Уроки информатики в 4-м классе

Разделы: Информатика, Начальная школа


Тема: “Модель объекта”

(Первый урок в разделе “Модель и моделирование”)

Цели:

  • через примеры раскрыть смысл понятия “модель”;
  • познакомить обучающихся с классификацией моделей по способу представления (материальные и информационные), по образу объекта (естественные и искусственные);
  • способствовать развитию умения описывать объекты через существенные свойства для создания модели;
  • включив детей в деятельность, раскрыть сущность процесса “моделирование”;
  • обратить внимание обучающихся на наличие целей при моделировании.

Педагогические задачи:

  • развивать понятийный аппарат обучающихся в части представлений о моделях, их видах, существенных и несущественных свойствах, о моделировании;
  • способствовать развитию умения анализировать свойства объектов для создания модели;
  • развивать основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;
  • организовать изучение материала на основе эвристической беседы и самостоятельной работы с книгой.

Ключевые понятия: модель, объект-оригинал, моделирование, цели моделирования.

Материальное обеспечение урока: учебник, Р/Т № 2, демонстрационный ПК (или мультимедиа проектор и экран), ЭОР (бета-версия) к учебнику (или ЭОР на CD “Мир информатики” (3-4 год обучения) (Кирилл и Мефодий)), презентация к уроку (Приложение 1), счетные палочки для самооценивания.

ХОД УРОКА

I. Минутки вхождения в урок (1-2 мин.).

(Слайд 2 - чистый)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит встреча со знакомыми незнакомцами. Мы продолжим наблюдения над объектами, поговорим об их свойствах, займемся классификацией, будем конструировать. Для этого нам необходимо быть внимательными, активными, не бояться высказывать свое мнение. Нас ждет интересный и познавательный урок. Давайте наслаждаться получением новых знаний.

- Фиксировать правильные ответы будете самостоятельно с помощью счетных палочек, я параллельно с вами веду свои наблюдения, в конце урока мы сверим результаты и выставим отметки.

- Вспомним правила поведения в компьютерном кабинете.

II. Изучение нового материала в виде эвристической беседы с пошаговым закреплением.

1) Подводящий к теме урока диалог, планирование работы (2-3 мин.).

(Слайд 2, щелчок)

- Рассмотрите, пожалуйста, предметы на слайде. (Кукла, игрушечный автомобиль, оригами самолета)

- Как можно назвать их одним словом? (Игрушки)

(Слайд 2, щелчок)

- На кого похожа кукла? (На человека)

- А этот автомобиль, самолет? (На настоящие предметы из жизни)

- Действительно, все эти предметы являются лишь подобием, маленькой копией реально существующих объектов. А вот как они называются, вы узнаете, если отгадаете ребус.

(Слайд 3)

- Правильно, МОДЕЛЬ (Слайд 3, щелчок)

- Значит, все эти предметы являются моделями реально существующих объектов.

(Слайд 3, щелчок)

- “Модель объекта” тема нашего урока.

- Что бы вы хотели узнать по теме урока? (Высказывания детей)

- Предлагаю найти сегодня ответы на следующие вопросы:

(Слайд 4 + запись на доске)

2) Открытие нового знания с пошаговым закреплением (двигаемся по плану на доске) (18-20 мин.).

(Слайд 5)

2.1 Что же такое модель? (2-3 мин.)

- Откройте с. 98 учебника и найдите ответ на этот вопрос в 1 абзаце. (Самостоятельное чтение и ответ на вопрос)

(Слайд 5, щелчок)

- Что такое модель?

- Модели кого изображены на слайде? (Модели кошек)

- Действительно, эти модели заменили реальные объекты.

2.2 А вот с какой целью они были созданы, давайте разбираться (4-5 мин.).

- Для чего сделали фотографию кошки? (Высказывания детей)

- Верно, чтобы сохранить в памяти внешний вид любимицы, передать ее изображение кому-то.

- А для чего сделали рисунок? (Высказывания детей)

- Правильно, чтобы другие люди любовались ее изображением.

- А игрушку для чего сделали? (Высказывания детей)

- Конечно, играя, ребенок научается заботиться о домашнем животном, испытывает любовь к нему и, таким образом, вырастает заботливым и любящим человеком.

- А для чего создают скульптуру? (Высказывания детей)

- Действительно, с ее помощью мы передадим информацию о кошке другим поколениям.

- А текст? (Высказывания детей)

- Молодцы, он поможет подробно изучить нашу кошку. Подведем итог, каковы цели создания моделей?

(Слайд 6, щелчок)

- Более подробно прочитаем о целях создания моделей в учебнике на с. 104, второй абзац.

(Слайд 7 - чистый)

Работа в тетради с. 10, № 13 (самостоятельное выполнение, коллективная проверка) (2 мин.).

(Слайд 8)

2.3 Какими свойствами могут обладать модели? (4-5 мин.)

- Прочитаем об этом в учебнике на с. 99, последний абзац. (Комментированное чтение абзаца и вывода в рамке)

(Слайд 8, щелчок)

- Значит, модель обладает лишь некоторыми свойствами реального объекта.

- А вот какие свойства объекта интересуют человека, мы узнаем, прослушав сообщение Всезнайки. Сегодня это … (называется имя ученика, подготовившего пересказ текста “Существенные признаки” с. 209).

- Какие свойства может иметь объект? (Существенные и несущественные)

- Какие свойства интересуют человека при создании модели? (Существенные)

(Слайд 8, щелчок)

- От чего зависит выбор свойств объекта? (От цели описания объекта)

(Слайд 8, щелчок)

- Какое свойство ответа нашего Всезнайки будет существенным, чтобы он получил хорошую отметку? (Правильное, понятное изложение материала)

(Слайд 9 - чистый)

Работа в тетради с. 8, № 9 (коллективное выполнение задания) (2 мин.).

III. Физкультминутка (2 мин.).

Зарядка для глаз.

(Слайд 10)

2.4 Виды моделей (4-5 мин.)

- Вернемся к нашим кошкам. На какие группы вы бы разделили эти модели?

- Какие могут быть модели, узнаем из учебника с. 100 абзац 2, 3, 4 (самостоятельное чтение, ответы на вопросы)

- На какие группы будем делить модели? (Материальные и информационные)

(Слайд 11, щелчок)

- Почему любую модель можно назвать информационной? (Она несет информацию о реальном объекте)

- Как называют процесс создания модели? (Моделирование)

- Как еще можно классифицировать модели узнаем, прочитав учебник с. 103 абзац 1, 2. (Комментированное чтение абзацев, работа с выводами)

- О какой модели прочитали? (О виртуальной)

(Слайд 12, щелчок)

- Что такое виртуальная модель? (Щелчок)

- На какие группы их можно разделить? (Щелчок)

(Слайд 13 - чистый)

Работа в тетради с. 8 № 10 (коллективная работа) (2 мин.).

IV. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (4 мин.)

Цель работы: выявление уровня усвоения темы обучающимися.

Задание №11, № 12 на с. 9 в рабочей тетради.

Анализ выполнения работы:

- Кому не понадобилась помощь, кто справился с работой сам и не допустил ошибок?

- Кто испытал затруднения?

- Кто не справился с работой?

V. Компьютерный практикум (слайд 14). (8-9 мин.)

Работу можно организовать следующим образом: класс делится на пары, пересаживается к компьютерам. Поочередно выполняются задания.

Вариант 1. Используется ЭОР (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеевой и др. “Информатика и ИКТ”, 4-й класс, 2008 г., папка 13, задания № 3-8: № 3, 8 с комментированием, № 4, 5 – 1 ребенок, № 6, 7 – 2 ребенок.

Вариант 2. Используется ЭОР на CD “Мир информатики” (3-4 год обучения) (Кирилл и Мефодий): 3-й год обучения, задания к теме “Моделирование” - собери аппликацию: зайчик, рыбка – 1 ребенок; собачка, домик – 2 ребенок.

Вариант 3 (бескомпьютерный)

Дети создают различные модели корабля: материальную - из листа бумаги путем складывания; информационную – сочиняют загадку, моделируют корабль из геометрических фигур, придумывают задачу про корабли.

VI. Рефлексия (слайд 15) (2-3 мин.).

При подведении итогов обобщаются полученные знания, проговариваются основные идеи урока, опираясь на план по слайду или записанному на доске, возможно, использовать вопросы на с. 105-106 учебника.

VII. Домашнее задание (слайд 16). (1-2 мин.).

1. Прочитать текст учебника с. 97-104.

2. Ответить на вопросы с. 105-106.

3. Выполнить задания в рабочей тетради с. 3, № 2, с. 10, № 14, применить этот порядок при создании собственной модели.

Тема: “Модель отношения между понятиями”

(Второй урок в разделе “Модель и моделирование”)

Цели:

  • обобщить знания о понятии “модель”, как о подобии реальных объектов, акцентировать внимание на строгом порядке действий при построении модели;
  • сформировать понятие о том, что отношение может быть объектом моделирования;
  • рассмотреть виды моделей отношений между понятиями;
  • сформировать умение моделировать различные отношения между понятиями;
  • совершенствовать навыки работы на компьютере.

Педагогические задачи:

  • развивать понятийный аппарат обучающихся в части представлений о моделировании отношений между понятиями, их видовыми различиями;
  • развивать аналитические умения обучающихся при рассмотрении отношений между понятиями;
  • обратить внимание на специфику моделирования различных отношений между понятиями;
  • научить строить простейшие модели отношений между понятиями;
  • организовать изучение материала на основе увеличения самостоятельной работы ребенка с книгой.

Ключевые понятия: модель отношения, текстовая модель, графическая модель.

Вспомогательные понятия: моделирование, понятие, суждение, отношение пересечения, отношение непересечения, отношение равнозначности, отношение вложенности.

Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК (или мультимедиа проектор и экран), ЭОР (бета-версия) к учебнику (или ЭОР на CD “Мир информатики” (3-4 год обучения) Кирилл и Мефодий), презентация к уроку (Приложение 2), индивидуальные листочки с заданием для проведения этапа актуализации знаний.

ХОД УРОКА

I. Минутки вхождения в урок (1-2 мин.)

(Слайд 2)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы примерим на себя роль “информационных модельеров”. Мы продолжим изучение моделей, узнаем новые их виды, займемся самостоятельным моделированием, будем решать информационные задачи с помощью компьютера. Конечно, нам понадобятся внимательность, сосредоточенность, воображение. Вперед, друзья! К новым горизонтам знаний!

- Вспомним правила поведения в компьютерном кабинете.

II. Проверка домашнего задания (5-7 мин.).

- Чтобы двигаться дальше, необходимо проверить, как вы усвоили прошлую тему. Давайте обсудим домашнее задание.

(Cлайд 2, щелчок)

1. Устная самопроверка задания № 2 в рабочей тетради на с. 3.

(Задания появляются на слайде по щелчку)

Сверяя выполненное задание со слайдом, ребята самостоятельно выставляют себе отметку на полях тетради.

2. Коллективный разбор задания № 14 в рабочей тетради на с. 10 с проверкой на слайде по щелчку.

(Слайд 3)

Сверяя выполненное задание со слайдом, ребята самостоятельно выставляют себе отметку на полях тетради.

3. Защита выбранного порядка при создании моделей детьми.

Пример защиты.

Я нарисовал кораблик. Это графическая информационная модель реального корабля. Создавая рисунок, я действовал в следующем порядке:

1 - определил цель – показать младшему брату, как выглядел корабль, на котором мы всей семьей плавали прошлым летом;

2 – вспомнил объект-оригинал и назвал части корабля, необходимые для рисунка;

3 – выбрал лист бумаги, на котором умещу корабль;

4 - выбрал цветные карандаши из коробки;

5 – нарисовал корабль на листе;

6 – показал маме, для проверки точности передачи изображения

У ребенка, сделавшего публичную защиту порядка создания модели, отметка суммируется с двумя предыдущими заданиями и выставляется в журнал. На уроке достаточно прослушать 3-4-х учеников.

III. Актуализация знаний с выходом на тему урока (3-4 мин.).

- Для изучения новой темы нам необходимо кое-что вспомнить

(Слайд 4)

- Для этого мы выполним задание на листочках: соедини стрелкой левую и правую части карточки. (До урока ребятам на парты раздаются карточки с заданием)

(После самостоятельного выполнения осуществляется коллективная проверка каждой пары по щелчку на слайде 4)

(Слайд 5)

- Что мы представляем, какими сведениями можем поделиться с окружающими, когда слышим слова “дерево”, “береза”?

(Дерево - это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветками, образующими крону. Береза - это лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.)

- Вы сейчас что сформулировали? (Понятия) (слайд 5, щелчок)

- Правильно, понятие – это тоже объект, который имеет имя, свойства и отношения.

- Какие отношения могут быть между понятиями? (род —> вид; вид <—> вид)

- Какие отношения между понятиями “дерево” и “береза”? (Понятие “дерево” по отношению к понятию “береза” родовое) (слайд 5, щелчок)

- Смоделируйте отношения между понятиями “дерево” и “береза”. (Затруднение у детей)

- Почему вы не смогли выполнить задание? (Потому что мы этого еще не умеем делать)

- Значит, чему мы сегодня должны научиться на уроке? (Научиться моделировать отношения между понятиями)

- Это и есть тема нашего урока.

(Слайд 6 с темой урока)

IV. Изучение нового материала в ходе самостоятельной работы с книгой (7-8 мин.).

- Прочитайте, пожалуйста, текст учебника на с. 108. и найдите ответ на вопрос (слайд 7): какие существуют формы моделей, отражающие отношение между понятиями? (Отношения между понятиями можно представить в виде текстовой и графической модели)

(Слайд 7, щелчок)

- Попробуем по аналогии с учебником составить текстовую и графическую модели отношения между понятиями “дерево” и “береза”.

(Слайд 7, щелчок, щелчок)

Работа с выводом 1 на с. 109 (самостоятельное чтение, хоровое заучивание, фронтальный опрос части детей).

- Самостоятельно на с. 109 найдите ответы на следующие вопросы: (Слайд 8)

1. Что мы получаем, читая суждение или рассматривая круги Эйлера-Венна? (Информацию) (Слайд 8, щелчок)

- Как называется модель, которая несет информацию об отношении между понятиями?

(Слайд 8, щелчок)

2. Для чего нужно моделировать диаграмму или текстовую модели?

(Слайд 8, щелчок)

Работа с выводом 2 на с. 109 (аналогично выводу 1).

V. Физкультминутка (слайд 9) (2 мин.).

VI. Первичное закрепление с проверкой знаний (8-10 мин.).

(Слайд 10 чистый)

1. Коллективное рассматривание примеров по теме урока в учебнике на с. 110–112 с повторением видовых особенностей графических моделей (пересечение, непересечение, подчинение)

2. Коллективное выполнение заданий в рабочую тетрадь на с.14–16 № 4–6.

3. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Цель работы: выявление уровня усвоения темы обучающимися, определение группы детей, имеющих затруднения для дальнейшей коррекции.

Задание № 8 на с.17 в рабочей тетради.

VII. Компьютерный практикум (8-9 мин.)

(Слайд 11)

Работу можно организовать следующим образом: класс делится на пары, пересаживается к компьютерам. Поочередно выполняются задания.

Вариант 1. Используется ЭОР (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеевой и др. “Информатика и ИКТ”, 4-й класс, 2008 г., папка 14, задания № 1 (с комментированием), № 5-6 – 1 ребенок, № 7-8 – 2 ребенок.

Вариант 2. Используется ЭОР на CD “Мир информатики” (3-4 год обучения) (Кирилл и Мефодий): 3-й год обучения, задания к теме “Множества” - № 3 – 1 ребенок; № 4 – 2 ребенок; дополнительно – к графической модели записать текстовую.

V?I?. Рефлексия (3-4 мин.).

(Слайд 12)

При подведении итогов обобщаются полученные знания по вопросам на с. 112-113 учебника.

IX. Домашнее задание (1-2 мин.).

(Слайд 13)

1. Прочитать текст учебника с 107-111.

2. Ответить на вопросы с 112-113.

3. Выполнить задания в рабочей тетради с. 16 № 7, с 19 № 11.

X. Оценивание.

Используемые ресурсы

  1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 4-го класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008, 239 с.: ил.
  2. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 4-го класса. Ч.2. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 79 с.: ил.
  3. ЭОР (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеевой и др. “Информатика и ИКТ”, 4-го класс, 2008 г.
  4. http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_MatveevaNV.html
  5. ЭОР на CD “Мир информатики” (3-4 год обучения) (Кирилл и Мефодий): 3-й год обучения