Повышение педагогической компетенции родителей детей дошкольного возраста в формате родительского клуба

Разделы: Работа с родителями

Классы: 3, 4, 5


Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей по воспитанию нравственно-ориентированной личности ребенка.

Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия семьи в процессе развития ребенка существующими внешними институтами.

Важность и степень глубины роли семьи (родители, близкое окружение, значимые близкие) в воспитании ребенка неоспоримы. Прежде всего, инициатива семьи может быть как локальна – в определенные моменты, в определенных вопросах, помощь в определенных ситуациях, на перспективу и пр., так и постоянно – в условиях домашнего дошкольного воспитания. Влияние семейного мировоззрения, воспитательного воздействия всех членов семьи не заканчивается рамками дома. Родительские установки распространяются дальше границ своего материального присутствия. Но тенденции развития и существования современной семьи зачастую не позволяют родителям участвовать постоянно, последовательно и своевременно в процессе развития и воспитания. Отсутствие у родителей воспитательских навыков, опыта и достаточного времени, необходимых для качественного взаимодействия с ребенком, часто компенсируется родительской гиперопекой, безальтернативными формами отношений взрослого и ребенка. Это приводит к накоплению негативных эмоций в отношениях взрослых и детей, изменению общего климата в семье. Чрезмерная занятость родителей, перепоручение воспитания ближайшему окружению (дедушки, бабушки) или третьим лицам (няни, гувернантки) изменяет содержание и темп воспитательного процесса, принимает формы непостоянного, даже негативного или незапланированного воздействия. Результаты такого воспитания достаточно явно прослеживаются в поведении ребенка и проявляются у детей в форме серьезных акцентуаций, отсутствии необходимых мотивов, умений, знаний и навыков.

Просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей, общих тенденций и направлений процесса становления и взросления ребенка позволяет несколько восполнить пробелы в этом важном деле. Взаимодействие семьи и школы, семьи и дошкольного учреждения, семьи и учреждений дополнительного образования и различных других структур позитивно сказывается на общем развитии и становлении личности ребенка. В процессе познания мира дошкольниками родители являются непререкаемым авторитетом. Союзники педагога – родители, имеют возможность повлиять на ребенка гораздо больше. Их воспитательное влияние глубже воспринимается, чаще воспроизводится и даже напрямую копируется детьми.

Научение родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков – эти мероприятия важно проводить постоянно и качественно. Получаемые знания, возрастающая компетентность родителей оптимизируют даже сложившиеся напряженные отношения в семье или в союзе “ребенок-родитель”. Активизация роли семьи в образовательном процессе важный аспект деятельности Центра творческого развития и гуманитарного образования “Романтик”.

Родители дошкольников и учащихся начальной школы гораздо больше мотивированы на активное компетентное сотрудничество с педагогами в воспитании своих детей. Они готовы к получению знаний воспитателя, в отличие от позиции родителей детей среднего и старшего школьного возраста. Создание родительского клуба для мам и пап дошкольников – форма психолого-педагогической помощи и поддержки каждого воспитанника в его развитии. Работа клуба проводится психологом и педагогами в рамках детского дошкольного объединения “Ступеньки”.

На первом общем собрании родителям воспитанников дошкольного объединения раздается опросник с предложениями направлений совместной деятельности и вопросами “что хотят родители знать”. Затем составляется план лекций и встреч. Далее идет корректировка программы взаимодействия с родителями. Параллельно этой деятельности – проводятся индивидуальные консультации, совместные с родителями учебные занятия и работа психотерапевтической группы оптимизации детско-родительских отношений “Растем вместе”.

Постоянная обратная связь от родителей для педагогов и психолога дополняет картинку процесса развития каждого воспитанника, подтверждая, уточняя или опровергая выводы из наблюдений за ребенком во время учебного процесса.

Одной из форм ознакомительной, презентативной работы является родительский лекторий. Время проведения лектория: один раз в месяц отдельно для родителей детей 4-х, 5-ти и 6-ти лет. Тематика лектория учебного года: “Особенности возраста”, Кризисный возраст”, “Гиперактивный ребенок”, “Когда ребенок не слушается”, “Развиваем усидчивость и внимание”, “Наказания в семье”, “Прививаем правила поведения”, “Роль игры в развитии ребенка”, “Физическое здоровье ребенка”.

Не все родители готовы учиться. У каждого из них есть вполне определенный багаж знаний, представлений о своей роли воспитателя. Вначале папы и мамы неохотно идут на контакт, не так активны в обсуждении учебного процесса, не мотивированы на процесс общения с педагогами и обсуждение проблем своего ребенка.

Начинается лекторий фразой “на родителей нигде не учат”, а это самая сложная и важная “профессия”, которая предполагает в арсенале родителя-воспитателя наличие знаний, умений, навыков, приемов, технологий, методик, опыта житейского, мудрости, терпения, собственных человеческих качеств, богатого внутреннего мира, эмоциональности и т.д. Мини-лекция в течение 20 минут вполне адекватно воспринимается аудиторией родителей. Как правило, лекционную часть читает один специалист (педагог или педагог-психолог), далее работу проводят несколько педагогов. После мини-лекции – в течение 30-40 минут ответы на вопросы. Ведется дискуссия на тему лекции. Разговор идет о практическом использовании полученных знаний, навыков и умений в разрешении ситуативных проблем. Предлагаются выводы наблюдений за изменениями в сознании и поступках, поведении воспитанников, разрабатываются индивидуальные воспитательные стратегии. Приводятся примеры ситуаций из практики. Разговор заходит и о перспективе развития ребенка, о том, как сделать новый опыт детей позитивным и устойчивым. Происходит конструктивное общение с психологом и педагогами, обмен мнениями, советы.

В рамках лектория, помимо лекций и дискуссий, применяются игровые технологии. Многообразие форм проведения клубных занятий (занятие-сказка, занятие-спектакль, сюжетно-ролевые игры) позволяет родителям пополнить свой практический опыт не только для самостоятельного научения ребенка чему-либо новому, но и для проведения домашнего семейного досуга. Такие встречи содержат в себе психологическое просвещение, ролевые игры, обучение навыкам эффективного взаимодействия с детьми. Родители имеют возможность получить ответы на интересующие вопросы от специалистов, и, пообщавшись друг с другом, – узнать, как в других семьях справляются с повседневными детско-родительскими проблемами.

В рамках клуба организуется и общение родителей с педагогами объединения по вопросам: воспитания, развития, поведения, организации жизнедеятельности детей в объединении, проблемам и успехам обучения каждого воспитанника. Педагог-психолог проводит открытые психологические консультации для детей и родителей (с их разрешения), групповые диагностические мероприятия, тренинги, по запросу ведется индивидуальная работа с каждой конкретной семьей – психотерапевтические сессии, консультации.

Приветствуется посещение родителями занятий своего ребенка в рамках Дня открытых дверей. Проводятся специальные совместные занятия детей с родителями. Все это инициирует рост родительского интереса к детской учебной деятельности, происходит активное обучение навыкам оказания помощи ребенку в учебном процессе уже в дома, в семье. Родители, таким образом, невольно начинают активнее участвовать в жизни ребенка в рамках дошкольного образовательного объединения, развивается интерес, вкус и происходит развитие собственно родительских амбиций.

Существует информационный (дважды в месяц проводится смена материалов: дополнительные лекции, консультации, советы педагога-психолога). Материалы различны по форме (бумажные носители, фотоматериалы) и содержанию:

  • об особенностях развития ребенка, личности, семьи, отношений;
  • советы по улучшению и становлению отношений с ребенком, взаимодействию взрослых и детей определенной сфере или деятельности;
  • развернутые ответы на вопросы родителей;
  • актуальные темы педагогики, психологии, воспитания, философии, риторики;
  • предложения и приглашения (тренинги, занятия, лекции, в другие структуры);
  • новинки популярной литературы и периодики по вопросам воспитания и развития детей;
  • домашние задания для совместного выполнения детьми с родителями.

Работает “Почта Доверия” – почтовый ящик на двери кабинета педагога-психолога, куда можно положить записку с вопросом, который актуален, но задать его человек стесняется по какой-либо причине. Анонимность гарантируется. На информационном стенде появляется короткий или развернутый ответ на заданный вопрос, совет, рекомендация или приглашение на консультацию (по желанию), проводится незапланированное мероприятие, подсказанное анонимной запиской. Например, планируется мини-лекция и консультативный блок по теме “Половое воспитание дошкольников: как говорить с ребенком “об этом?”.

Существует также психологическая интернет-страничка на сайте Центра “Романтик”. Данная помощь востребована не только родителями дошкольников, а и подростками, педагогами, администрацией, специалистами других учреждений, родителями наших воспитанников любого возраста. Перспектива развития сотрудничества педагогов и родителей будет реализована и через работу создаваемого на сайте интерактивного родительского клуба. Это позволит держать постоянную связь со многими воспитанниками-дошкольниками и их родителями в дальнейшем.

Работа родительского клуба дает положительные результаты – у воспитанников и их родителей наблюдается позитивная психологическая настройка на обучение и творчество, положительное эмоциональное принятие педагога и детского коллектива объединения. Работа происходит в Центре, но имеет продолжение и в семье: в стенах дома с помощью родителей продолжается актуализация и расширение имеющегося у ребенка опыта в учебной и досуговой сферах.

Таким образом, усиление детского интереса к учебе и родительский мотив – активно участвовать в образовательном процессе, – все это положительно сказывается на темпах и качестве развития каждого ребенка. Происходит пролонгированная инициация самостоятельной, созидающей роли родителей и ребенка в учебе, деятельности, общении. Это является систематическим тренингом для родителей в направлении – учиться “быть воспитателем своего ребенка”. В рамках клуба в процессе обучения и общения родителей происходит развитие потенциала каждой семьи, частичная переориентация взглядов: от закрытых внутрисемейных на общечеловеческие моральные ценности, появляется реальная возможность приобщения к общечеловеческим ценностным накоплениям. Происходит повышение статуса семьи в образовательном процессе, формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции, нормализуется процесс сотрудничества ребенка и семьи. Благоприятный психологический климат в семье, щадящий режим, посильные возрастные нагрузки – залог плодотворной и качественной работы, учебы, обучения и развития детей.

Педагогам же предоставляется более широкая возможность изучения потребностей, возможностей социума и каждой конкретной семьи воспитанника.

Активное и качественное взаимодействие родителей и ребенка позволяет нормализовать и компенсировать отклонения в развитии, разрешить психологические проблемы. Это позитивно-полезная составляющая, заметна и важна скорее для взрослых (родителей и близкого окружения).

Что же полезного от факта создания и самой деятельности родительского клуба имеют конкретно дети прямо сейчас и во временной перспективе?

Во-первых, происходит направленная стимуляция развития гармоничной личности ребенка, активно происходит накопление его личностного опыта взаимоотношений с детьми и взрослыми, более органичное включение в среду отношений людей в коллективе и семье. Процесс социализации происходит плавно и без разрушений уже приобретенных установок воспитания (нормы, правила поведения прививаются легче).

Во-вторых, более интенсивно и приемлемо по формам для каждой возрастной категории детей происходит развитие интеллектуально-творческих способностей (фантазии, воображения, ассоциативного мышления). Поощряемая взрослыми активная роль ребенка важна для ускоренного, качественного и постоянного приобретения им психологических новообразований. Атмосфера сотрудничества, единые требования со стороны взрослых, позитивное общение предоставляют возможность ребенку наработать коммуникабельность, почувствовать раскрепощение, реализовать эмоциональное раскрытие.

В-третьих, совместная деятельность в детском коллективе и общение со взрослыми позволяет каждому воспитаннику наработать личные культуру общения и опыт построения отношений. Происходит стимулирование самовыражения, самопринятия и самопрезентации ребенка. Обстоятельные ответы взрослых, разъясняющие сложные жизненные явления, суть человеческих отношений, важность и необходимость морально-нравственных аспектов жизни, действия и поступки – постепенно учат ребенка обобщать, осмысливать полученную информацию, преодолевать ситуативность мышления, оценок, рассуждений и выводов. В такой атмосфере полнее реализуется потребность ребенка в признании, общении.

Бывшие воспитанники дошкольного объединения приходят в Центр заниматься туризмом, борьбой, рукоделием, танцами, рисунком, английским, математикой, вокалом. Педагоги и психолог часто принимают участие в решении психолого-педагогических проблем уже на другом уровне развития – работа с проблемами обучения в школе, ситуативные моменты, отношения в школьном коллективе, статус школьника, лидерские позиции, поведение.

Все вышеперечисленные формы взаимодействия педагогов и педагога-психолога Центра с родителями воспитанников позволяют усилить позицию каждого родителя:

  • появляется личностное родительское осознание своей роли воспитателя,
  • нарабатываются навыки использования полученных знаний по возрастным особенностям и возможностям, перспективам развития ребенка,
  • формируется представление о протекающих процессах развития ребенка, условиях появления качеств, навыков, особенностей и детских привычек.

Таким образом, решаются множественные важные задачи “взросления” каждого родителя, как воспитателя: повышение родительской компетенции и уверенности; помощь и поддержка родителей в своей родительской позиции; осознание стереотипов родительского взаимодействия с ребенком; расширение возможностей выбора конструктивных отношений внутри семьи. У родителей – не просто как у самых близких людей, а как у профессиональных воспитателей – появляются реальные возможности актуальной, целенаправленной поддержки развития гармоничного внутреннего мира ребенка, формирования его нравственных основ, морали, образования личностных, ценностных ориентаций, становления его личности.

Взаимодействие коллектива педагогов с семьей позволяет создать атмосферу сотворчества и сопереживания, что положительно сказывается на развитии каждого ребенка, оптимизирует и активизирует весь воспитательный процесс.