“Я твердо убежден, что семья -это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция педагогов всегда будет сводится к перевоспитанию.” В.А.Сухомлинский |
В современных условиях должна возрастать роль воспитательной функции семьи.
Педагогика понимает воспитание как целенаправленное формирование взглядов и убеждений, моральных черт личности. Практических умений и навыков, соответствующих этическим нормам и требованиям общества.
Семейное воспитание характеризуется формирующим воздействием на ребенка непосредственно личности отца и матери, членов семейного коллектива, семейным укладом. Именно в семье на ступени дошкольного детства ребенок оказывается органически включенным в сеть тех социальных отношений, которые составляют содержание будущей личности. Успешное нравственное развитие и всестороннее воспитание детей может быть обеспечено только при создании родителями благоприятных условий для формирования личности и их активном участии в воспитательном процессе.
Существенное значение для совершенствования воспитания детей в семье имеет педагогическая культура первых воспитателей ребенка – родителей.
Педагогическую культуру следует рассматривать в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания. При определении понятия “ социально – педагогические условия воспитания” детей в семье исследователи исходят из:
- методологических положений педагогов и психологов о целях воспитания и его содержании,
- из наследия выдающихся прогрессивных педагогов прошлого,
- анализа исследований, рассматривающих вопросы воспитания детей в семье,
- изучения лучшего опыта сотрудничества семьи, детского сада , начальной школы и общественности.
Все это позволяет установить, что понятие “социально-педагогические условия воспитания” детей в семье включает в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.
В наше неопределенное время, детские сады существуют, и как известно в нашей стране существует несколько типов детских садов с различным сроком пребывания в них ребенка. Потребности семьи учитываются нашим государством и в этом вопросе.
Общественному воспитанию в нашей стране принадлежит ведущая и направляющая роль пока еще.
Детский сад и родители, помогая друг другу, стремятся обеспечить воспитание здорового поколения, гармонически развитого физически и духовно.
Ценно, что воспитание детей в детском саду осуществляется педагогами – специалистами на основе государственной программы, в специально организованных условиях, которые соответствуют возрастным особенностям и потребностям ребенка.
Детский сад располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами и стремлениями своих друзей. В то же время воспитание детей в дошкольном учреждении направлено на то, чтобы в условиях жизни ребенка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личность, сохраняться индивидуальность. Поэтому при организации игр, занятий, труда, в процессе руководства повседневной деятельностью детей воспитатели заботятся о развитии интересов и склонностей каждою ребенка, различных форм его индивидуальной активности.
Но не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами:
- незнанием родителями основ педагогики,
- недостаточным культурным уровнем части семей.
- алкоголизм одного или обоих родителей,
- наркомания среди родителей,
- ухудшение материального положения.
- увеличение неполных семей.
Особенностью нашего времени является то, что недостатки семейного воспитания, ошибки допущенные родителями, остаются несчастьем семьи, они не становятся в полной мере предметом заботы государства.
Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях . которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:
- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего общественного воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием , методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей, укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.
- Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания.
- Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи:
- ознакомление с жизнью детей дома, в семье,
- педагогические беседы с родителями и другими членами семьи,
- консультации,
- родительские собрания,
- конференции,
- лектории,
- родительские университеты,
- вечера вопросов и ответов,
- устные журналы,
- праздники и развлечения,
- “ Дни семейных увлечений”,
- наглядные формы педагогической пропаганды.
Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.
- Систематическое по определенному плану осуществление связи детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.
- Привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьей.