Интеллектуальная игра "Биография и творчество И.С. Тургенева"

Разделы: Внеклассная работа


Инструкция по проведению игры

Игра проходит в три тура: “Биография”, “Ася”, “Отцы и дети”. Задания командам выдают ассистенты, они же заполняют зачетные листы , вклеивают дополнительные очки - звезды. Конверт с заданиями вскрывается заранее, так учителю, ведущему игру, необходимо познакомиться с ходом игры и размножить задания. Конверт с ответами вскрывается перед учащимися и учителями, жюри в самом начале игры и передается в жюри.

В каждом туре проводится конкурс – блиц в письменной форме. Для этого необходимо размножить задания блица для каждой команды. После проверки результатов задания жюри оглашает количество баллов, которые вносятся в зачетный лист команд ассистентами (ученик или учитель)

Конкурс “Кто быстрее” требует от команды развернутого ответа, поэтому его нужно провести в устной форме. Если версия команды, первой подавшей сигнал к ответу, окажется неверной, то остальные команды могут дать свои ответы.

Во втором туре “Ася” в творческом конкурсе (защита автографа) выслушивается версия каждой команды. Жюри оценивает доказательность, полноту и эмоциональность ответа команды. Результатом этого конкурса будет несколько версий, наиболее полно раскрытых и поясненных командами.

В конкурсе “Домашнее задание” оценивается форма и креативность заданного вопроса. (от 3-5б). Лучшие вопросы отбираются для разминки на финальную игру, поэтому учителю-ведущему необходимо представить их организаторам перед финалом.

По окончании игры жюри заполняет протокол и объявляет победителя отборочного тура.

Игра может проводиться как на итоговом уроке по творчеству И.С.Тургенева, так и на предметной неделе русского языка и литературы. Данная игра проводилась в рамках юбилея И.С.Тургенева 2008–2009 уч.г.

Цель: создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес учащихся
  • Формировать потребность в чтении
  • Формировать информационную культуру учащихся 9-11 классов
  • Воспитывать чувство уважения к достоянию русской литературы
  • Воспитание толерантности, умения слушать мнения других

Ход игры

Домашнее задание

Команды вручают жюри заготовленные вопросы. Вопрос должен быть напечатан на отдельной карточке, содержать полный, подробный ответ и ссылки на литературу. Критерии оценки: форма (загадка, стихотворение, шарада и т.д) , креативность. Лучшие вопросы прозвучат в финале игры.

1 тур “Биография ИС Тургенева”

В 1 туре командам ассистентами раздаются карточки для лаконичного ответа на вопросы блица (распечатанный вариант для каждой команды).

БЛИЦ (по 1 баллу за правильный ответ- 8 мин)

  1. Где обучался ИС Тургенев?
  2. Лучший друг ИС Тургенева.
  3. Назовите имена и отчества родителей Тургенева.
  4. За что был арестован Тургенев в 1852 году?
  5. Труды какого немецкого философа изучал молодой Тургенев , по его словам, “с особым рвением” и знал почти наизусть?
  6. Какое стихотворение Тургенева стало уже в его время широко известно (даже без имени автора) как песня и как романс?
  7. Как назывался первый напечатанный Тургеневым рассказ из серии рассказов, вошедших в книгу “Записки охотника”?
  8. Какая награда присуждена Тургеневу в 1879 году?
  9. За что она была присуждена?
  10. Кто автор бронзового бюста на могиле ИС Тургенева и где он был установлен?

Пока жюри оценивает результаты блица, командам задается следующий вопрос:

“Однажды в юности Тургенев дал аннибалову клятву. В чем суть этой клятвы?” (ответ дать письменно – 3 б) Дополнительное количество баллов вы получите, если в течение 2 минут дадите подобную клятву от лица участника нашей игры. (+ 3 б “звезда”)

Жюри оглашает результаты блица. Ассистенты наклеивают звезды на зачетные листы команд.

“Кто быстрее?” (по 2 балла)

Ответ засчитывается по сигналу, данному командой, опередившей своих соперников, либо ответы на вопросы даются в письменной форме. В последнем случае каждой команде представляется распечатанный вариант заданий.

  1. В чем причина “третейского суда” между Тургеневым и Гончаровым?
  2. Вспомните героя рассказа Тургенева “Муму”. Всем известно, что у Герасима был прототип – дворник Андрей. В чем главное отличие поступка Андрея от поступка Герасима?
  3. 18 сентября 1858 года умерла любимая собака Тургенева – Диана. “Моя бедная Диана умерла позавчера – и вчера утром мы ее похоронили. Я плакал – и не стыжусь в этом признаться; это ведь друг покидал меня – а они так редки, на двух ногах или на четырех”. На страницах какого рассказа Тургенева Дианка сопровождает его в охотничьих странствиях?

Учитель, ведущий игру, присуждает (или не присуждает) очки команде сразу же после ответа. Ассистенты вносят их в зачетные листы команд.

“Творческий. Географическая карта ”
(по 0,5 б за каждый топоним – 5 мин)

Напротив каждого события укажите соответствующий топоним

  • На протяжении 5 месяцев, в течение которых создавалась повесть “Ася” (1857г) Тургенев успел побывать в нескольких европейских городах. Назовите их.
  • Место, где Тургенев провел свое детство.
  • Город, в котором родился Тургенев.
  • 1838г. Тургенев заканчивал в этом городе свое образование.
  • В каких российских городах оно(образование) было начато?
  • В каком городе Европы Тургенева застала весть о Французской революции?
  • С какими городами Франции связана работа над романом “Накануне”?
  • Место, где Тургенев построил для себя небольшой дом, чтобы не разлучаться с Полиной Виардо.
  • 1879г. В каком городе Тургеневу была присуждена докторская степень?.
  • В каком городе России перезахоронен прах Тургенева?

Жюри оглашает результаты домашнего задания. Команда(ы) получают 3б-звезду за лучший вопрос.

2 тур “Ася”

БЛИЦ (по 1 баллу за правильный ответ – 2 мин)

  1. Повесть “Ася” была начата летом 1857г. в немецком городке Зинциге. Где и когда она была закончена?
  2. На какую героиню АС Пушкина хотела быть похожей Ася?
  3. Кто послужил прототипом Аси?

Жюри оглашает результаты творческого конкурса 1 тура.

“Творческий”

Жюри оценивает ответы команд от 3 до 5б, в зависимости от полноты, эмоциональности, убедительности ответа – 5 мин)

Выберите эпиграф , который бы раскрыл основную мысль повести “Ася”. Поясните свой выбор

(Эпиграфы записаны на доске или проецируются через проектор.)

  1. “Какое это счастье - любить и быть любимым” (А.П. Чехов)
  2. “Любовь – единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего” (О. Бальзак)
  3. “Любовь несовместима со страхом” (Публий Сир)
  4. “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев)
  5. “Любовь – восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти” (Стендаль)

Жюри перед выступлением команд оглашает результаты блица 2 тура.

3 тур “Отцы и дети”

БЛИЦ (по 1 баллу за правильный ответ)

  1. В каком году напечатан роман “Отцы и дети”?
  2. О каком временном промежутке идет в нем речь?
  3. Сколько глав в романе?
  4. Кто мог являться прототипом Базарова?
  5. Какая болезнь привела Базарова к гибели?

“Узнай героя”

  1. “…барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах… мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда и сам, звание кандидата”.
  2. “…человек высокого роста в длинном балахоне с кистями… обнаженная красная рука… ленивый, но мужественный голос”, лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…”
  3. “…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет 45: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…”
  4. “Это была молодая женщина лет 23, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было простое, опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка лежала на ее круглых плечах…”
  5. “Аркадий обернулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; спокойно и умно глядели светлые глаза из-под немного нависшего лба, и губы улыбались едва заметной улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица”.

“В гостях у….”

  1. “Комната, в которой они очутились, подходила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос”.
  2. “За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот также был выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фонтан с гербом”.
  3. “…изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховой мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…”.

“Кто быстрее?” (по 2 балла )

  1. Как представился базаров Николаю Петровичу Кирсанову? О чем это свидетельствует?
  2. Критик МА Антонович назвал Базарова “Асмодеем нашего времени”. Как вы понимаете слово “асмодей”?

Учитель, ведущий игру, присуждает (или не присуждает) очки команде сразу же после ответа. Ассистенты вносят их в зачетные листы команд.
Жюри оглашает результаты блица 3 тура

“Творческий”

Вспомните условия дуэли. Какие из них были нарушены в дуэли Павла Петровича Кирсанова и Базарова? Команда, которая первая сдает вариант ответа, получает право на инсценирование дуэли и дополнительные 3б-звезду.

Конкурс капитанов “Подарок” < Рисунок 1, См. Приложение 4 >(3 мин)

Капитаны вызываются к столу жюри, где им вручается карточка с изображением кольца, платка и ветки гераниума. В течение 2 минут они должны подписать под каждым изображением имя тургеневского героя , которому был вручен данный подарок, и указать имя дарителя и произведение. За верный ответ капитан получает 3б-звезду

В это время команд без капитана приступает к выполнению заключительного задания.

“Архитектор” (5–7 мин).

Выдается лист А4, на котором команда должна спроектировать имение: каждая деталь – название произведения Тургенева. необходимо на заготовках надписать названия 6 романов и повестей Тургенева, 5 рассказов, 3 стихотворений в прозе, 2 критические статьи (либо самого Тургенева, либо о его произведениях) и 1 романс.

Ответы на вопросы игры смотри Приложение 1

Раздаточный материал для команд Приложение 2

Оценочный лист команд и жюри Приложение 3

Литература:

  1. Богословский Н.В. И.С. Тургенев М: 1991
  2. Бялый Г.А. Роман Тургенева “Отцы и дети” М: 1983
  3. Романичева Е.А. Общие слова или роман Тургенева “Отцы и дети” М: Литература №16-2001
  4. Якушкин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.1998