Цель: Закрепление и обобщение знаний о разнообразии живых организмов в природе.
Задачи:
Образовательные:
- проверить уровень усвоения учащимися знаний по данной теме;
- обеспечить в ходе урока повторение и закрепление пройденного материала;
Развивающие:
- стимулировать у учащихся развитие познавательного интереса с помощью проблемных заданий.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование: Учебник: Плешаков А. А. “Мир вокруг нас.1 класс” – М .: Просвещение, 2005$ rомпьютер; проектор; экран; Презентация “Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?”
Место проведения урока: Класс ИКТ.
На столах у учащихся карточки.
Информационная карта урока
Время | Содержание деятельности | Цель | Организационные формы | Действия учителя | Действия ученика |
1 мин. | Организационный момент | Психологический настрой учащихся на работу | Коллективная | Чтение стихотворения слайд 2 | Слушают учителя |
2 мин. | Постановка темы и цели | Сообщить детям, чем они будут заниматься на уроке | Коллективная | Сообщает в игровой форме тему и цель урока (за правильные ответы по ходу урока - жетоны) | Внимательно слушают |
29 мин. | Закрепление | Проверить знания учащихся о наиболее распространённых породах деревьев | Индивидуаль-ная | Предлагает поиграть в игру “Что это за дерево?” слайд 3–8 | Работают с перфокартами |
Привлечь внимание детей к следующему заданию | Коллективная | Загадывается загадка, демонстрируется слайд 9 | Отгадывают загадку, смотрят слайд | ||
Актуализировать знания детей о грибах | Фронтальная | Игра “Не каждый грибок я беру в кузовок” | Смотрят, отвечают на вопросы слайд10–21 | ||
Привлечь внимание детей к многообразию цветковых растений | Коллективная | Показывает слайд 22. Читает стихотворение, вопрос к детям: “Для чего цветы такие яркие и пахучие?” |
Смотрят, слушают, отвечают на вопрос | ||
1 мин. | Физкультминутка | Снятие напряжения и усталости | Коллективная | Произносит текст, показывает движения | Выполняют движения |
Закрепление | Развитие мышления, сообразительности | Работа в парах | Раздаёт конверты, проводит игру “Собери насекомое” | Получают раздаточный материал “Мозаику”, собирают и проверяют по слайд 23 | |
Расширить представления детей о жизни птиц | Фронтальная | Рассказывает о птицах, подводит к разгадыванию кроссворда | Разгадывают кроссворд слайд 24 | ||
Закрепить знания о разнообразии зверей | Коллективная | С помощью вопроса, направляет деятельность учащихся, показывает слайд 33–41 | Смотрят слайды с изображением животных | ||
Развивать внимание, память, мышление | Коллективная | Показывает слайд 42-46 Организует обсуждение увиденного Игра “Кто лишний?”, “Что изменилось?” |
Принимают участие в обсуждении. Смотрят слайды и отвечают на вопросы. |
||
2 мин. | Итог урока. Рефлексия. | Подвести итог урока. Выразить отношение к уроку. | Коллективная | Итак, наше путешествие подошло к концу. Вопрос: “Кто же оказался лучшим знатоком леса?” Раздаёт конверты с квадратиками трёх цветов. |
Слушают учителя, подсчитывают жетоны. Через цветовую гамму выражают своё отношение к уроку. |
Ход урока
1. Организационный момент
(Приложение 1, слайд 2), Приложение 2
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
2. Постановка темы и цели урока
– Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по лесу.
– Но прежде чем начать наше путешествие, давайте с вами договоримся, что за правильные ответы вы будите получать жетоны, они лежат у вас на столе. Ответили правильно - заработали жетон.
– И в конце нашего путешествия, по количеству накопленных жетонов мы узнаем, кто из вас лучше всех знает лес и лесных обитателей.
– А сейчас, положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что вы вошли в лес…
Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь. Вот какая-то пёстрая птица пролетела и скрылась в кустах. Вот белка рыжим огоньком промелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу. Нужно только смотреть, наблюдать. Чтобы полнее узнать и почувствовать лес, впитывайте особую прелесть каждого дерева, вдыхайте целебные запахи, слушайте шум, шёпот листьев и щебетанье птиц.
Следите, как с каждым часом меняется красота
леса.
Слышите - лес зовёт нас!
Откройте глазки, сядьте красиво.
3. Закрепление
– Очень много загадок у природы. Но ориентироваться в лесу. Знать растения, грибы, насекомых, безусловно, надо, ребята. А начнём мы наше путешествие с деревьев.
– Я предлагаю поиграть в игру “ Что это за дерево?” (слайд 3-7)
– У вас на столе лежат перфокарты. Я называю вопрос, а вы закрашиваете кружок, который соответствует правильному ответу.
Возьмите в руки красный карандаш, задание первое:
- Закрась кружок, где изображён лист клёна.
- Какой лист имеет сложную листовую пластину?
- Что лишнее?
- Как правильно назвать лист хвойного дерева?
- Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?
Обменяйтесь перфокартами с товарищем. Проверка: (слайд 8)
(За правильно выполненную работу - жетон.)
– Давайте заглянем под деревья, что там такое притаилось?
Послушайте загадку:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шляпка из травы-
Нет под шляпкой головы. (слайд 9)
Идёт человек с корзинкой и палкой, ступает чуть слышно - лес не любит шума. Не любому лес расскажет о себе и откроет свои кладовые, но знатока леса он обязательно наградит полным кузовком крепких грибов.
Игра “Не каждый грибок я беру в кузовок”.
(слайд 10-21)
– И какой же лес или луг без красивых цветов? (слайд 22)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
– Вспомните, ребята, какие цветы растут на полянке в лесу? (Колокольчики, ромашки, лилии, незабудки, подснежники…)
– Как вы думаете, для чего цветы такие яркие и пахучие?
(Чтобы привлекать своим запахом насекомых, которые собирают нектар.)
4. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
5. Закрепление
– А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру “Собери насекомое”.
(слайд 23)
У вас в конвертах разрезана на части картинка с изображением насекомого, а какого? Вы узнаете, когда правильно соберёте картинку.
– Внимание на экран. Такая картинка у вас получилась?
– Сейчас я проверю ваши знания. Кто скажет, сколько ног у насекомых? (6)
– Все группы насекомых интересны. Но чаще всего интерес у любителей природы вызывает жизнь и повадки птиц. Они привлекают причудливым оперением, пением, полётом и, конечно, загадочным образом жизни.
Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете птиц.
Внимание – “Кроссворд”
(слайд 24)
- Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
- Прячьтесь, куры,
В небе ясном
Тёмной ночью кружит…(ястреб)
- Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (сова)
- Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?...(соловей)
- Я давно вам всем известен,
Вы не раз меня видали
И по стуку узнавали.
Лишь заря в лесу взойдёт,
Я иду к больным в обход.
Я деревья проверяю
И личинок удаляю,
После этого опять,
Дерево начнёт дышать. (дятел)
*Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
– (По вертикали слово – красота)
И на самом деле, посмотрите, какая красота. Каждая птичка особенна по-своему.
– Почему же птицы осенью улетают в тёплые края? (Холодно, голодно: насекомые прячутся, нет жучков.)
– А какие птицы остаются у нас на зиму? (Голуби, вороны, сороки, воробьи…, едят хлеб, зерно, ягоды рябины.)
– Поговорили мы с вами о насекомых и птицах, а кто ещё водится в лесу? Конечно животные. Их так много в лесу и каждый со своей тайной, со своей загадкой. Как многообразны у зверей образ жизни и поведение! (слайд 33-41)
- Посмотрите, кто это? (Рыжая лисица)
- А это? Вот он, какой серый волк, лежит себе, отдыхает.
- Узнали? Серый зайчишка, наверное, убегает от рыжей лисицы.
- А вот и подземный житель, кто это?
Крот, он вылез на поверхность, чтобы мы им полюбовались. - Красавец-лось ступает важно.
- Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.
- Да это колючий ёжик ни головы, ни ножек.
– А теперь проверю ваше внимание, поиграем в игру “Кто лишний?”,
“Что изменилось?”
(слайд 42-46)
6. Итог урока
– Итак, наше путешествие по лесу подошло к концу. Посчитайте свои жетоны, кто же из вас оказался лучшим знатоком леса…..
7. Рефлексия
– На столах у вас конверты с квадратиками разных цветов. Если вам путешествие понравилось, возьмите красный квадратик и положите вот в этот пакет, если не очень -синий, совсем не понравилось - фиолетовый.
Благодарю всех за работу!
Литература, использованная при подготовке к уроку:
- Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 1 класс/Под ред. Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина. “ВАКО” Москва 2006г. – с.47
- Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы/Под ред. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Москва “Просвещение” 2005 г.
- Журнал “ ЗАВУЧ начальной школы” № 5, 2006 г. – с.25
- Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.