и Матвеем? Могут ли поссориться Иван и Василий? Почему? Что будет причиной их ссоры?

– Прочитайте мысль выдающегося российского историка Василия Осиповича Ключевского о слове. Как вы ее понимаете?

– Ребята, почти такая же история приключилась с Сократом. Хотите узнать, как он вышел из этой ситуации? Об этом нам расскажет притча, название которой и станет темой нашего урока.

К Сократу прибежал человек и говорит:

– Слушай, Сократ, знаешь, что говорит о тебе твой друг…

– Подожди, подожди, – перебил Сократ. – Просеял ли ты то, что хочешь мне сказать, через три сита?

– Какие сита?

– Первое сито – это сито правды: то, что ты хочешь мне сказать – это правда?

– Не знаю, я так слышал…

– Значит, ты не знаешь правда это или нет… А просеял ли ты эти слова через второе сито – сито доброты? То, что ты хочешь рассказать о моем друге – это доброе?

– Наверное, нет!

– Значит, ты мне хочешь сказать что-то плохое, и не уверен, что это правда… Тогда просеем еще через одно сито – сито необходимости. Так ли уж необходимо услышать то, с чем ты прибежал?

– Нет, необходимости в этом нет…

– Значит, – сказал мудрец, – в том, что ты хочешь мне сказать нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда мне это говорить?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

– Поразмышляем с вами вместе с Сократом, что это за три сита. Можете представить себя на месте мудрецов. О каких мудрецах вы знаете? (Платон, Диоген, Конфуций, Эзоп…)

– Сито правды. Как вы поняли, что такое правда? Что значит пропускать свою речь, слова через это сито? Вот как об этом говорит китайская пословица.

Дело, что случается перед глазами, и то необязательно правда; а словам, сказанным за спиной, разве можно верить?

Следующее сито – сито доброты. Что такое доброта? Что она несет человеку? Что значит добрая речь? доброе слово? Разве не добра желали Сократу – хотели ведь предупредить его о зломерениях друга…

– Попробуйте составить мудрость из слов так, чтобы стало понятно, что значит добрая речь?

НЕВОЗДЕРЖАННЫЙ ЯЗЫК – ХУДШЕЕ ЗЛО. Еврипид (можно попросить ребят ее переделать так, чтобы звучали слова – лучшее добро)

ДОСТОИНСТВО РЕЧИ – БЫТЬ ПРАВДИВОЙ И НЕ БЫТЬ НИЗКОЙ.
Аристотель

Что значит низкой?

– И вот третье сито – сито необходимости. Кто смог узнать значение этого слова? Как же понять – слова, речь пропускать через сито необходимости? У Василия горит сарай. Так уж необходимо Ивану об этом сообщать?

– Вот что сказал по этому поводу философ Исократ.

Принимайся говорить в двух случаях: когда ты ясно представляешь предмет речи, или когда сказать это необходимо.

Что же может произойти с твоей, твоей, … и моей речью, если ее пропускать через эти сита? Вот какую мудрость нам подарил Сократ! Улыбнемся ему благодарной улыбкой.

4. – Наш урок подходит к концу. Попробуйте каждый из вас составить некие правила, которые помогут вашей речи быть достойной. (Учитель вместе с детьми составляет такие правила и озвучивает их. Правила речи обобщаются, принимаются детьми, красиво оформляются и вывешиваются на стенде. Каждый ученик класса обязан им следовать).

5. Встаньте, пожалуйста. Наш урок подошел к концу. Закройте глаза и подумайте:

– Что мне подарил этот урок?

– Чем он мне помог?

– Что я понял(а)?

Спасибо вам, ребята, за такой интересный урок.