На Неделе русского языка и литературы автор проводил игру по станциям среди учащихся 5-х классов.
Каждый класс получал карту-маршрут и за определенное время должен был пройти все станции. На каждой станции их ждали ребята-старшеклассники, которые помогали мне проводить игру. В конце мы подводили итоги и награждали победителей.
Оборудование:
1. Карта-маршрут с названиями станций.
Станция “Дальше, дальше…”
Станция “Заморочки из бочки”
Станция “В гостях у слова”
Станция “Темная лошадка”
2. Мешочек с бочонками, портреты поэтов и писателей.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами совершим увлекательное путешествие в “Страну русского языка и литературы”. На пути следования нашего поезда мы сделаем остановки на станциях: “Дальше, дальше…”, “Заморочки из бочки”, “В гостях у слова”, “Темная лошадка”. Прошу капитанов каждого класса получить карту-маршрут. Желаю вам счастливого пути!
Станция “Дальше, дальше…”
Учитель: На этой станции вы, дорогие ребята, по лексическому значению должны угадать слово.
- Дарование, выдающиеся природные способности (талант).
- Жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (загадка).
- Разговор двух и более лиц (диалог).
- Наука о языке (лингвистика).
- Группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью (текст).
- Раздел науки о русском языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах (орфоэпия).
- Слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию (омонимы).
- Слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни, называются… (устаревшими).
- Слова, передаваемые без изменения, называют… (прямой речью).
- Как называется предложение, которое имеет две или несколько грамматических основ и представляет собой смысловое, грамматическое и интонационное единство? (сложное).
- Сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).
- Руководитель предприятия или учебного заведения (директор).
- Человек, самоотверженно совершающий подвиги (герой).
- Способ счисления дней в году (календарь).
- Перерыв в занятиях в учебных заведениях на праздничное или летнее время (каникулы).
- Торжественный смотр войск (парад).
- Словесное народное творчество (фольклор).
- Жанр фольклора, краткие, ритмически организованные и синтаксически завершенные изречения (пословицы).
- Это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение (синтаксис).
- Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению (синонимы).
- Все слова языка образуют его словарный состав или … (лексику).
- В художественном произведении описание природы, которое помогает представить места, где происходят события, и лучше понять героев и их поступки (пейзаж).
- Совпадение звуков в конце строк (рифма).
- Дословная выдержка из какого-либо произведения или речи (цитата).
Станция “Заморочки из бочки” (морфологические шарады)
Учитель: Как вы понимаете смысл слова “заморочить”? (Заморочить – “ввести в заблуждение, сбить с толку, запутать”).
- Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке мы встречаем,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка).
- В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете. (Расписание).
- Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно,
Суффикс в гудении ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение).
- Мой корень в просьбе заключен
(В ней он озвучен и смягчен).
Приставка в воплощенье где-то,
Но целое – все ждут ответа. (Вопрос).
- Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник,
Целым же в космос проник. (Спутник).
- Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик).
- Корень тот же, что и в слове отдавать,
Приставки взяты из слов преграда и посылка,
Суффикс и окончание взяты из слова знание. (Преподавание).
- Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис).
- С Е торопят, если знают,
Что недолго уж до срока.
С И учительница часто
Говорит в конце урока. (Спеши – спиши).
- Мой корень – родственник сраженья,
Приставка в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь тружусь я под землей. (Забойщик).
Станция “В гостях у слова”
Если не знаешь имен,
Пропадает и знание вещей.
Учитель: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология (в переводе с греческого языка – наука о значении и происхождении слов). А нужно ли доискиваться до ответов? Конечно, нужно. Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, “на ощупь, на вкус, на запах”, вы уже никогда не употребите их некстати.
- Почему так называется эта птица? Оказывается, она не боится холода, прилетает ранней весной, когда на полях еще лежит снег, а улетает поздней осенью, в холодное, “зяблое”, как говорят в народе, время. Вот и прозвали ее…(зябликом).
- Свое имя этот цветок получил в восемнадцатом веке, и произошло оно от латинского слова гераниум (журавль). Назвали так растение по форме плодов, похожих на клюв журавля. Журавельник, журавлиный нос. Ученый восемнадцатого века, с его страстью ко всему иноземному, заменил ласковое “журавлиный нос” на чопорное…, но суть осталась та же. (Герань).
- Многие думают, что название этого фрукта появилось у нас недавно. Но это не так. Уже в шестнадцатом веке московские богатеи охотно лакомились привозимыми из Голландии “китайскими яблоками”. Так заморское словечко прибывало в новую страну одновременно с продуктом, его обозначающим. (Апельсин).
- Это слово родилось в девятнадцатом веке в США. В переводе с английского языка оно обозначает “петушиный хвост”. В то время большой популярностью пользовались петушиные бои, и предприимчивые владельцы кафе так перемешивали различные напитки, что в стакане они образовывали несколько ярких цветных слоев. Это напоминало пестрый хвост петуха. О каком слове идет речь? (Коктейль)
- Эти короткие брюки незаменимы в летнем походе, при занятиях спортом. Слово это пришло к нам из английского языка и буквально переводится как “короткий”. (Шорты).
- Три тысячи лет назад в прекрасной Элладе далекие предки современных греков – эллины – провели первую олимпиаду. Эллины ценили красоту, и красивыми у них считались люди крепкие, здоровые, ловкие. Возник обычай проводить состязания с участием атлетов всей Эллады. Сначала атлеты соревновались только в коротком беге на один стадий, то есть на 192 метра 27 сантиметров. От названия этой первой дистанции и произошло слово… (Стадион).
- Слово это имеет тюркское происхождение (аралаш) и означает “суета”, “суматоха”. Надеемся, что на уроках он невозможен, а на переменах – только как исключение. (Ералаш)
- Жил в восемнадцатом веке близ Лондона содержатель постоялого двора, некто Хулигэн, который вместе со своим семейством терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько “прославились” своими дикими выходками, что имя их не забылось и стало нарицательным. В конце девятнадцатого века англичане стали называть этим словом дерзких уличных озорников из этого района Лондона, а затем, вообще всех, кто попирал общепринятые нормы поведения. Распространению слова в немалой степени способствовала и комическая песенка, популярная в Англии в конце девятнадцатого века, героем которой был глава этой семейки Иржи Хулигэн. (Хулиган).
Станция “Темная лошадка”
Учитель: На этой станции мы вспомним многих писателей и поэтов по эпизодам их биографии. Итак, кто же они “темные лошадки”?
- Во время восстания под предводительством Емельяна Пугачева отец будущего писателя служил помощником коменданта Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, его родители едва не погибли. Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Об опасности пребывания в городе, о голоде, который испытали жители, он рассказывал А.С.Пушкину. (Крылов Иван Андреевич).
- Русскому читателю он известен как поэт, переводчик, критик и издатель, руководитель литературного общества “Арзамас”. (Все члены общества должны были иметь прозвища, взятые из его баллад: Пушкин – Сверчок, Вяземский – Асмодей, Батюшков – Ахилл, сам он – Светлана).
- Известен и другой факт. 26 марта 1820 года на квартире у него Пушкин прочитал песню из поэмы “Руслан и Людмила”. По окончании чтения он достал свой портрет с надписью “Победителю – ученику от побежденного учителя” и вручил его Пушкину. (Жуковский Василий Андреевич).
- В семье, кроме него, было еще три сына. Одно из ярких воспоминаний детства – игра в “муравейных братьев” и чудесную зеленую палочку, придуманную братом Николаем. В своем творчестве он уделял большое место событиям, очевидцем которых он был сам. (Толстой Лев Николаевич).
- Детство этого известного поэта и писателя прошло в Тарханах. Это село ранее называлось Никольским, затем Яковлевским. Но так как его жители занимались не только земледелием, но скупкой и продажей шкурок домашних животных, а таких скупщиков называли тарханами, то и село в начале девятнадцатого века получило название Тарханы. Здесь он жил с 1815 по 1827 год и не раз приезжал взрослым человеком. С именем какого поэта связано это место? (Лермонтов Михаил Юрьевич).
- Он вырос в богатой помещичьей семье, в поместье был свой оркестр из дворовых людей, давались спектакли, в которых еще до рождения его принимал участие В.А.Жуковский. Писателю не было и четырех лет, когда родители повезли его за границу. Это путешествие едва не стоило ему жизни. В Швейцарии, в Берне, он чуть-чуть не упал в яму с медведями и спасся только благодаря тому, что отец успел вовремя схватить ребенка. (Тургенев Иван Сергеевич).
Подведение итогов
Жюри подводит итоги, подсчитывая заработанные баллы. Каждый класс награждается грамотами за 1-е, 2-е,3-е место.