Цель. Формировать представление о музыкально-театральном искусстве
Задачи:
- познакомить с видами всемирно известных театров оперы и балета;
- закрепить знания о музыкальных жанрах: опере, балете;
- развивать художественно-образное мышление;
- развивать творческие способности учащихся, музыкальный слух;
- на основе восприятия музыкальных произведений воспитывать любовь к произведениям русских композиторов.
Музыкальный материал: “Вальс” из балета С.Прокофьева “Золушка”; видеопоказ из балета П.Чайковского “Щелкунчик”: увертюры, “Марша”, сцены Дроссельмейера со Щелкунчиком, Мари и Фрицем; звучание отдельных инструментов симфонического оркестра.
Дополнительный материал: Фотографии всемирно известных театров оперы и балета: Гранд-Опера в Париже, Ла Скала в Милане, Венского оперного театра, Мариинского в Петербурге, Большого театра в Москве. Карточки с изображением музыкальных инструментов.
Оборудование: персональный компьютер, медиапроектор.
Ход урока
I
. Введение в тему урока.Приветствие.
Учитель: Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были повторить произведения С.С.Прокофьева. Сейчас будет звучать музыка, постарайтесь определить:
– Самостоятельное это произведение или является фрагментом?
– Как оно называется?
(Слайд 1. См. Приложение 1)
* Слушание (См. Приложение 2)
“Вальс. Полночь” фрагмент из балета С.С.Прокофьева “Золушка”.
– Что за произведение звучало? (Ответы)
– Что такое балет? (Ответы)
– А где можно посмотреть балет? (В театре)
Тема нашего урока “МУЗЫКА И ТЕАТР” (Слайд 2) Я предлагаю сегодня виртуально посетить театр.
* Знакомство с театрами
Театры бывают разные: драматические и театры, где проходит показ опер и балетов. В каждом крупном городе есть театр оперы и балета.
Но я хочу познакомить вас со всемирно известными театрами (слайды 3–11)
Обратите внимание, какие они красивые, каждый со своеобразной архитектурой.
(Видеопоказ театра Ла Скала в Милане – Италия, Гранд-Опера в Париже – Франция, Венская государственная опера – Австрия, Мариинский театр в Петербурге, Большой театр в Москве)
Вы сегодня нарядные, можно было бы и в театр сходить.
– Хотели бы побывать в театре?
II
. Работа по теме урока.– Тогда давайте подойдём к афише. Для чего она нужна? (слайд 12)
Афиша – объявление о спектакле, концерте или других представлениях. Глядя на нее, мы сможем узнать, что идет в театре.
– Ребята, как нам быть? На афише некоторые слова не пропечатаны. Давайте всё же попробуем понять, какие слова пропущены.
(На афише не дописаны названия произведений, не указанны их музыкальные жанры и фамилии авторов).
* Повторение жанров
– Мы видим названия спектаклей, но не видим к какому музыкальному жанру они относятся и авторов, которые их создали. Вспомните, к какому музыкальному жанру относится это произведение и кто его автор? Как называется следующее произведение? Назовите его жанр и автора. В чём отличие оперы и балета?
Сегодня мы сможем посмотреть фрагменты из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского по сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.
* А теперь давайте зайдём в театр.
– Как в театре надо себя вести?
В фойе театра можно купить театральную программу (слайд 13)
В ней указаны на титульном листе: название спектакля, музыкальный жанр, автор, дата проведения представления. На внутренней странице действующие лица и актеры, занятые в представлении.
В нашей стране много артистов балета известных во всем мире: Майя Плисецкая, Галина Уланова, Надежда Павлова, Анастасия Волочкова, Владимир Васильев, Юрий Григорович и много других (слайд 14)
А также фамилии художественного руководителя театра, режиссера, постановщика танцев, сценического действия, художника и многих других кто принимал участие в подготовке спектакля (слайд 15)
– Ребята, а зачем в театре художник? В чём заключается его работа? (Рисует декорации, костюмы)
– Можно ли без него обойтись? (Нельзя, спектакль будет не красочным, не интересным)
Я хочу зачитать вам мнение режиссера В.Фельзенштейна: “Роль художника в театре очень велика. С первым с кем я встречаюсь после дирижера, является художник. Я не могу приняться за репетицию и даже начать работу над отдельной сценой, пока мне в точности не известно, как будет выглядеть декорация. С ним мы начинаем обсуждать всё: где происходит действие, в какую эпоху, какие нужны реквизиты (необходимые вещи, помогающие лучше представить данное время) и многое другое. Театральный художник должен обладать живописным талантом, живописной фантазией”.
В программе есть ещё текст (читаю текст либретто).
– Как называется этот литературный текст? (Либретто.)
– Что же такое либретто? (Краткое литературное изложение сюжета.)
– Какие ещё музыкальные жанры создаются на основе либретто? (Опера, мюзиклы, оперетты.)
– Без чего ещё не может обойтись ни опера, ни балет? Что вперёд пишут музыку или либретто? (Только после создания либретто композитор пишет музыку).
– В чьём исполнении звучит музыка в театре, при показе оперы и балета? (В исполнении симфонического оркестра) (слайд 16)
– Место, где располагается оркестр, называется оркестровая яма.
– Как называют руководителя оркестра? (Дирижер)
– Фамилия дирижера тоже обязательно указана среди тех, кто готовил спектакль. Одним из известных дирижеров является Евгений Светланов.
– Давайте вспомним инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра, но сначала надо выбрать дирижера.
* Повторение инструментов
Среди предложенных карточек, вы должны выбрать инструменты симфонического оркестра и назвать их, а потом дирижёр рассадит вас по группам.
– Какие группы инструментов симфонического оркестра вы знаете? (слайд 17)
– А сейчас попробуйте определить инструменты по звучанию. Узнав, вы должны показать, как на этих инструментах играют (слайд 18)
Но посмотрите, уже гаснет свет, появляется дирижёр и звучит музыка.
* Видеопоказ увертюры из балета “Щелкунчик”
Ребята, вы обратили внимание на то, что занавес ещё не открыли, звучала только музыка, а мы уже словно побывали в сказке. Это оркестровое вступление перед началом спектакля создаёт определённый настрой для просмотра спектакля.
– Кто вспомнит, как оно называется? (Увертюра) (слайд 19)
– О чём нам рассказывает музыка увертюры? (В ней звучат музыкальные темы, характеризующие главных героев, события, которые будут происходить с ними и то, как закончится сюжет, но всё в кратком варианте).
– А где ещё мы можем услышать увертюру? (Увертюра бывает перед началом балета, оперы, кинофильма или самостоятельным произведением).
А теперь тишина. Занавес открывается.
* Видеопоказ фрагмента из балета “Щелкунчик” (Марш)
– Понравился вам этот фрагмент? Музыку узнали? Как называется? Давайте вспомним музыкальную форму марша? Здесь её можно не только ощутить, но и наглядно увидеть.
– В каком порядке гости Мари танцевали?
– Были части похожие? Чем они похожи? (В начале и в конце был маршевый бодрый характер, четкий пунктирный ритм, слышны упругие звуки у духовых и струнных инструментов, но мальчики исполняли не серьезно, а немного шутливо.)
– Что можете сказать про звучание середины? (Танцевальный характер, легкое звучание мелодии в высоком регистре флейтой)
– Кто же вспомнит музыкальную форму этого фрагмента? (Трёхчастная)
– Ребята, а кто является главным действующим лицом балета? (Щелкунчик)
Вы видели, как выглядит этот герой в мультфильме, на иллюстрациях к сказке. Давайте посмотрим, как в хореографии воплощён этот образ.
Видеопоказ фрагмента Дроссельмейера со Щелкунчиком.
– Это образ реальный или сказочный?
– Что вы испытывали, когда смотрели видео фрагмент балета? (Восторг, удивление, очарование, помогает погрузиться в мир сказки…)
– Какое настроение возникает у вас? (Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое)
Именно такой образ создаются и в литературе, и в музыке.
– Что композитор использует для раскрытия образа? (средства музыкальной выразительности: мажорный лад; подвижный темп; тембровые особенности инструментов задорный, шуточный характер; разнообразные тембры; высокий и средний регистр и т.д.)
* Исполнение песни.
А в какое время суток происходило превращение Щелкунчика в принца?
Давайте сейчас вспомним песню как раз о событиях, которые тоже происходят ночью, пока все дома спят.
– Кто помнит название? (“Бал игрушек”) (слайд 20)
(Вокальная работа над песней)
– В заключении исполним песню с элементами хореографии во время вступления, проигрыша между куплетами: девочки имитируют движения кукол, а мальчики изображают стрелки часов.
III
. Подведение итогов– Ребята, где мы сегодня побывали?
– Что увидели?
– Какие виды искусства объединяет балет? (Музыку инструментально-симфоническую – оркестр, хореографию – танец, литературу – либретто, живопись – костюмы, декорации.)
– Какую роль в музыкально-театральном искусстве играют хореография, музыка, литература, живопись?
(Они дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью.)
– К сожалению, наше пребывание в театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.
Оценки.
Домашнее задание
По желанию можно нарисовать своего Щелкунчика, можно сделать эскизы театральной занавесы или декораций, пусть каждый проявит свою фантазию, выдумку.
На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями театров, балетов, опер, записью отдельных музыкальных терминов и стихотворением о музыке.