Технология работы с учебно-методическим комплектом "Перспективная начальная школа" как средство развития самостоятельной деятельности младших школьников". Тема урока: "Орфограммы в приставках"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Систематизировать знания обо всех известных орфограммах в приставках и способах их проверки, практически завершить создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания данного круга орфограмм.

  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, обогащать их словарный запас на основе аналитической работы с текстами, словосочетаниями, словами.

  3. Включить каждого ребенка в активную познавательную деятельность, побуждающую школьника к самостоятельной мыслительной работе при добывании информации и оперировании ею в процессе выполнения заданий на основе сочетания индивидуальной, парной и групповой форм работы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебники, словари, карточки с заданиями, тетради на печатной основе.

Ход урока

1. Организационный момент.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!

2.Актуализация опорных знаний (используется интерактивная доска)

(на доске группы слов):

земля

ра (с\з)светает

(в)снегу

п(о\а)ход

вода

пр(о\а)сушищь

п(о\а)стеклу

бе(с\з)порядок

гнездо

(от)винта

(с\з)делаем

з(о\а)солка

У. Придумайте и сформулируйте задание к группам слов

Д. размышляя, формулируют задания типа:

  • Найди лишнее слово (в строке, столбце);
  • выделите слова с предлогами;
  • докажите, что в группе есть глаголы, указав время, лицо и число;
  • установите закономерность и др.)

У. В каких группах слов нарушена закономерность?

(учащиеся рассуждают, приводят аргументы, делают вывод)

У. При работе с какой группой слов вы испытываете наибольшие затруднения?

Д. (безударный гласный в корне слов, предлоги со словами, правописание приставок)

У. Предположите, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Д. (может быть, о правописании предлогов? О правописании приставок? т.к. на данные орфограммы включено больше слов и др. мнения )

3.

У. В правильности формулировки темы урока убедимся, открыв 127 страницу учебника ( русский язык 3ч., авт. Н.А.Чуракова)

“ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ”

У: Какие, на ваш взгляд, цели и задачи мы будем решать на уроке по данной теме? (Дети предполагают, учитель обобщает ответы и уточняет цель урока).

У.Цель: Сегодня повторим все известные орфограммы в приставках и способы их проверки, выстраивая ЦЕПОЧКУ ЗНАНИЙ.

4. Повторение и систематизация материала.

(Составление цепочки знаний по теме “ПРИСТАВКА” выстраивается по звеньям на доске в соответствии с точкой зрения, суждениями учащихся)

  • Что такое приставка?
  • Какие части речи дружат с приставкой? (работа с группой слов, записанных на доске)
  • Докажи, почему это приставка?
  • Как отличить предлог от приставки?
  • Что важно знать, чтобы не допустить ошибок при написании?

(Приставка - часть слова - стоит перед корнем - служит для образования новых слов - пишется с глаголом – пишется с существительным – отличается от предлогов - правила написания :

“ безударный гласный в приставке”,
“правописание приставки “ С- “”,
“правописание приставок, оканчивающихся на З/С”

  • ( дети доказывают на примерах, аргументируют).

5. Закрепление и усвоение материала.

А). Работа по учебнику (с.127 упр.134)

Цель упражнения: вспомнить отличие приставок от предлогов и правило написания языковых единиц.

Работа осуществляется в парах (дети высказывают предположения, доказывают, делают вывод, записывают текст правильно в рабочую тетрадь под спокойную инструментальную музыку, оценивают друг друга; работа 2-3 пар по желанию учащихся проверяется).

Упражнения для глаз по зрительно-двигательным траекториям ( по методике В.Ф. Базарного)

Б). Работа в группах (карточки – задания составлены по материалу упр.135 на стр.128.

Цель: определить, в каких частях слов находятся выделенные орфограммы, объяснить написание (школьники повторяют правила написания трех основных орфограмм, которые встречаются в приставках и оговорены в цепочке знаний).

1группа

Со словами каких частей речи используются приставки?

Начинаются отт…пели, ро(с/з)тепели, к…пели с крыш.

 

2 группа

Со словами каких частей речи используются приставки?

Постепенно ра(с/з)возит д…роги, н(о/а)ступа…т

ра(с/з)путица, бе(з/с)дорожье.

 

3 группа

Со словами каких частей речи используются приставки?

На реках п(а,о)…вляю(цца) во льду первые пр(а/о)моины, а на буграх – пр(о/а)талины и пр(о/а)плешины.

 

(По завершении обсуждения заданий работы проверяются, группы работают по модели демократического минимума)

В).Упр.136 с.128 Индивидуальная работа с использованием обратного словаря.

  • Одновременно два ученика выполняют задание на компьютере

Цель: совершенствовать умения определять место орфограммы в слове, учить проверять и правильно писать орфограммы в приставках.

Задание:

Вставь пропущенные буквы, подчеркни слова, в которых пропущены орфограммы в приставках. Назови орфограммы. Устно объясни написание.

В неб… из-за обл…ка п(о/а)к…залась луна. Вышел на п(о/а)ляну Волк, задрал морду кверху и з(а/о)выл, долг… и протяжн… .

Волк в(з/с)дрогнул, в т..мноте не сразу ра(с/з)гл…дел, кто его окликнул.

Проверка выполнения заданий.

Г) На основе технологии “Коллективный способ обучения”

(авторы А.Г.Ривин и В.К.Дьяченко), в классе в игровой форме “Ручеек” организованы диалогические сочетания. (Ребята сидят парами друг за другом в три ряда. Сначала задания выполняют учащиеся в парах постоянного состава (сосед с соседом), затем - смена пар между учениками первого варианта каждого ряда)

Цель: формирование умения писать слова с приставками, оканчивающимися на З/С, и с приставкой“ с ”.

Задания на карточках взяты из учебника упр.137 с.129

1вариант

2вариант

ра(з/с)вести к…стер

устроить бе(с/з)поряд…к

(с/з)вить гнездо

во(с/з)х…ждение (о/а)льпинистов

в(з/с)…ерошить вол…сы

в(с/з)помню рассказ

ра(с/з)крашива…т р(и/е)сун…к

и(с/з)пуганный м…лы[ш]

и(з/с)раненная птица

…се(н/нн)ее бе(з/с)дорожье

6. Домашнее задание.

Цель: систематизировать, закрепить и углубить знания по данной теме, отработать самостоятельно способы проверки орфограмм.

(Тетрадь для самостоятельных работ № 2 – с.69-71 по выбору)

7. Итог урока. Организация рефлексивной деятельности детей.

  • В чем затруднялись? Как выходили из ситуации?
  • Какую проблему ставили в начале урока? Какова главная идея? Удалось ли ее решить?
  • К какому выводу пришли?
  • Что понравилось?

У. (Результативность пошаговой работы учащихся на уроке внесена в рейтинговую таблицу).

РЕЙТИНГОВАЯ ТАБЛИЦА УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Имя  формы

индивидуальная

парная

групповая

задание повышенной сложности

результат

1

ЖАНАР

+

+

+

+

5

2

СЕРГЕЙ И.

+

+

+

 

4

3

СЕРГЕЙ А.

+

+

+

+

5

4

ВЛАД

+

+

+

 

4

5

ЗАХАР

+

+

+

+

5

6

ПЕТЯ

+

 

+

 

3

Урок окончен.

Спасибо за работу.