Работа с родителями учащихся начальных классов "Мой мир – моя семья"

Разделы: Начальная школа


В жизни человека есть ценности, без которых он не может обойтись, – это хлеб, которым человек кормится, Земля, на которой живет, родители, которые дают жизнь. У каждого человека должна быть семья – начало всех начал. Прекрасные слова принадлежат Л.Н.Толстому: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Счастлив у себя дома, значит, счастлив в семье. Любые неприятности, любое горе отступят, если в семье царят любовь и дружба, забота и взаимопонимание.

Если спросить у взрослого человека “Кто такой ребенок?”, то, как правило, взрослый с удивлением скажет: “Как кто? Маленький человек”. Уважаемые коллеги, как раз в этом ответе кроется ошибка. Мир детей не является копией взрослого мира. Дети – это маленький народ, который мыслит и развивается по своим законам, у них свои ценности.

Семья – это весь мир для маленького ребенка. Каким видит себя ребенок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения?

Многое о взаимоотношениях в семье узнаем из рисунков детей. Показателем семейного досуга становятся рисунки на темы: “Вечер в моей семье”, “Выходной день нашей семьи”. Дети создают свои “шедевры” на классных часах. Есть рисунки, где папа за компьютером, телевизором или на диване; мама на кухне, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками. Какой можно сделать вывод? Ребенку не хватает общения, часто он в семье бывает одинок. Есть рисунки, где изображают дружные, сплочённые семьи. Во всех этих рисунках изображён полный состав семьи, что указывает на эмоциональное благополучие семей; все члены семьи объединены общим делом, расположены близко друг к другу (или держатся за руки), преобладают яркие цветовые оттенки.

Семья – основная инстанция в жизни ребенка. Она направляет, оберегает, контролирует и руководит индивидуальностью детей. Именно в семье начинается воспитание. Как писал великий русский педагог В.А. Сухомлинский, “….в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды”.

К сожалению, в наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, достаточно часто можно встретить детей из неблагополучных и неполных семей, где воспитанием ребенка занимается либо мать, либо отец. Далеко не все родители имеют педагогическое образование, но им приходится быть в роли педагогов. Как помочь ученикам, родителям, педагогам в этой сложной ситуации?

Необходим новый уровень взаимодействия между учителем, родителями и учениками. Эти взаимодействия, основанные на сотрудничестве и совместных интересах трех сторон, должны иметь высший приоритет.

Учитель и родители нуждаются друг в друге как основные носители информации о ребенке. Каждый из них знает о школьнике то, чего порой не знает другой. Необходимость общения настолько велика, что, лишившись его, процесс воспитания принимает ущербный характер. Чтобы те и другие понимали друг друга, необходимо взаимное желание к установлению истины.

Как сделать так, чтобы родители чаще общались с детьми, чаще бывали с нами в школе?

Ответ простой – совместное проведение досуга (родительских собраний, консультаций, бесед). Применение на практике различных форм работы с родителями (родительских вечеров, тренингов, ролевых игр) позволило сплотить триаду: учитель, ученик, родитель.

Эту работу начинаем с первого класса. После торжественной линейки первоклашки вместе с родителями отправляются в удивительное путешествие в “Страну знаний”, где их ждет множество увлекательных конкурсов. В этот день ученики получают диплом первоклассника. Через месяц мы снова встречаемся все вместе на празднике “Посвящение в гимназисты!”, дружно путешествуем от станции к станции, узнаем любимых мультгероев, вместе с родителями строим макет “Города знаний”, поем песни, преодолеваем массу трудных испытаний. В ноябре традиционно отмечаем праздник “День матери”. Папы и дети готовят концерт, а мамы принимают участие в конкурсной программе. В конце праздника в исполнении мам звучат песни, родители инсценируют сказки, дети рассказывают небылицы.

Отдельно стараемся привлекать к работе пап. В третьей четверти проходят спортивные соревнования, где принимают участие папы и дети. Ни один папа не сидит на скамеечке в спортивном зале, а является активным участником соревнований. В феврале для пап проходит развлекательная программа “Очумелые ручки”, где папы представляют изделия, созданные своими руками.

Традиционными стали итоговые родительские собрания. На таких собраниях подводится итог работы родителей, учащихся, педагога за год. Собрание проводится в виде устного журнала “Вместе весело шагать по просторам”, где взрослые и дети вместе путешествуют по его страницам.

В ходе совместных мероприятий у учеников возникает чувство защищенности, душевного покоя, прослеживается уверенность в том, что все они не одиноки и нужны своим родителям. На наших совместных встречах стараемся каждую семью или отдельного члена семьи отметить незамысловатыми подарками. Дети и родители остаются довольны таким сотрудничеством. Нам очень трудно бывает, когда приходит пора расставаться.

Высокой оценкой нашей совместной работы (учителя, родителей, учеников) стали слова дедушки одной ученицы: “Я и не предполагал, что в школе, где учатся мои внуки, может быть так зажигательно и интересно”.

В прошлом году мы с ребятами попытались создать альбом “История или истории моей семьи”. Дети с увлечением принялись за эту работу. Ученики выделили следующие составляющие семьи:

  • мир,
  • согласие,
  • внимание,
  • понимание,
  • чуткость,
  • любовь,
  • доброта,
  • забота,
  • ласка…

Приведем примеры детских размышлений по поводу, что же такое семья?

“Семья – это связь поколений, это безграничная вера, понимание и любовь друг к другу”. (Гартман Кристина, 3 “Б”)

“Семья – это дом, это крепость, это самое дорогое, что есть у человека в жизни”. (Николаев Александр, 3 “Б”).

“Семья – это крепкий союз, привязанность друг к другу, любовь. По-моему не было бы семей, не было бы жизни”. (Илюнина Алина, 3 “Б”).

“Моя семья – это моя опора. Я благодарен родителям за то, что они любят и ценят меня таким, какой я есть,– со всеми моими достоинствами и недостатками, ведь в каждом из нас присутствует и одно, и другое в большом количестве”. (Кревский Михаил, 3 “Б”).

“Счастье для меня – это мой дом, мои родители, моя школа, мои друзья. Счастье – это, когда есть, кого любить и к чему стремиться”. (Журавлева Виктория, 3 “Б”).

“Я бы очень хотел, чтобы у меня был папа и родные братья и сестра, но я понимаю, что в жизни не всегда бывает так, как хочется. Мне кажется, не очень важно, сколько человек в семье. Главное, чтобы младшие уважали старших, а старшие помогали младшим, чтобы все понимали и любили друг друга, несмотря ни на что. В любой семье, даже очень хорошей, бывают ссоры и обиды, но надо уметь уступать, прощать и помнить о том, что семья – это самое дорогое, что есть у человека. Мне очень жалко детей, которые живут в детских домах”. (Белогурский Павел, 3 “Б”).

В конце учебного года мы продемонстрировали родителям свой альбом. Мамы и папы со слезами на глазах читали высказывания своих детей. Они были поражены серьезностью и глубиной мысли детских высказываний. Родители поняли насколько важно детям ощущение доброты и чистоты семейных отношений.

В заключении хочется сказать, что единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения!