Инструкция по проведению игры
Игра проходит в три тура: “Биография”, “Ася”, “Отцы и дети”. Задания командам выдают ассистенты, они же заполняют зачетные листы , вклеивают дополнительные очки - звезды. Конверт с заданиями вскрывается заранее, так учителю, ведущему игру, необходимо познакомиться с ходом игры и размножить задания. Конверт с ответами вскрывается перед учащимися и учителями, жюри в самом начале игры и передается в жюри.
В каждом туре проводится конкурс – блиц в письменной форме. Для этого необходимо размножить задания блица для каждой команды. После проверки результатов задания жюри оглашает количество баллов, которые вносятся в зачетный лист команд ассистентами (ученик или учитель)
Конкурс “Кто быстрее” требует от команды развернутого ответа, поэтому его нужно провести в устной форме. Если версия команды, первой подавшей сигнал к ответу, окажется неверной, то остальные команды могут дать свои ответы.
Во втором туре “Ася” в творческом конкурсе (защита автографа) выслушивается версия каждой команды. Жюри оценивает доказательность, полноту и эмоциональность ответа команды. Результатом этого конкурса будет несколько версий, наиболее полно раскрытых и поясненных командами.
В конкурсе “Домашнее задание” оценивается форма и креативность заданного вопроса. (от 3-5б). Лучшие вопросы отбираются для разминки на финальную игру, поэтому учителю-ведущему необходимо представить их организаторам перед финалом.
По окончании игры жюри заполняет протокол и объявляет победителя отборочного тура.
Игра может проводиться как на итоговом уроке по творчеству И.С.Тургенева, так и на предметной неделе русского языка и литературы. Данная игра проводилась в рамках юбилея И.С.Тургенева 2008–2009 уч.г.
Цель: создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес учащихся
- Формировать потребность в чтении
- Формировать информационную культуру учащихся 9-11 классов
- Воспитывать чувство уважения к достоянию русской литературы
- Воспитание толерантности, умения слушать мнения других
Ход игры
Домашнее задание
Команды вручают жюри заготовленные вопросы. Вопрос должен быть напечатан на отдельной карточке, содержать полный, подробный ответ и ссылки на литературу. Критерии оценки: форма (загадка, стихотворение, шарада и т.д) , креативность. Лучшие вопросы прозвучат в финале игры.
1 тур “Биография ИС Тургенева”
В 1 туре командам ассистентами раздаются карточки для лаконичного ответа на вопросы блица (распечатанный вариант для каждой команды).
БЛИЦ (по 1 баллу за правильный ответ- 8 мин)
- Где обучался ИС Тургенев?
- Лучший друг ИС Тургенева.
- Назовите имена и отчества родителей Тургенева.
- За что был арестован Тургенев в 1852 году?
- Труды какого немецкого философа изучал молодой Тургенев , по его словам, “с особым рвением” и знал почти наизусть?
- Какое стихотворение Тургенева стало уже в его время широко известно (даже без имени автора) как песня и как романс?
- Как назывался первый напечатанный Тургеневым рассказ из серии рассказов, вошедших в книгу “Записки охотника”?
- Какая награда присуждена Тургеневу в 1879 году?
- За что она была присуждена?
- Кто автор бронзового бюста на могиле ИС Тургенева и где он был установлен?
Пока жюри оценивает результаты блица, командам задается следующий вопрос:
“Однажды в юности Тургенев дал аннибалову клятву. В чем суть этой клятвы?” (ответ дать письменно – 3 б) Дополнительное количество баллов вы получите, если в течение 2 минут дадите подобную клятву от лица участника нашей игры. (+ 3 б “звезда”)
Жюри оглашает результаты блица. Ассистенты наклеивают звезды на зачетные листы команд.
“Кто быстрее?” (по 2 балла)
Ответ засчитывается по сигналу, данному командой, опередившей своих соперников, либо ответы на вопросы даются в письменной форме. В последнем случае каждой команде представляется распечатанный вариант заданий.
- В чем причина “третейского суда” между Тургеневым и Гончаровым?
- Вспомните героя рассказа Тургенева “Муму”. Всем известно, что у Герасима был прототип – дворник Андрей. В чем главное отличие поступка Андрея от поступка Герасима?
- 18 сентября 1858 года умерла любимая собака Тургенева – Диана. “Моя бедная Диана умерла позавчера – и вчера утром мы ее похоронили. Я плакал – и не стыжусь в этом признаться; это ведь друг покидал меня – а они так редки, на двух ногах или на четырех”. На страницах какого рассказа Тургенева Дианка сопровождает его в охотничьих странствиях?
Учитель, ведущий игру, присуждает (или не присуждает) очки команде сразу же после ответа. Ассистенты вносят их в зачетные листы команд.
“Творческий. Географическая карта ”
(по 0,5 б за каждый топоним – 5 мин)
Напротив каждого события укажите соответствующий топоним
- На протяжении 5 месяцев, в течение которых создавалась повесть “Ася” (1857г) Тургенев успел побывать в нескольких европейских городах. Назовите их.
- Место, где Тургенев провел свое детство.
- Город, в котором родился Тургенев.
- 1838г. Тургенев заканчивал в этом городе свое образование.
- В каких российских городах оно(образование) было начато?
- В каком городе Европы Тургенева застала весть о Французской революции?
- С какими городами Франции связана работа над романом “Накануне”?
- Место, где Тургенев построил для себя небольшой дом, чтобы не разлучаться с Полиной Виардо.
- 1879г. В каком городе Тургеневу была присуждена докторская степень?.
- В каком городе России перезахоронен прах Тургенева?
Жюри оглашает результаты домашнего задания. Команда(ы) получают 3б-звезду за лучший вопрос.
2 тур “Ася”
БЛИЦ (по 1 баллу за правильный ответ – 2 мин)
- Повесть “Ася” была начата летом 1857г. в немецком городке Зинциге. Где и когда она была закончена?
- На какую героиню АС Пушкина хотела быть похожей Ася?
- Кто послужил прототипом Аси?
Жюри оглашает результаты творческого конкурса 1 тура.
“Творческий”
Жюри оценивает ответы команд от 3 до 5б, в зависимости от полноты, эмоциональности, убедительности ответа – 5 мин)
Выберите эпиграф , который бы раскрыл основную мысль повести “Ася”. Поясните свой выбор
(Эпиграфы записаны на доске или проецируются через проектор.)
- “Какое это счастье - любить и быть любимым” (А.П. Чехов)
- “Любовь – единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего” (О. Бальзак)
- “Любовь несовместима со страхом” (Публий Сир)
- “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев)
- “Любовь – восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти” (Стендаль)
Жюри перед выступлением команд оглашает результаты блица 2 тура.
3 тур “Отцы и дети”
БЛИЦ (по 1 баллу за правильный ответ)
- В каком году напечатан роман “Отцы и дети”?
- О каком временном промежутке идет в нем речь?
- Сколько глав в романе?
- Кто мог являться прототипом Базарова?
- Какая болезнь привела Базарова к гибели?
“Узнай героя”
- “…барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах… мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда и сам, звание кандидата”.
- “…человек высокого роста в длинном балахоне с кистями… обнаженная красная рука… ленивый, но мужественный голос”, лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…”
- “…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет 45: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…”
- “Это была молодая женщина лет 23, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было простое, опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка лежала на ее круглых плечах…”
- “Аркадий обернулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; спокойно и умно глядели светлые глаза из-под немного нависшего лба, и губы улыбались едва заметной улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица”.
“В гостях у….”
- “Комната, в которой они очутились, подходила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос”.
- “За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот также был выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фонтан с гербом”.
- “…изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховой мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…”.
“Кто быстрее?” (по 2 балла )
- Как представился базаров Николаю Петровичу Кирсанову? О чем это свидетельствует?
- Критик МА Антонович назвал Базарова “Асмодеем нашего времени”. Как вы понимаете слово “асмодей”?
Учитель, ведущий игру, присуждает (или не
присуждает) очки команде сразу же после ответа.
Ассистенты вносят их в зачетные листы команд.
Жюри оглашает результаты блица 3 тура
“Творческий”
Вспомните условия дуэли. Какие из них были нарушены в дуэли Павла Петровича Кирсанова и Базарова? Команда, которая первая сдает вариант ответа, получает право на инсценирование дуэли и дополнительные 3б-звезду.
Конкурс капитанов “Подарок” < Рисунок 1, См. Приложение 4 >(3 мин)
Капитаны вызываются к столу жюри, где им вручается карточка с изображением кольца, платка и ветки гераниума. В течение 2 минут они должны подписать под каждым изображением имя тургеневского героя , которому был вручен данный подарок, и указать имя дарителя и произведение. За верный ответ капитан получает 3б-звезду
В это время команд без капитана приступает к выполнению заключительного задания.
“Архитектор” (5–7 мин).
Выдается лист А4, на котором команда должна спроектировать имение: каждая деталь – название произведения Тургенева. необходимо на заготовках надписать названия 6 романов и повестей Тургенева, 5 рассказов, 3 стихотворений в прозе, 2 критические статьи (либо самого Тургенева, либо о его произведениях) и 1 романс.
Ответы на вопросы игры смотри Приложение 1
Раздаточный материал для команд Приложение 2
Оценочный лист команд и жюри Приложение 3
Литература:
- Богословский Н.В. И.С. Тургенев М: 1991
- Бялый Г.А. Роман Тургенева “Отцы и дети” М: 1983
- Романичева Е.А. Общие слова или роман Тургенева “Отцы и дети” М: Литература №16-2001
- Якушкин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.1998