Цель: совершенствовать умение пользоваться нестандартным спортивным оборудованием с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Задачи:
- развивать скоростно-силовые качества и координационные способности; базовые умения и навыки обращения с предметом;
- воспитывать у детей навыки общения и взаимодействия в физкультурной деятельности;
- развивать психические качества: волевое внимание, двигательную память, творческое воображение, быстроту мышления.
Место проведения: спортивный зал, украшенный детскими рисунками по теме урока
Инвентарь: газетные палочки, гимнастические скамейки, воздушные шарики, теннисные шарики
Вводная часть – 12 минут
Краткая беседа о роли нестандартного оборудования в самостоятельных занятиях, настройка на урок.
Учитель. Какие есть виды спорта или игры, в которых используются палки и их производные?
Дети. Лыжный спорт, хоккей, легкая атлетика (копье, шест), лапта, городки и др.
Учитель. Правильно! Но с палками есть много других веселых игр и упражнений.
Разминка
Дети проходят мимо гимнастической скамейки, на которой расположены газетные палочки и каждый берет себе одну палочку.
Передвигаясь по залу в колонне по одному выполняют ходьбу на носках, пятках, внешней стороне стопы, меняя положение рук (палочку держат двумя руками за концы).
ОРУ
1. И.п. – о.с. палочка внизу
горизонтально.
Подбросить и поймать палочку в горизонтальном
положении.
2. И.п. – о.с. палочка вертикально в
одной руке.
Подбрасывать вертикально и ловить палочку то
правой, то левой рукой.
3. И.п. – ноги на ширине плеч, палочка в правой руке.
1 – передать палочку в левую руку;
2 – руки в сторону;
3 – передать палочку в правую руку;
4 – И.п.
4. И.п. – ноги на ширине плеч, палочка внизу горизонтально.
1 – поднять палочку вверх;
2 – наклон влево;
3 – выпрямиться;
4 – И.п.
5 – 8 то же в другую сторону.
5. И.п. – сидя на полу, палочку держать двумя руками на вытянутых руках над головой. Опуская руки, согнуть обе ноги и пронести под ними палочку. Вернуться в и.п.
6. И.п. – упор, сидя сзади, палочка зажата между стоп.
1 – согнуть ноги в коленях, отрывая пятки от пола;
2 – И.п.
7. И.п. – стоя на правой ноге, левая – согнута в колене.
Балансирование палочкой в горизонтальном положении на колене. То же стоя на левой ноге.
8. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Палочка на полу между ног.
Попеременные скрестные прыжки через палочку.
9. “Изобретатель”. Придумать любое веселое упражнение с палочкой.
Например:
- Прыгать с палочкой с поворотом на 900 или 1800;
- С закрытыми глазами перемещать палочку пальцами снизу вверх и наоборот;
- Стоя на одной ноге, коснуться палочкой пола как можно дальше от себя.
Задачи: развитие пространственной ориентации, быстроты реакции, воображения.
Основная часть – 20 минут
Дети по желанию выбирают себе партнера.
Игры в парах:
- “Подхвати палку”. Дети стоят парами, лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метров. Каждый указательным пальцем удерживает в вертикальном положении палочку, стоящую на полу. По сигналу игроки быстро меняются местами, стараясь схватить палочку соперника, прежде чем она упадет. Игру повторяют несколько раз, постепенно увеличивая расстояние между палками. Участнику, умышленно наклонившему палку, засчитывается поражение в данной попытке. В конце игры объявляется победитель в каждой паре – тот кому большее число раз удалось подхватить палку.
- “Запрещенное движение”. Два игрока стоят друг против друга, в руках у каждого палочка. Один из учеников начинает выполнять упражнение с палкой, а другой за ним повторяет. Потом они меняются ролями. Перед тем, как начать выполнять упражнение, игрок показывает запрещенное движение, т.е. то, которое нельзя повторять, например “палку вперед”. Ученики трижды меняются ролями, при этом каждый раз меняется запрещенное движение. Победителем становится тот, кто сделал меньше ошибок.
Эти игры развивают ловкость, координацию, внимание и память.
Веселые эстафеты.
- “Землемеры”. Команды располагаются вдоль короткой стороны зала за линией старта. У каждого в руках палочка. По сигналу первые устремляются к противоположной стороне зала (финишу), на бегу измеряя расстояние палочкой (при этом палочку каждый раз следует перевернуть и положить на пол). При определении победителя учитывается не только быстрота, но и правильность измерения.
- “Ловкие хоккеисты”. Команды стоят за линией старта, в руках первых палочка. Против каждой команды расставлены кегли (5 шт.) с интервалом 1 м. по команде участники бегут вперед, стараясь как можно быстрее с помощью палки провести теннисный мяч между кеглями. Побеждает команда первая закончившая эстафету.
- “Заячьи прыжки”. По команде первые участники каждой из команд зажимают палочку под коленями и, стараясь удержать ее в таком положении, совершают прыжки до отметки. Обратно возвращаются бегом и передают палочку следующему. Побеждает команда, закончившая прыжки первой.
- “Не урони шарик”. Играющие держат в руках по две палочки. Перед каждым на полу лежит надувной шарик. По сигналу дети подхватывают свой шарик и переносят его до отметки на расстоянии 8-10 метров. Возвращаются назад и передают палочки следующему игроку. Следующий добегает до шарика подхватывает его и несет обратно и т.д.
- “Собери палки”. Команды стоят друг против друга на расстоянии 10-12 метров, каждый за своей линией. Между ними параллельно лежат палочки (на одну меньше, чем количество детей). По сигналу первые бегут к палкам, берут первую, ближнюю к себе и возвращаются обратно. Затем бежит второй игрок и т.д. Побеждает команда, которая первой схватит центральную (последнюю) палку.
- “Нарисуй солнышко”. В руках первых номеров команд находятся гимнастические обручи, остальные держат палочки. По сигналу первый участник бежит до фишки и кладет обруч, все остальные по очереди “рисуют” солнечные лучики газетными палочками. Побеждает та команда, которая быстрее и красивее “нарисует” солнышко.
В играх развиваются коммуникативные способности, быстрота мышления, скоростные качества, воображение, быстрота реакции.
Игра “Лучший хвалильщик”. Дети делятся по парам: игрок выигравшей команды и игрок проигравшей. Вместе с учителем они перечисляют профессии, в которых используются палочки: регулировщик, дирижер, барабанщик, учитель, музыкант и т.д. Затем все изображают музыканта (игру на дудочке). Учитель хвалит отличившихся и дает каждой паре задание: один изображает, например, дирижера, другой должен дать положительную оценку – похвалить; например, отметить красивое положение головы, рук. На подготовку парам дается время. Пары вместе придумывают профессию и готовят похвалу. Затем каждая пара представляет свою заготовку.
Задача: развивать воображение, содействовать творческому диалогу детей.
Заключительная часть – 8 минут
Всем вместе друг за другом выложить из палочек большую фигуру на полу. Главное – подойти к заданию творчески, проявить фантазию в построении фигуры.
Обсудить урок с детьми, что понравилось, а что не понравилось. Каждый учащийся хлопает рукой по смайликам, которые нарисованы на стене спортзала (угрюмый, равнодушный и смеющийся), выражая свое отношение к уроку.
Задача: учить детей взаимопониманию, умению приходить к общему решению, а также высказывать свое мнение.
Домашнее задание: узнать у родителей, где и как можно применять палочки: девочки – на кухне, мальчики – в огороде. Придумать и самостоятельно выполнить упражнение с этими предметами. Например: со скалкой, с лопатой.