Производная и ее применение. Урок алгебры в 11-м классе

Разделы: Математика


Тип урока: урок применения знаний и умений.

Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация теоретического материала по теме “Производная”.
  2. Применение знаний и умений при выполнении заданий различной сложности.
  3. Проверка и контроль знаний по данной теме.

Материалы к уроку: экран, проектор, компьютерная презентация в Microsoft Power point, карточки с заданиями.

Ход 1-го урока

I. На доске записана тема. Сообщаются цели и задачи урока.

В течение урока демонстрируется презентация.

Приложение№1.

II. Самостоятельная работа.

Учащиеся получают задания по нахождению производных функций.

Необходимо быстро и правильно расшифровать высказывание французского математика Б. Паскаля.

img1.gif (1368 bytes)

 Блез Паскаль

1623 – 1662

Французский математик, физик, философ

Историческая справка.

В историю естествознания Паскаль вошел как великий физик и математик один из создателей теории вероятностей, математического анализа, вычислительной техники.

Задания к данному пункту в приложении №2.

III. Проверка домашнего задания. Слайды №3 – №5(приложение №1).

IV. Повторение теории по теме “Призводная и её применение”.

img2.gif (4137 bytes)

Задаются вопросы, для проверки правильности ответов на которые используется презентация на компьютере, подготовленная учащимся.

Приложение №3.

1) Сформулируйте определение производной в точке х0.
2) Какое условие является необходимым для существования производной функции в данной точке? Верно ли обратное утверждение?
3) Какую функцию называют дифференцируемой в точке х0?
Какая операция над функцией называется дифференцированием?
4) В чем состоит механический смысл производной?
5) В чем состоит геометрический смысл производной?
6) Сформулируйте признак возрастания и признак убывания функции.
7) Сформулируйте признак максимума и минимума функции.
8) Сформулируйте правило нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке.

V. Найди ошибку.

Учащимся предлагается в выполненном задании найти ошибку и обосновать.

На экране слайд.

VI. Выполнение задания по нахождению производной.

Найти значение производной функции f(x) в точке х0:

а) f(x) = 2x cosx, x0 = 0;

б) f(x) =3 ln(0.5x), x0 =3;

в) f(x) = , x0 = 4.

Задание выполняется самостоятельно на местах с последующей проверкой.

Ученик выполняет задание с обратной стороны доски.

VII. Выполнение заданий на механический и геометрический смысл производной. Задания выполняются устно и письменно.

На экране слайды.

1)

 

2)

img5.jpg (12799 bytes)

3)

img6.jpg (12343 bytes)

4) Составьте уравнение касательной к графику функции f(x) = в точке с абсциссой х0 = – 2 (задание выполняется письменно).

5)

Ход 2-го урока

VIII. Применение производной к исследованию функций на монотонность, экстремумы.

Задания выполняются письменно и устно.

1) Cравните значения функции f(x) = при x = 6,423 и x = 6,433.

2) Найдите точки экстремума и экстремумы функции f(x) = x2 e 2x – 1.

3) На экране слайд.

IX. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке.

1) Найдите наименьшее значение функции f(x) = при .

2) Устно. На экране слайд.

X. Самостоятельная работа по карточкам.

1 вариант 2 вариант
1) Найдите производные функций:

а) y = ex + x 3,7;

б) y = 2x3;

в) y = lnx – 4x;

г) у = x2ex ;

д) y = 0,5sinx -5x.

2) Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции

f(x) = ecosx, в точке с абсциссой х0= 0.

3) Найдите промежутки возрастания и убывания функции f(x) = ln (x2 + 4).

4) Найдите наибольшее значение функции f(x) = x – 3 на [1;3].

1) Найдите производные функций:

а) y = ех – x 2,4;

б) y = 4x5 +;

в) y = lnx + 8x;

г) у = x4ex ;

д) y = 2cosx – 0,4x.

2) Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции f(x) = esinx, в точке с абсциссой

х0 =.

3) Найдите промежутки возрастания и убывания функции f(x) = ln (1 + x4).

4) Найдите наибольшее значение функции f(x) = на [1;8].

 XI. Подведение итогов урока. Запись домашнего задания.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3