Цели:
Систематизировать знания обо всех известных орфограммах в приставках и способах их проверки, практически завершить создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания данного круга орфограмм.
Развивать орфографическую зоркость учащихся, обогащать их словарный запас на основе аналитической работы с текстами, словосочетаниями, словами.
Включить каждого ребенка в активную познавательную деятельность, побуждающую школьника к самостоятельной мыслительной работе при добывании информации и оперировании ею в процессе выполнения заданий на основе сочетания индивидуальной, парной и групповой форм работы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебники, словари, карточки с заданиями, тетради на печатной основе.
Ход урока
1. Организационный момент.В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
2.Актуализация опорных знаний (используется интерактивная доска)
(на доске группы слов):
земля |
ра (с\з)светает |
(в)снегу |
п(о\а)ход |
вода |
пр(о\а)сушищь |
п(о\а)стеклу |
бе(с\з)порядок |
гнездо |
(от)винта |
(с\з)делаем |
з(о\а)солка |
У. Придумайте и сформулируйте задание к группам слов
Д. размышляя, формулируют задания типа:
-
Найди лишнее слово (в строке, столбце);
- выделите слова с предлогами;
- докажите, что в группе есть глаголы, указав время, лицо и число;
- установите закономерность и др.)
У. В каких группах слов нарушена закономерность?
(учащиеся рассуждают, приводят аргументы, делают вывод)
У. При работе с какой группой слов вы испытываете наибольшие затруднения?
Д. (безударный гласный в корне слов, предлоги со словами, правописание приставок)
У. Предположите, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.
Д. (может быть, о правописании предлогов? О правописании приставок? т.к. на данные орфограммы включено больше слов и др. мнения )
3.
У. В правильности формулировки темы урока убедимся, открыв 127 страницу учебника ( русский язык 3ч., авт. Н.А.Чуракова)
“ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ”
У: Какие, на ваш взгляд, цели и задачи мы будем решать на уроке по данной теме? (Дети предполагают, учитель обобщает ответы и уточняет цель урока).
У.Цель: Сегодня повторим все известные орфограммы в приставках и способы их проверки, выстраивая ЦЕПОЧКУ ЗНАНИЙ.
4. Повторение и систематизация материала.(Составление цепочки знаний по теме “ПРИСТАВКА” выстраивается по звеньям на доске в соответствии с точкой зрения, суждениями учащихся)
- Что такое приставка?
- Какие части речи дружат с приставкой? (работа с группой слов, записанных на доске)
- Докажи, почему это приставка?
- Как отличить предлог от приставки?
- Что важно знать, чтобы не допустить ошибок при написании?
(Приставка - часть слова - стоит перед корнем - служит для образования новых слов - пишется с глаголом – пишется с существительным – отличается от предлогов - правила написания :
“ безударный гласный в приставке”,
“правописание приставки “ С- “”,
“правописание приставок, оканчивающихся на З/С”
- ( дети доказывают на примерах, аргументируют).
А). Работа по учебнику (с.127 упр.134)
Цель упражнения: вспомнить отличие приставок от предлогов и правило написания языковых единиц.
Работа осуществляется в парах (дети высказывают предположения, доказывают, делают вывод, записывают текст правильно в рабочую тетрадь под спокойную инструментальную музыку, оценивают друг друга; работа 2-3 пар по желанию учащихся проверяется).
Упражнения для глаз по зрительно-двигательным траекториям ( по методике В.Ф. Базарного)
Б). Работа в группах (карточки – задания составлены по материалу упр.135 на стр.128.
Цель: определить, в каких частях слов находятся выделенные орфограммы, объяснить написание (школьники повторяют правила написания трех основных орфограмм, которые встречаются в приставках и оговорены в цепочке знаний).
1группа Со словами каких частей речи используются приставки? Начинаются отт…пели, ро(с/з)тепели, к…пели с крыш. |
2 группа Со словами каких частей речи используются приставки? Постепенно ра(с/з)возит д…роги, н(о/а)ступа…т ра(с/з)путица, бе(з/с)дорожье. |
3 группа Со словами каких частей речи используются приставки? На реках п(а,о)…вляю(цца) во льду первые пр(а/о)моины, а на буграх – пр(о/а)талины и пр(о/а)плешины. |
(По завершении обсуждения заданий работы проверяются, группы работают по модели демократического минимума)
В).Упр.136 с.128 Индивидуальная работа с использованием обратного словаря.
- Одновременно два ученика выполняют задание на компьютере
Цель: совершенствовать умения определять место орфограммы в слове, учить проверять и правильно писать орфограммы в приставках.
Задание:
Вставь пропущенные буквы, подчеркни слова, в которых пропущены орфограммы в приставках. Назови орфограммы. Устно объясни написание.
В неб… из-за обл…ка п(о/а)к…залась луна. Вышел на п(о/а)ляну Волк, задрал морду кверху и з(а/о)выл, долг… и протяжн… .
Волк в(з/с)дрогнул, в т..мноте не сразу ра(с/з)гл…дел, кто его окликнул.
Проверка выполнения заданий.
Г) На основе технологии “Коллективный способ обучения”
(авторы А.Г.Ривин и В.К.Дьяченко), в классе в игровой форме “Ручеек” организованы диалогические сочетания. (Ребята сидят парами друг за другом в три ряда. Сначала задания выполняют учащиеся в парах постоянного состава (сосед с соседом), затем - смена пар между учениками первого варианта каждого ряда)
Цель: формирование умения писать слова с приставками, оканчивающимися на З/С, и с приставкой“ с ”.
Задания на карточках взяты из учебника упр.137 с.129
1вариант |
2вариант |
ра(з/с)вести к…стер |
устроить бе(с/з)поряд…к |
(с/з)вить гнездо |
во(с/з)х…ждение (о/а)льпинистов |
в(з/с)…ерошить вол…сы |
в(с/з)помню рассказ |
ра(с/з)крашива…т р(и/е)сун…к |
и(с/з)пуганный м…лы[ш] |
и(з/с)раненная птица |
…се(н/нн)ее бе(з/с)дорожье |
6. Домашнее задание.
Цель: систематизировать, закрепить и углубить знания по данной теме, отработать самостоятельно способы проверки орфограмм.
(Тетрадь для самостоятельных работ № 2 – с.69-71 по выбору)
7.
Итог урока. Организация рефлексивной деятельности детей.- В чем затруднялись? Как выходили из ситуации?
- Какую проблему ставили в начале урока? Какова главная идея? Удалось ли ее решить?
- К какому выводу пришли?
- Что понравилось?
У.
(Результативность пошаговой работы учащихся на уроке внесена в рейтинговую таблицу).РЕЙТИНГОВАЯ ТАБЛИЦА УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
№ |
Имя формы |
индивидуальная |
парная |
групповая |
задание повышенной сложности |
результат |
1 |
ЖАНАР |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
2 |
СЕРГЕЙ И. |
+ |
+ |
+ |
4 |
|
3 |
СЕРГЕЙ А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
4 |
ВЛАД |
+ |
+ |
+ |
4 |
|
5 |
ЗАХАР |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
6 |
ПЕТЯ |
+ |
+ |
3 |
Урок окончен.
Спасибо за работу.