Цели и задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятием “объединение множеств”;
- учить выделять объекты, “пересечение множеств”, принадлежащие и не принадлежащие множества;
- способствовать формированию представления логической операции со связкой “или”.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
Воспитательные:
- формирование у детей нравственного мировоззрения;
- воспитывать объективность к оценке своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Оборудование: учебник-тетрадь “Информатика в играх и задачах” (А. В. Горячев и др.), задания для игры “Лабиринт”, бумажные лепестки для игры в “Лепесток”, сердечки, “Сердце Доброты”, бабочки, компьютер, DVD, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Психологический настрой
(слайд 2-5. См. Приложение 1
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, всколыхнулся.
Взвился вверх и улетел.
Кто это? (Бабочка.)
– Прежде чем мы начнём нашу совместную работу, прошу вас прослушать одну притчу:
Жил-был мудрец, который всё знал. Один человек хотел доказать, что мудрец далеко не всё знает. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “ Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
– А вы как думаете, что сказал мудрец? Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
– В наших руках возможность создать в классе такую атмосферу, в которой каждый ребёнок, чувствовал себя хорошо.
3. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальная работа по карточкам.
2. Работа по карточкам
Карточка 1: Угадай, о чём идёт речь, и дополни описание:
… – это, у которого ещё есть веник, и который ещё может убирать во дворе.
… – это машина, у которой ещё есть … и которая ещё может тушить пожар.
… – это предмет, у которого есть ещё страницы и который ещё может много рассказать.
Карточка 2: Угадай, о чём идёт речь, и дополни описание:
... – это дерево, у которого ещё есть… и которое ещё может быть украшено игрушками.
... – это животное, у которого ещё есть … и которое ещё умеет громко топать.
... – это птица, у которой ещё есть … и которая ещё может подбрасывать свои яйца другим птицам.
3. Работа с книгой
№ 12, стр. 7 (слайд 6)
– Какие множества нужно было выделить?
– Какие слова записали в квадрат?
– Какие слова записали в круг?
– Покажите пересечения множеств “Слов из 5
букв” и “Слов с буквой “о”.
– Общая часть множеств называется –
пересечением.
– Покажите подмножества слов в списке?
4. Игра “Найди множество”
Дать названия множеств. Выделить и назвать какие элементы включает отдельное множество.
В математике, когда какие-нибудь объекты собираются вместе, говорят одно и то же слово – множество.
5. Подготовка к изучению новой темы
Игра “Лепесток”
Учитель предлагает детям выбрать лепесток цветка и отложить те предметы на столе, которые соответствуют названию множества. На каждом лепестке бумажного цветка написано название множества: Карандаши, ручки, тетради, резинки, карандаши и ручки, тетради и резинки.
Дети отрывают лепесток, читают названия множеств и берут со стола предметы.
Сколько элементов в этих множествах?
В каких множествах элементов больше? (Карандаши
и ручки, резинки и тетради.)
Почему в этих множествах элементов больше? (Объединили
2 множества.)
Определите тему урока.
Какие ставите цели?
6. Релаксационная пауза
(слайд 7–8)
– Закройте глаза (учитель включает музыку). Представьте себе, что вы на берегу весело журчащего ручья. Вокруг ни души. Прекрасная солнечная погода, рядом шелестит лес, поют птицы. Наполните песней природы своё сердце, душу. Вам хорошо, спокойно на душе. Настроение прекрасное. Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви и добра. Оно будет посылать своё тепло, желать добра и помогать в работе.
Сложите обе руки возле груди и раскройте ладошки. Представьте на них столько любви, добра, добрых чувств, сколько может поместиться, переложите эту любовь в своё сердце, в вашу душу.
Сейчас вы чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми, вам очень приятно ощущать внутри себя добрые чувства, любовь, доброту.
Откройте глаза, улыбнитесь друг другу и поделитесь своею любовью с другими (по цепочке перекладывают ладошки друг другу).
(У детей на партах лежат сердечки) – Напишите на сердечке своё имя.
– Почему у вас сердечко маленькое, а у меня большое?
(слайд 9)
Людмила Ивановна |
– Объединим наши сердца. Сколько маленьких сердец собралось в одно большое сердце “Сердце Доброты”.
(слайд 10)
– Сердце, которое любит открыто для всех. Оно ласковое, доброе и значит, такое сердце не будет способно на жестокость, зло по отношению к окружающим.
7. Изучение новой темы “Объединение множеств”
(слайд 11-12)
Работа по учебнику. Выполнение задания 13 с. 7. Объединение множеств. Логические операции (и, или).
– Рассмотрите рисунок к заданию. Чем похожи эти тарелки?
Чем различаются? (На них фрукты, овощи, ничего, и фрукты и овощи вместе.)
– Выделим множество тарелок на рисунке. Сколько всего элементов включает данное множество? (10.)
Как называется следующее множество? (Тарелок с яблоками.) Сколько в нем элементов? (5.) Обратите внимание, что нужно сосчитать все тарелки, на которых есть яблоки.
Какое множество обозначается овалом? (Тарелок с грушами.)
Учитель рисует на доске множество тарелок, тарелок с яблоками, тарелок с грушами.
– Найдите и покажите друг другу пересечение этих множеств.
Какие тарелки нужно поместить сюда? (На которых и груши, и яблоки.) – Впишем в фигуры номера тарелок. Зеленый круг – 1, 2, 4, 6, 8. Синий круг- 1,2,3,4,6, 10. Прямоугольник – 5, 7,9.
Какие тарелки впишем в пересечение множеств тарелок с грушами и яблоками? (1.2,4, б.)
Прочитайте внимательно, какие элементы должны войти в следующее множество? (Тарелки, на которых есть груши или яблоки.)
Обратите внимание, ребята, у нас есть множество тарелок с грушами и множество тарелок с яблоками. Покажите любой элемент множества тарелок с грушами или с яблоками.
Войдет ли элемент в данное множество, если на тарелке только груши? Только яблоки? Груши и яблоки?
Какой вывод можно сделать? (Эти множества объединяются.)
– Как это отметили на рисунке? (Закрасили оба множества.)
– Теперь нам предстоит выделить множество тарелок, на которых нет фруктов, какие это тарелки? (5, 7, 9.)
– В какое множество входят эти тарелки? (Тарелок на рисунке.)
– Что лежит на этих тарелках? (Овощи, ничего.)
8. Проверка усвоения нового материала. Работа в парах
Задание № 14, стр. 9
9. Домашнее задание. Игра “Лабиринт”
– Ваша задача – найти выход, но обратите внимание на то, что на поворотах лежат огромные камни. Это – задания их нужно выполнить.
10. Итог урока
Как узнать, пересекаются ли множества? (Найти общие элементы)
Какое множество называется объединением? (В которое входят элементы обоих множеств)
Что понравилось на уроке? Достигли вы намеченных целей? Что вызвало трудности? Вспомните слова мудреца: “Всё в твоих руках”, (учитель дарит всем детям бабочек) (слайд 13)
– Спасибо за работу. Урок окончен.