Формирование организаторских умений у детей-сирот через разновозрастную группу

Разделы: Внеклассная работа


Современный рынок труда требует, чтобы работник был не только квалифицированным специалистом в своей области, но был способен работать в команде, мог заинтересовать и мотивировать к деятельности других, умел общаться с самыми разными представителями других профессий.

Выпускники детских домов, не приученные сами планировать свою деятельность, практически не способны жить самостоятельно, так как они привыкли к тому, что все проблемы за них всегда решают другие. Поэтому надо с детства развивать, формировать, воспитывать самостоятельность, общественную инициативу, самодеятельность ребят, готовить их к жизни в нашем обществе. В этом свете задачи формирования организаторских способностей у детей-сирот приобретают всё большую актуальность и значимость.

В закрытых детских учреждениях, где комплектование групп осуществляется по разновозрастному принципу, решение этих задач имеет свою специфику. А.С. Макаренко говорил: “Если у меня составлен коллектив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует больше усилий от отдельных его членов: и старших, и молодых, предъявляет к тем и другим большие требования, следовательно, и даёт больший воспитательный эффект”.

Эффективность воспитательного процесса обеспечивается в значительной степени характером взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, методами и формами, которые педагог использует в процессе развития всех членов группы как активных участников в деятельности своего коллектива. Взаимодействие – это процесс взаимного влияния и взаимного изменения двух систем одновременно, одна из которых является ведущей по отношению к другой.

В процессе подлинного педагогического взаимодействия связи между этими системами являются двухсторонними, от воспитателя к воспитуемому и обратно. Они должны обеспечивать взаимную переходность между субъектами, стимулировать к внутренней активности каждого.

Понятия самодеятельности и самоуправления по отношению к воспитанникам младших классов имеют свои конкретные примеры, свои особенности. Самодеятельность находится в своей начальной стадии развития, она опосредована помощью старших детей и взрослых. Это период самоорганизации. Это умение детей более или менее самостоятельно организовывать свою жизнь и деятельность во внеучебных занятиях, проявлять активность и инициативу, выполнять свои общественные задачи и умение отчитываться за это. Очень важно в этом плане уточнять объем и содержание первоначальных знаний детей о самодеятельности и самоорганизации, которые являются необходимой предпосылкой дальнейшего формирования организаторских способностей детей.

Для реализации намеченных воспитательных целей и задач были использованы все виды деятельности учеников во внеурочное время. Центральное место было отведено организации общественной деятельности младших школьников.

Исследование показало, что процесс развития организаторских умений протекает своеобразно и в значительной степени зависит от стиля и методов работы воспитателя в его взаимодействии с детьми. Ускоренное развитие и значительные изменения, которые происходят в развитии психических качеств и свойств личности в младшем школьном возрасте, сказываются и на ходе усвоения организаторских умений. Это дает нам возможность разграничить несколько последовательных этапов в связи со степенью усвоения умений детьми и используемых воспитателями методов и форм работы в процессе взаимодействия с воспитанниками.

Первый этап. На первом этапе формируются умения и навыки школьника, навыки поведения в коллективе. Дети действуют по готовому образцу с помощью старших, копируя действия.

Это период работы с детьми в первые недели после создания группы. Теперь важно установить дружеские взаимоотношения между малышами и старшими воспитанниками. Надо показать и тем и другим как надо коллективно думать, как приходить к общему решению.

Это время знакомства детей с их новыми обязанностями в учебной и общественной деятельности. Деятельность детей в этот период нуждается в непрерывном контроле, помощи, содействии. Воспитатель объясняет им, как нужно осуществлять общественную работу, стремится формировать у детей понимание, что это их добровольная, самостоятельная деятельность, которая отличается от того, что они делают на уроке. При помощи старших детей воспитатель привлекает детей к выполнению первых несложных общественных поручений: заботиться о цветах, поддерживать порядок и чистоту в группе. Во время выполнения этих задач воспитатель или старшие дети показывают младшим, как правильно распределять отдельные действия между собой при заданной групповой задаче; как помогать друг другу; как проявлять старательность, аккуратность и творчество в выполнении; как требовать от товарищей определенного вида поведения (например, соблюдать чистоту вокруг себя, трудиться старательно и непрерывно, доводить дело до конца и т. д.).

“Образец, — писал известный психолог Д.Б. Эльконин, — это не образ другого, а образ себя через другого. Это то, каким я хочу, стремлюсь быть. Для ребенка образец имеет огромное значение, так как становится образом своего будущего”.

Примером для подражания, у кого можно учиться самостоятельности, на кого можно равняться в условиях детского дома для детей являются, в первую очередь, старшие ребята; во вторую очередь, это взрослые: учитель, воспитатель. Взрослым подражают, так как они изначально авторитетны, они умны, все знают, все умеют. Сверстникам — они близкие по возрасту, с ними вместе учатся, их хвалит учитель, с ними дружат. Пусковым механизмом для подражания могут стать общее признание, внешние данные, чувства симпатии, восхищения, даже удивления. По наблюдениям психологов, в плане доступности, понимания старшие ребята даже ближе младшему, чем взрослые, так как их поступки понятнее: он старший, но еще не взрослый, в нем они видят себя в будущем. В этом плане разновозрастные группы выполняют положительную роль в формировании организаторских способностей и самостоятельности

Чтобы развивать самостоятельность у детей и стимулировать проявление у них активности и инициативы, очень важно соблюдать меру при дозировке помощи взрослого. Чрезмерная опека воспитателя порождает пассивную позицию у детей, они во всех случаях полагаются на обязательную помощь со стороны других, не затрудняя себя в преодолении возникших трудностей. Помощь воспитателя должна стимулировать общественную активность личности, поддерживать у детей уверенность в собственных силах, пробуждать у ребят стремление к достижению большего. Большое значение отводится педагогическому такту воспитателя, его умению старательно выбирать подходящие для каждого отдельного случая формы взаимодействия с детьми, выражения поощрения, отличия за хорошо сделанную работу; умение объяснить детям положительные моменты в каждом их поступке; не только направлять коллектив к получению положительных результатов, но и стимулировать у них искреннее желание хорошо выполнять поручения коллектива.

В соответствии с возрастом детей применяем разнообразные игровые моменты для эмоционального воздействия на детей и для привлечения их к деятельности, которая формирует организаторские умения и качества. Например, дети играют в телепередачи, участвуют в ролевых играх как волшебники, космонавты, разведчики, сказочные персонажи, герои мультфильмов и т. д. В ходе таких игр, выполняя роли любимых персонажей, дети занимают позицию организаторов коллективной деятельности, ответственных за поведение товарищей в игровой группе, стараются быть личным примером в выполнении требуемых норм поведения. Таким способом они усваивают и первые организаторские умения.

Дети участвуют с радостью и с большим старанием в досуговых мероприятиях группы. Много хороших переживаний принесли им инсценировки праздничных мероприятий в виде сказок. Роли распределяются по желанию детей, учитывая возможности и способности каждого участника. Среди них есть и музыкальный оформитель, актеры, ответственные за звуковые эффекты, за оформление костюмов. В день, когда проводятся представления, приглашаем своих друзей — спонсоров, воспитанников других групп. С самого начала мы давали возможность детям коллективно обсуждать предложения о выборе ответственных для выполнения каждого общественного поручения. В результате они самостоятельно определяли самых достойных. Все предстоящие задачи выносятся на обсуждение. Так дети учатся выполнять свои общественные задания, осознавать свою ответственность, накапливали опыт в общении с ровесниками, со взрослыми и с младшими товарищами. Дети имеют возможность свободно обсуждать вопросы, которые их волнуют, высказывают свое мнение, спрашивают, предлагают, а потом принимают решения.

Важная задача воспитателя в его работе с младшими школьниками — это стремление вызвать у детей положительные чувства, эмоциональную удовлетворенность от выполненного вместе с товарищами дела, от работы на пользу других. Для организации совместной работы детей мы помогаем определить “поле” для проявления младшими самостоятельности, для накопления ими собственного опыта, пусть небольшого, т.е. перехода от этапа подражательных действий к более полной самостоятельности. Проявление самостоятельности, пусть частичное, делает детей уверенными, смелыми, поэтому важно закрепить эти навыки и постепенно расширять границы их проявления, обогащать их содержание.

На этом начальном этапе формирования организаторских умений наблюдаются некоторые яркие проявления самостоятельности и инициативы детей, стремление прилагать усилия во имя своей группы.

Второй этап характеризуется постепенным ростом активности и самостоятельных действий большинства детей. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы её осуществления.

О наступлении этого этапа можно судить по количеству и характеру самостоятельных форм поведения в инициативах группы, по повышению уровня их организаторских умений. Заметно возрастает активность детей, их удовлетворённость от успешно сделанного коллективного дела. Увеличивается стремление детей к выполнению своих задач в группе с проявлением инициативы, самостоятельности и фантазии.

Воспитанники решили подготавливать праздничные концерты: девочки – ко Дню защитника Родины, а мальчики к 8-му Марта. Подготовка проводилась втайне от других. Общий секрет объединил детей, увеличились возможности для проявления их самостоятельности и самоорганизации. Все приняли задачу с ответственностью, заработали активно, вовлекая в общее дело всех пассивных членов коллектива. Повышенная самостоятельность и инициатива детей помогли им почувствовать уверенность в своих силах, веру в то, что они способны на большее, хорошее дело, потому что они дружные и старательные. Такая самостоятельность направлялась и поощрялась нами. Вот что рассказали о своём деле мальчики: “Д. сочинил стихи к празднику, И. выучил несколько песен, С. оформил красивую стенгазету, Н. и М. выучили частушки, сделали поздравительные открытки. Потом мы совместно обсудили, что из приготовленного самое хорошее и красивое. Затем составили программу праздника и выступили с ней перед воспитателями и девочками нашей группы”.

На этом этапе уже замечается увеличение количества детей, которые владеют организаторскими умениями в хорошей или удовлетворительной степени. Особенно отличается стремление все большего количества ребят научиться правильно распределять отдельные действия между собой при выполнении группового задания всем коллективом, давать оценку и самооценку выполненному.

Роль воспитателя здесь очень ответственная. Он помогает детям замечать не только хорошие или плохие поступки в поведении товарищей, но и давать более сложную, “многослойную” оценку поведения. В то же время взрослый направляет коллектив к формированию общественного мнения, которое непримиримо к ошибкам в общественных делах, но поощряет тех, кто приносит пользу группе.

В процессе взаимодействия с коллективом воспитанников воспринимаешь идеи, мнения, инициативы, высказанные детьми, обогащаешь свои знания об их внутреннем мире, более глубоко проникаешь в их индивидуальные интересы и потребности. Тем самым получаешь возможность более эффективно руководить их нравственно-общественным развитием.

Можно привести множество примеров, в которых дети проявляли активность, инициативность, возросшую самостоятельность. Например, группа младших детей по собственной инициативе осталась работать во дворе школы после того, как трудовой десант закончился. Этим они сделали сюрприз своему воспитателю. Другая группа детей решила помочь уборщицам корпуса убрать строительный мусор. За это они получили благодарность, высказанную перед всей группой. Нужно отметить, однако, что эти поступки все еще ситуативные. Они наблюдаются у определенной части детей, но еще не у всего коллектива.

На этом этапе помощь воспитателя осуществляется чаще всего опосредованно с помощью старших детей. Таким образом создаются предпосылки для развития организаторских умений во взаимодействии старших с младшими. Когда эти преемственные связи направляются умелой рукой взрослого, они оказывают существенное влияние на развитие самодеятельности и самоорганизации младших детей. Старшие доверяют малышам общественные поручения, показывают им, как надо выполнять каждое поручение, делятся опытом в организации общественной деятельности группы и детского дома, помогают младшим товарищам, когда им трудно. Но чтобы возможность совместной деятельности и общения младших и старших стала реальностью, воспитателю нужно внимательно и постоянно следить за тем, как идёт у ребят самостоятельная работа и где надо помочь, подсказать, поправить. Надо занять позицию людей, которые верят в возможности своих младших воспитанников, в силы старших, живо заинтересованы в успехе коллективного дела, позаботятся о развитии обоюдного интереса, разъяснят значимость совместных дел, создадут положительный эмоциональный настрой ребят к предстоящей деятельности, подготовят, сориентируют старших ребят на общение с младшими. Для того чтобы они взяли правильный тон в общении, можно использовать, например, такие правила:

– не начальник, а друг малышей;
– не работай за них, а работай вместе с ними;
– не решай вопросов один, только вместе с ними;
– никогда не обманывай малышей.

Неустанная забота воспитателя — обеспечивать бодрый, оптимистический тонус в разновозрастном общении детей, насыщенный игровыми и романтическими элементами, дух, который поддерживает всегда живой интерес к общественно полезной деятельности, привлекает их к работе за честь коллектива группы.

Показателем ярко выраженного стремления участвовать в деятельности на пользу коллектива, повышенного внимания к его интересам служат и результаты поведения детей в конкретных ситуациях выбора. В одной из этих ситуаций детям было предоставлено право самостоятельно определить, что они могли бы сделать, если бы их воспитатель заболел и, таким образом, не сумел окончить подготовку и проведение интересного занятия в группе. Большинство детей с готовностью и отчетливо выраженным чувством ответственности решили, что они распределят задачи между собой и постараются сделать все самостоятельно, чтобы защитить честь своего коллектива. Другая группа детей, однако, предпочла более удобный вариант решения — обратиться к другому воспитателю, который бы завершил дело. Лишь небольшая часть детей не нашли в себе смелость приняться за работу самостоятельно и ответили, что подождут возвращения воспитателя или вовсе откажутся от проведения задуманного. На этом этапе отмечается заметный рост в усвоении умения организовывать взаимопомощь в трудные моменты, а также относиться к товарищам и взрослым вежливо.

Третий этап. Ребята выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности.

Этот этап овладения умениями отличается более высоким развитием коллективных взаимоотношений и нарастанием активности, самостоятельности и инициативности детей, ростом их общественного мнения. Усвоенные организаторские умения закрепляются в поведении все большего количества членов коллектива. Они уже умеют все чаще применять их в своей общественной деятельности, переносят их в новые ситуации. Этот перенос означает более высокую степень в овладении каждым умением.

Заметно проявляется сознание принадлежности детей к коллективу группы. Некоторое время в группе проходили практику студентки педагогического колледжа. Во время их занятий дисциплина в группе была неудовлетворительной. Порядок наступал только тогда, когда на занятии присутствовала я. В день, когда преподаватели колледжа посетили занятие, чтобы оценить педпрактику, ребята сразу оценили обстановку и постарались, чтобы их дисциплина и активность были на высоте. Позже, на мой вопрос, какова причина этой полной мобилизации сил, дети ответили, что они старались, чтобы не подвести студенток и честь своего коллектива. Этот пример свидетельствует не только о ситуативности стремления детей защитить честь коллектива, но и о проявлении известной парадности, над которой воспитателям нужно задуматься.

На этом этапе обнаруживается многообразие коллективных переживаний детей, возникающих во время совместно выполняемой работы, товарищеская атмосфера взаимопомощи и стремление к коллективным достижениям в общественной деятельности. Возрастает самостоятельность и организованность детей. В этот период уже определяются помощники воспитателей и актив группы. На этой основе возникают предпосылки для повышения степени ответственности у ребят в делах коллектива.

Согласно утвердившейся традиции дети по группам, объединившись по 2 -3 человека разного возраста, отвечают о проведении отдельных мероприятий. Ребята оживленно обсуждают предстоящие дела и поручения, которые надо выполнить каждому из членов группы, делают предложения о способах проведения инициативы. Все чаще возникают ситуации, в которых они проявляют собственное мнение, дают оценку выполнения общественных дел. Дети ввели такое правило: чтобы отметить очередной праздник из красных дат календаря, каждая группа делает поделку. В назначенный день эти поделки коллективно обсуждаются всеми воспитанниками. Получившая высшую оценку поделка становится подарком для спонсоров, а авторская группа награждается призом.

Таким образом стимулируется стремление детей сделать свою поделку лучшей, чтобы именно их поделка была подарена. Коллективные переживания на эту тему дарят детям эмоциональную удовлетворённость, порождают стремление своими делами защищать честь своей группы.

Важная задача воспитателя – стимулировать проявления самодеятельности детей, поддерживать у них уверенность, что при совместных усилиях каждое дело им будет по плечу.

В решении данной задачи большое внимание уделяется досуговой деятельности. Досуговая деятельность сплачивает коллектив группы, создаёт особый психологический микроклимат, когда воспитанник чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности. Подготовка досуговых мероприятий позволяет развивать инициативу и творчество воспитанников, формировать организаторские и самоуправленческие навыки. Здесь каждый может стать организатором и применить полученные знания.

План досуговой работы составляется, исходя из карт интересов детей, которые они заполняют в конце каждого учебного года. Даём право выбора, а не навязываем, для этого есть воспитательные обязательные часы. Никогда не говорим, что у вас ничего не получится, подождите нас; почему так сделали, не спросили у нас; делайте только строго по образцу и т. п. Стараемся дать детям проявить своё творчество, предложить свой вариант решения.

Средством закрепления усвоенных организаторских навыков становится применение приобретённого в общественно значимых делах. Воспитанники группы осуществляют шефство над детьми дошкольного отделения. Они готовят для них праздничные программы, делают подарки, приглашают на представления в своей группе. В таких ситуациях хорошо проявляется умение детей применять творчество, фантазию, предлагать новые варианты деятельности, желание выполнять общественную задачу своим, новым способом, увлекать товарищей интересными предложениями.

Новый уровень в усвоении организаторских умений достигается уже в ходе применения этих умений в новых ситуациях, а также во взаимодействии коллектива детей с факторами социальной среды вне детского дома. Мы устанавливаем связи с представителями творческих союзов, общественных организаций, производственных коллективов. Дети активно и в большей степени самостоятельно готовятся к таким встречам, обдумывают свои вопросы, рассказывают о деятельности своего коллектива. Таким образом, расширение контактов детей вне детского дома обогащает их самодеятельность, позволяет укреплять эти связи до уровня взаимодействия.

В реализации воспитательных целей важно умение воспитателя оценивать характер каждой воспитательной ситуации, определять, в какой момент и для выполнения каких целей ему необходимо искать связи детей с данным представителем социальной среды, в какой степени это целесообразно. Ему принадлежит ответственная роль интегратора всех воспитательных воздействий, направлять их в нужное русло.