Пути повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках музыки

Разделы: Музыка


Искусство, выражая истинные ценности жизни, страстно несет их все новым и новым поколениям. Оно заботится о том, чтобы эти ценности не были утеряны в общественной и индивидуальной жизни. Довести их до школьников – главное назначение педагога искусства. И музыкальная педагогика призвана решать задачу «приближения к переживаниям» общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки я в своей практике использую несколько методических приемов, но основными считаю музыкально-художественную игру и метод эмоциональной драматургии.

Игра, как познание, и воссоздание мира человека, является исходным основанием для рождения художественной позиции учащегося начальной школы. А важнейшая психологическая особенность художественной игры – обязательная актуализация, вовлечение индивидуального опыта юной личности в сферу музыкальной деятельности. Художественная игра вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия школьников, деятельность. Развивающее качество данной деятельности очень тесно связано с присущем игре качеством – желанием и способностью действовать самостоятельно.

         В своей практике я использую следующие приемы для активизации учебно-познавательной деятельности во время игры:

  • «Исполнительское» участие рук, корпуса, ног, наклонов головы в музыке танцевальной, маршевой, песенной. Этот прием особенно важен на начальном этапе знакомства с музыкой, когда у учеников еще отсутствует необходимый музыкальный опыт, и они лучше понимают музыку через движение, чем через осмысление её характера.
  • Специальное воссоздание ребятами «пульса» музыкального произведения (хлопки, ручной метроном, игра на простейших музыкальных инструментах) расширит их представление о жанрах, «китах», в музыке, элементах музыкальной речи.
  • Воссоздание в движениях не только темпа и ритма, но и динамики, направленности и высоты звучания, а позднее и музыкальной фразировки закрепить их знания в части формы построения музыки.
  • Участие в сценическом действии. Этот прием особенно важен, так как он позволяет детям продемонстрировать свои знания и навыки, приобретенные на уроке, на публику (родителям, учителям, всем учащимся школы на концерте).

Итак, учебно-познавательная деятельность школьников выступает в форме музыкально-художественной игры, которая обеспечивает естественное включение жизненного и музыкального опыта детей в решении воспитательных задач.

Следующий метод, который также способствует повышению познавательной деятельности учащихся, называется методом эмоциональной драматургии. Целостность урока музыки, как урока искусства, необходимое условие его организации и проведения. Однако известно, что состав учащихся класса специфичен по своей психологической характеристике, уровню жизненно-музыкального опыта. Это требует от учителя соотнести предполагаемый в программе план урока с конкретными условиями обучения, наметить определенную «эмоциональную драматургию» урока и реализовать её в процессе занятия. Метод эмоциональной драматургии позволяет школьникам более успешно накопить. «впитать» в себя духовный опыт, содержащийся в музыке, повысить их познавательную активность. Особое значение этот метод приобретает еще и потому, что он предстает, в первую очередь, как метод воспитания, развития эмоциональной чуткости учащихся. А ведь основным лейтмотивом уроков музыки являются слова В.А.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это … прежде всего воспитание человека».

Каждый урок музыки строится по двум принципам: по принципу эмоционального контраста и по принципу последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока. Поэтому, главной задачей уроков музыки является соотношение построения урока с уровнем общего и музыкального развития учащихся.

Например, урок во 2 классе 3 четверти по теме «Куда ведет нас «кит песня?». Музыкальный материал, на котором строится мой урок, по принципу эмоционального контраста, позволяет познакомить учеников с оперным жанром по следующей схеме:

  • Начало урока (интрига): разучивание русской народной песни «Уж как по-мосту, мосточку».
  • Развитие урока: слушание хора из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
  • Кульминация: слушание и анализ сцены на балу в доме Лариных. Важность этого этапа подчеркнут иллюстрации к поэме Пушкина или видеофрагмент из оперы.
  • Заключительный этап: разговор о жанрах, прозвучавших в сцене, закрепление представления детей о «трех китах» в музыке.

Метод эмоциональной драматургии позволяет гибко подходить к музыкальному материалу урока: изменять его последовательность и даже содержания музыкального материала, однако важно, как учитель сумеет подготовить ребят к кульминации урока. Эта подготовка выражается в рассказе учителя о «биографии» произведения, в направленности ребят на восприятие общего характера музыки и даже в интонации учителя, которая должна звучать созвучно настроению музыки.

         Для достижения цели и задач урока необходимо помнить основные этапы метода эмоциональной драматургии, которые определяют структуру урока:

  • 1 этап – начало урока. Сообщение темы, постановка цели и задач. Начиная урок по теме «Музыкальные сказки» в 5 классе (2 четверть) со стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья», я ввожу учащихся в атмосферу сказки и нацеливаю на тему. Этот прием помогает активизировать их память и заставляет вспомнить все сказки, так или иначе связанные с музыкой.
  • 2 этап – продолжение. На этом этапе происходит разработка темы урока, её активное обсуждение на основе имеющегося у учащихся жизненно-музыкального опыта. Из программы по литературе я знаю, что многие сказки, в которых звучит музыка, сейчас не изучаются. Поэтому, обращаюсь к тем сказкам, которые использовала в 1 четверти: былинный сказ «Садко», сказку Шарля Перро «Золушка» и Пушкина «Сказка о царе Салтане». Рассказ о сказочных героях, которым в жизни помогла музыка, заканчивается знакомством с песней «Волшебный смычок» - история о том, как музыка помогла бедному музыканту завоевать уважение многих людей в жизни.
  • 3 этап – кульминация урока, высшая точка переживания на уроке. Слушание или исполнение главного произведения урока. Переживания всегда связаны с эмоциями, поэтому необходима особая психологическая настройка, установка на восприятие произведения. Кульминацией урока «Музыкальная сказка» становится сказка «Музыкант – Чародей и слушание произведения П.И.Чайковского «Мелодия».
  • 4 этап – развязка, окончание урока. Она связана с обобщением, умозаключением, утверждением основной мысли. Этот этап урока должен проходить в «тональности» отзвучавшего произведения. Очень важный этап урока, так как от него зависит с каким настроением и какими чувствами уйдут ребята с урока музыки. Свой урок я завершаю разговором об особенностях скрипки, её уникальности в передаче эмоционального настроения человека. В качестве примера мы слушаем произведение великого скрипача Николо Паганини в исполнении талантливейшего русского скрипача Леонида Когана «Ноктюрн».

Итак, метод эмоциональной драматургии и музыкально-художественная игра не только способствуют развитию эмоциональных чувств учащихся, но и повышают их музыкальную грамотность, всегда способствуют усвоению темы урока, улучшению качества вокального исполнения школьников, что, в конечном счете, сказывается на развитии их учебно-познавательной активности.