Проект "Классный журнал" как средство самореализации младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Сегодня, на волне дискуссий о модернизации российского образования, мы всё чаще слышим о переходе от знаниевого подхода к компетентностному. Я понимаю компетенцию как способность ориентироваться и действовать в любой новой ситуации. То есть школа должна дать ребёнку те знания, умения и опыт отношений, которые могут пригодиться ему в реальной жизни.

Не требует комментариев тот факт, что школа умеет хорошо оценивать полученные по отдельным предметам знания и умения (контрольные работы, экзамены, ЕГЭ). А как оценить значимость внеучебной деятельности, ведь именно эта сторона учебного процесса даёт более широкие возможности для развития личности, следовательно, её самореализации. Оценка внеучебной деятельности более объективно отражает реальные знания, умения и опыт отношений ученика. И может быть, она более важна, ведь люди, давно окончившие школу, вспоминают вовсе не фрагменты знаний, которые они когда-то изучали, а, прежде всего, совместные творческие дела, внеучебные мероприятия, свои отношения с одноклассниками и учителями. Как же отразить эту многообразную внеучебную деятельность всего класса и в тоже время показать возможности и потенциал каждого ребёнка?

Я предлагаю свой опыт работы в рамках проекта “Классный журнал”.

Прежде всего, позвольте спросить: нужно ли маленькому ребёнку, например, второкласснику, доказать всем, что он личность? Безусловно! Умеет ли он это делать? Понимает ли, как? Нет. А ведь на этапе начальной школы так важно развивать и поддерживать интерес и мотивацию к обучению в целом (в том числе, и к школьному обучению). Поэтому каждому ребёнку очень нужно почувствовать себя успешным, найти свою нишу в новой социальной группе (классе), заслужить уважение товарищей своей работой (в начальной школе основной приоритет отдаётся детям, успешным в учебной деятельности). Но мы прекрасно понимаем, что изначально уровень и способности у всех разные, как и у взрослых (одни – инициативны, хотят участвовать везде, получают хорошие результаты; другие – либо безынициативны, либо не обладают достаточными возможностями для получения отличных результатов). А поддержать, помочь раскрыться нужно каждому!

Идея рукописного классного журнала пришла не вдруг, а родилась из других, ещё студенческих, проектов и наблюдений.

Проект, запущенный во втором классе, работает на протяжении трёх лет, до окончания начальной школы. Это своеобразное портфолио класса, отражающее, вместе с тем, и личностный рост каждого ученика, формирование у него разнообразных компетенций.

Как уже было сказано, каждый ребёнок нуждается в том, чтобы оказаться в ситуации успешности. Это позволяет повысить самооценку и учебную мотивацию, дать толчок для первого опыта публичного представления (и оценивания) работ в соответствии со своими способностями и интересами.

Форма журнала позволяет собрать воедино разноплановые работы на бумаге (рисунки, сочинения, сообщения по теме, иллюстрации к литературным произведениям и т.д.). Такие работы могут быть объединены одной темой (темой номера) или одной рубрикой (в рамках одного номера).

В начале второго класса, когда дети пришли с каникул и у них много тем, которыми можно поделиться, я предлагаю оформить свои летние впечатления на бумаге и из таких работ составить журнал. Идея находит горячий отклик. Рассказываю, что ещё может быть в журнале. Из класса, как из рога изобилия, сыплются вопросы и предложения.

С помощью “мозгового штурма” определяемся с названием. Поскольку дети маленькие, руководящую роль беру на себя. Название обязательно должно отражать концепцию журнала и всей работы, стать своеобразным кредо. С первым моим выпуском мы делали журнал “Звонкий день” (“Наша работа приносит радость нам и окружающим”). Сейчас журнал носит название “Пёстрая лента” (“Наша жизнь состоит из разных ярких интересных моментов”).

В первый, пилотный выпуск дети приносят статьи и рисунки по интересам (тема работы заранее индивидуально обсуждается с учителем). Здесь главное – привлечь всех к работе, заинтересовать, создать мотивацию для дальнейшей деятельности.

Основным подводным камнем при подготовке первого номера журнала стало то, что дети не понимают пока толком, что должно получиться и не могут определиться с темой работы. Поэтому они идут за советом к учителю. Я, конечно, даю советы и рекомендации. Дети обсуждают друг с другом свои будущие работы и вдруг резко меняют своё мнение. “Я тоже хочу писать про животных, про кого мне написать?”, а на другой день: “Ой, я не буду про животных, я тоже хочу загадки об осени”. Предвидя такую проблему, нужно выделить приблизительно неделю на “качание” детей, дать им возможность попробовать самостоятельно разобраться с приоритетной на сегодняшний момент темой, а затем провести беседу, в которой каждый должен назвать выбранную тему работы. Здесь же нужно чётко определить сроки сдачи работ и срок выпуска номера. Оговариваю, что не вовремя сданная работа не может войти в журнал, обсуждаем, почему.

На этом же этапе следует подсказать детям, где можно брать информацию для работы:

  • взрослые (объясняю, что писать статью со слов мамы случай крайний (за исключением интервью и т.п.), сначала нужно попробовать (вот здесь помощь взрослых приветствуется) поискать информацию в других источниках)
  • печатные источники (для второклассников это одна книга; постепенно осуществляется переход к нескольким книгам и журналам)

Обязательно провожу несколько библиографических уроков, объясняю, как правильно указать выходные данные книги, с которой работаешь. Это – одно из требований к статье.

  • электронные источники информации (обучающие диски, электронные энциклопедии и Интернет). Сразу договариваемся, что все печатные статьи должны быть сделаны самостоятельно с указанием сайтов, откуда бралась информация.

Всю редакционную работу (сбор и оформление номера) беру на себя (объясняю детям, что это моя часть работы, ведь мы делаем журнал вместе). К четвёртому классу редакционная работа частично (например, конкурс на оформление обложки, оформление аннотаций и содержания нового номера и др.) или полностью передать редакционной группе.

Первый выпуск становится событием в классе. Прежде всего, оцениваю его в целом (естественно, положительно) и работу каждого ребенка в отдельности (тоже только с положительной точки зрения, показывая достоинства работы, иначе желание сотрудничать дальше тут же пропадёт). Объясняю критерии, в соответствии с которыми данная работа вошла в журнал (вот здесь опосредованно и пойдёт речь о недостатках работ).

Часть работ, не самых удачных на общем фоне, но лучших для данного ребёнка, вызывает у некоторых негативную реакцию (смех, резкие высказывания). Сразу же переходим к разговору на тему “Я оцениваю, но и меня оценивают”, то есть, выявляем критерии оценки, которые нужно применить сначала к своей работе, а уж потом к чужой. Уже после выхода первого номера дети неожиданно для себя выяснили, что уж если ты предоставил работу на суд общественности, это должна быть работа не просто хорошая, а превосходная; что чужие статьи критиковать легко и приятно, но так обидно слышать критику в свой адрес; что так трудно работать над статьями, но так интересно ждать последнего дня месяца, чтобы наконец-то (обязательно первому!) получить в руки пухлый журнал, рассмотреть его, показать свою работу друзьям. К концу 4 класса дети научились оценивать работы товарищей не только с точки зрения недостатков, но и достоинств, а в своих работах, напротив, видеть не только достоинства, но и недостатки.

Все выпуски журналов могут быть смешанные или тематические.

Первый тематический выпуск – новогодний. Работы, входящие в этот номер, посвящены разным аспектам (история праздника, традиции празднования нового года в разных странах, поздравительные открытки читателям, о родине Деда Мороза, творческие работы и т.д.).

Содержание тематических номеров расширяется и углубляется от второго класса к четвёртому, также повышается научность работ. Так выпуск журнала четвёртого класса на тему “А: Африка, Америка, Азия” уже похож на тематический сборник реферативных статей, которые могут использовать другие дети для получения необходимой информации.

Первоначально тему журнала и приблизительную тему статьи формулирует учитель. К четвёртому классу тема журнала обсуждается на классном часе, аспект темы, форму работы и название ребёнок выбирает самостоятельно (учитель только консультирует, осуществляет по мере необходимости коррекцию).

Смешанные номера предполагают введение рубрик, постоянных или сменных. К первым относятся, например, “Литературная гостиная”, “Сочинялки”, “Рисовалки”, интервью по теме номера и др. В ходе работы образовались несколько творческих групп, например, корреспонденты, бравшие интервью, фотокорреспонденты, художники, авторы рубрик о моде, о животных, автор исторических обзоров и т.д. Дети, входя условно в ту или иную группу, предпочитая определённый вид работ, совершенствуются в его рамках. Они развивали свою коммуникативность (ведь как страшно было первый раз самим войти в кабинет директора, чтобы задать вопрос и записать ответ, и с какой гордость принесли они мне это первое нескладное пока интервью), художественный вкус (и фотографировать, и зарисовывать, и записать надо уметь), они узнавали много нового из статей своих же друзей (каждый работал над своей статьёй, зарисовкой, подбирал интересную информацию, неизвестную другим).

Журнал стал отражением жизни класса, всех событий, поездок, праздников. Конечно, здесь представлена и работа на уроке: дети знают, что лучшие сочинения, иллюстрации к литературным произведением, сочинённые загадки, стихи и т.д. войдут в новый номер.

Каждый номер выходит в конце месяца. Когда он прочитан, я бы даже сказала, зачитан до дыр (файлы – страницы приходится крепко сшивать), мы относим его в школьную библиотеку, где оформлена полка-выставка. По словам библиотекаря, наш журнал пользуется популярностью у читателей, каждый выпуск ждут, чтобы полистать, почитать.

Я выступала с рассказом об этой своей работе на методических объединениях, участвовала в районном конкурсе педагогического мастерства. И хотя мой педагогический стаж пока невелик, всего 6 лет, я очень горжусь победой в номинации “Мудрость, опыт, признание”. Учителя старшей школы, заинтересованные моей работой, делились позже, что наш опыт вдохновил десятиклассников на создание своего, электронного журнала.

Подведём некоторые итоги сказанному:

  1. Проект работает несколько лет и является тем стержнем, который объединяет класс. Журнал стал изюминкой нашего класса, позволяя детям гордиться собой, своими одноклассниками.
  2. Работа идёт по принципу расширения и углубления, то есть журнал становится средством расширения образовательного пространства, выходя за рамки учебной деятельности, предметного содержания уроков. Здесь можно говорить и о развитии межпредметных компетенций, ведь почти ни одна статья не касается какой-то науки отдельно, а предполагает обобщение (одновременно развиваются и предметные компетенции за счёт получения новых знаний).
  3. Различные виды работ позволяют развивать способности к коммуникации (в общении с одноклассниками, другими детьми, знакомыми и незнакомыми взрослыми), развивают умение работать с деловым партнёром (в рамках одной творческой группы). Кроме того, ребёнок учится получать информацию (сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно) из книги (книг), правильно выбирать её и оформлять, или использовать опосредованно для своей работы. Современные технологии позволяют получать информацию в электронном виде (обучающие диски, электронные энциклопедии и Интернет). Ребёнок учится пользоваться такими источниками информации (у кого есть технические возможности и разрешение взрослых), выбирать из многочисленных источников информации только необходимые (В Интернете). То есть ребёнок, овладевая этими навыками, расширяет свои возможности для дальнейшего обучения.
  4. Журнал позволяет увидеть потенциал каждого ребёнка, развивать его. Показать ребёнку, что есть область, в которой он успешен, признан. Журнал даёт возможность для личностного роста, развития личностных компетенций ребёнка.
  5. Журнал позволяет найти единомышленников, создать творческую группу, объединённую либо формами работы, либо темами работ. Есть группы постоянного и сменного состава, что позволяет в итоге всем поработать со всеми, укрепляет связи между детьми, взаимопонимание.
  6. В рамках проекта большое значение имеет работа по развитию оценки и самооценки. Ребёнок, проходя сам через постоянное оценивание другими его работ, постепенно становится менее категоричен в оценке других и себя. Он учится видеть положительное в любой работе, отмечая (но не резко осуждая) недостатки, то есть анализировать работу и только после этого оценивать её.
  7. Опыт публичного представления работ позволяет ребёнку в дальнейшем не бояться подобных ситуаций, активно участвовать в учебной и творческой жизни класса.
  8. Журнал не только позволяет каждому ученику раскрыть на его страницах интересующие темы. Проект позволяет учителю мягко направлять интересы ребёнка, корректировать острые углы, расширять границы познавательного интереса, создавать мотивацию для увлечения, изучения других тем и областей. (Например, ребёнок увлекается роботами и хочет делать работу именно о них. В зависимости от особенностей ребёнка можно предложить ему: серию рисунков с подписями – “комиксов”, сочинение своей истории о героях-роботах, изучение истории создания таких персонажей, история создания машин-роботов в жизни, современные роботы в науке и на производстве и др.).
  9. Учитель, ставя перед классом проблемную задачу (например, рассказать о каком-то событии, явлении жизни), заинтересовывает детей чем-то новым, о чём сами учащиеся писать бы не стали. Здесь большую роль играет умение педагога подвести детей к окошку, за которым скрывается что-то неизвестное и увлекательное, приоткрыть это окошко и позволить ученику самостоятельно заглянуть в него. Всё внимательно рассмотреть. А потом рассказать другим, что он увидел. Рассказать так, чтобы всем захотелось подойти и тоже посмотреть.
  10. Для учителя журнал является и одной из форм диагностики личностного роста каждого ученика, изменения ценностей, образов, жизненных приоритетов. На основе такой диагностики учитель может совместно с родителями помочь ребёнку найти себя, определиться в жизни.

Что же теперь, каждый класс должен участвовать в таком проекте, спросите вы? А почему бы нет. Конечно, чем старше дети, тем сложнее будет форма и содержание. Ведь можно привлекать современные технологии, создавать электронные журналы в школьной сети и в Интернете.

Мы свой журнал, когда он прочитан, оставляем в библиотеке, таким образом, в нашем проекте в качестве читателей участвуют и другие дети.

Важным я считаю и то, что в этой работе участвуют все. И то, что есть, безусловно, блестящие работы, служащие ориентиром для остальных. По форме, прежде всего, по тому, как сделано. И всегда радостно слышать: “Ой, я буду делать так же!”. И делают, пусть хуже, чем образец, но для этого ребёнка скачок оказывается качественно большим. А потом хуже уже делать не хочется, потому что новую работу оценили. Планка поднята, и теперь нужно её поддерживать.

Журнал не является привычной формой работы, он синтезирует знакомые формы. Это позволяет ребёнку со второго класса получить опыт работы в нетипичной ситуации (которые сплошь и рядом встречаются в жизни), научиться ориентироваться в меняющихся условиях этой ситуации (тема номера определяет формы работы – рисунки, сочинения, научные статьи…), выбирать и использовать источники информации и т.д.

В нашей стране сегодня так много, к сожалению, равнодушных, безынициативных людей. Я хочу, чтобы мои ученики такими не были. Чтобы их что-то интересовало в жизни, чтобы они хотели развиваться, двигаться вперёд. Чтобы радовались, огорчались, любили и не любили, но не были равнодушны. Чтобы имели свое мнение и умели бы его доказывать. По крайней мере, старались.

Хочется, чтобы дети внимательно относились друг к другу. Чтобы задавали вопросы. И чтобы искали на них ответы. Чтобы знали, где искать, и умели, как. Чтобы каждый верил, что он – успешен. Чтобы дети были уверены в своих силах, не опускали руки при малейших трудностях.

Чтобы не стеснялись показать своё творчество всем и гордились бы своими работами. Но в то же время, воспринимали бы справедливую критику и могли бы корректировать свои работы и отношения к людям.

Чтобы новое поколение россиян никто не мог бы назвать поколением застоя.

Конечно, сформировать все эти качества (или компетенции) я не смогу. Но начальная школа – это тот фундамент, на котором строится здание образования человека. И во многом от качества этого фундамента зависит, дворец вырастет на его основе или косая избушка.

Предложенный проект, направленный на самореализацию младших школьников, позволяет, по-моему, качественно начать формирования личностных и предметных компетенций человека. То есть дает знания, умения и опыт отношений, которые пригодятся ребенку в дальнейшем образовании и в жизни.

Приложения

Алгоритм подготовки статьи.

  1. Информирование детей о теме номера.
  2. Определение ребёнком интересующего его аспекта темы и названия статьи.
  3. Коррекция во взаимодействии с учителем темы и направленности статьи, устная разработка приблизительного плана.
  4. Самостоятельный подбор ребёнком источников информации.
  5. Консультирование взрослыми (учитель, родители и др.) по вопросу целесообразности и соответствию теме найденной информации.
  6. Отбор содержания статьи ребёнком (при поддержке взрослых).
  7. Консультирование ребёнка по аспектам оформления найденного материала в статью
  8. Написание и оформление работы ребёнком.
  9. Сдача и приём работ в установленные сроки (с необходимой коррекцией).

* * *

После выхода журнала происходит обсуждение проделанной работы, поощрение учеников и определение дальнейших перспектив.

Уровни реализации проекта.

1. Семья

  • Творческое сотрудничество семьи и школы, поиск новых точек соприкосновения
  • “Укрепление связи родителей с детьми, возможность лучше узнать своего ребёнка”

2. Класс

  • Углубление и расширение содержания и формы работ

3. Школа

  • Привлечение в качестве читателей всех учеников начальной школы, т.к. журнал передаётся в школьную библиотеку.
  • Сотрудничество со школьным пресс-центром

4. Средняя школа

  • Создание своих проектов в рукописном, печатном или электронном виде.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4