Пояснительная записка
Современная физика - часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ мироздания. Физика по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания, определяя стиль и уровень научного мышления. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой сложной ситуации, введению языка для описания этой ситуации, выявлению ее фундаментальных качественных и количественных аспектов и доведению уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени.
Важнейшей проблемой в обучении физике является развитие самостоятельности учащихся при решении задач и выполнении практических работ. С моей точки зрения, умение решать задачи и грамотно выполнять практические работы является одним из основных показателей не только глубины усвоения учебного материала по физике, но и происходит формирование научного типа мышления, которое является универсальным, обеспечивает объективность результата в любой деятельности и связано с творчеством.
Систематическое решение задач способствует развитию мышления учащихся, их подготовке к участию в рационализаторстве и творческих поисках; воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность и является хорошим средством контроля за знаниями, умениями и навыками.
Поэтому данный элективный курс “Физика – наука чудес ”создан с целью объединения решения задач и лабораторного практикума на уроках физики, чтобы добиться большего соответствия модели физического образования комплексному теоретико-экспериментальному характеру базовой науки - физики. Согласование решения задач и лабораторных работ интенсифицирует процесс развития физического понимания учащихся, что должно привести к позитивным изменениям в характеристике познавательной деятельности учащихся.
Элективный курс «Физика – наука чудес» разработан для учащихся 9 класса, которые уже знакомы с такими понятиями, как физические явления, законы, теории, методами исследования, применяемыми в физике, практическим применением физических теорий.
Считаю, что данный курс будет интересен обучающимся. Большой интерес должно вызвать изучение не только теоретических вопросов, но и занимательных задач по темам, а так же истории жизнедеятельности ученых физиков.
Курс рассчитан на 17 часов учебного времени и состоит из 5 модулей (по количеству основных разделов школьного курса физики). Каждый модуль представляет собой самостоятельный блок.
Основные цели курса:
- Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физическим явлениям, а также познакомить со сферами профессиональной деятельности, в которых полученные знания окажутся актуальными;
- Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента и решении задач;
- Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Основные задачи курса:
- Способствовать формированию познавательного интереса к физике, развитию творческих способностей у учащихся;
- Развивать интеллектуальную компетентность учащихся. Формировать навыки выполнения практических работ, ведения исследовательской деятельности;
- Совершенствовать навыки работы со справочной и научно популярной литературой, различными источниками информации, в том числе средств современных информационных технологий;
- Овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперимент, выдвигать и сроить модели для объяснения экспериментальных фактов.
Содержательная часть элективного курса
Содержание изучаемого курса:
I. Тепловые явления
Количество теплоты. Экспериментальная работа: “Изменение температуры вещества при переходе его из твердого состояния в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени”. Тепловое загрязнение атмосферы. Решение графических задач.
II. Оптические явления
Световые явления в природе (Радуга, миражи, гало). Зрительные иллюзии. Решение задач. Экспериментальная работа: “Изучить, как происходит отражение света от плоского зеркала»
III. Элементы электростатики
Экспериментальная работа: «Закон сохранения электрических зарядов». Движение заряженных частиц в электрическом поле
IV. Законы сохранения в механике
Экспериментальная работа: « Сравнение изменение полной механической энергии и работы сил трения». Механизмы и их основные характеристики.
V. Магнитные явления
Явление электромагнитной индукции. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток: правило левой руки, правой руки и правило буравчика. Электромагнитная природа света.
Учебно-тематический план
№ модуля |
№ занятия |
Тема занятия |
Форма проведения занятия |
Всего часов по теме |
||
Лекция |
Практическое занятие (решение задач) |
Лабораторная работа |
||||
Первый модуль: «Тепловые явления» |
1 |
Количество теплоты. Экспериментальная работа: “Изменение температуры вещества при переходе из твердого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени”. |
1ч. |
|
1 ч. |
3ч. |
|
2 |
Тепловое загрязнение атмосферы. Решение графических задач. |
|
1 ч. |
|
|
Второй модуль: «Оптические явления» |
3 |
Световые
явления в природе (Радуга, миражи, гало). |
1ч. |
1ч. |
|
3ч. |
|
4 |
Экспериментальная работа: “Изучить, как происходит отражение света от плоского зеркала» |
|
|
1 ч. |
|
Третий модуль: «Элементы электростатики» |
5 |
Экспериментальная работа: «Закон сохранения электрических зарядов» |
|
|
1ч. |
3 ч. |
|
6 |
Движение заряженных частиц в электрическом поле |
|
2ч. |
|
|
Четвертый модуль: «Законы сохранения в механике» |
7 |
Экспериментальная работа: « Сравнение изменение полной механической энергии и работы сил трения» |
|
|
1ч. |
4ч. |
|
8 |
Механизмы и их основные характеристики. |
1ч. |
2ч. |
|
|
Пятый модуль: «Магнитные явления» |
9 |
Явление электромагнитной индукции. Правило левой руки, правой руки и правило буравчика. |
1ч. |
|
|
3ч. |
|
10. |
Электромагнитная природа света |
|
2ч. |
|
|
Итог
|
|
|
4 |
8 |
4 |
17 |
Методические пояснения к элективному курсу “Физика – наука чудес ”
Курс построен с опорой на знания и умения, полученных учащимися при изучении физики в основной школе. При изучении данного элективного курса акцент следует делать на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, практически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, проводить опыты и делать выводы. Поэтому ведущими формами занятий могут быть практикумы, лабораторные работы, занятия по решению задач. Темы предстоящих занятий объявляются заранее. Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом изучения природы наиболее продуктивно в форме проведения небольших самостоятельных наблюдений, опытов и исследований. Опыты, наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики.
Формы обучения:
- Лекции, беседы;
- Лабораторные работы;
- Практические работы;
- Зачет.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности учащихся:
- Метод словесной передачи информации – беседа, лекция;
- Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации;
- Метод передачи информации с помощью практической деятельности: работа с книгой, лабораторный опыт, решение задач.
Ожидаемыми результатами элективных курсов являются:
- Сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- Участие в научно-практических конференциях;
- Личностный рост учеников.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны знать:
- Знание физических законов при объяснении процессов, происходящих в окружающем нас мире;
- Читать графики, диаграммы и таблицы данных;
- Сотрудничать и работать в группе.
уметь:
- Работать с различными источниками информации;
- Наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений;
- Моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, решать качественные и графические задачи.
Система аттестации учащихся
Для оценки достижений учащихся подходит наиболее зачетная форма, итоговый зачет ученику по всему элективному курсу ставится, при выполнении следующих условий:
1. Активное участие в подготовке и проведении уроков – семинаров;
2. Выполнение не менее половины лабораторных работ;
3. Составление не менее одного полного отчета о проделанном экспериментальном задании (лабораторной работе).
Формы контроля образовательных достижений учащихся:
- Устный опрос: беседа;
- Письменные работы: лабораторная работа, решение задач;
Критерии оценивания умений учащихся решать расчетные задачи.
«3 балла»: в логическом рассуждении и решении задачи нет ошибок, задача решена рациональным способом;
«2 балла»: в логическом рассуждении и решении задачи нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок;
«1 балл»: в логическом рассуждении и решении задачи нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах;
«0 баллов»:отсутствие ответа на задание.
Список литературу рекомендованный для учителя
1. Дидактический материал по физике 8 класс. З.А. Вологодская, А.В. Усова, - М., Просвещение 1988;
2. Дуков В.М.“Исторические обзоры в курсе физики средней школы” Пособие для учителя, - М., Просвещение 1983г.;
3. Кириллова М.Г. “Книга для чтения по физике”, - М., Просвещение 1986;
4. Ляпина И.Я. – “Формирование познавательных интересов на уроках физики” Москва, Просвещение, 1985 г.
5. Сергеев И.С. “Как организовать проектную деятельность учащихся”, М.:АРКТИ 2003г.
6. Юфанова И.Л. – “занимательные вечера по физике в средней школе” Москва, Просвещение, 1990 г.
Список литературу рекомендованный для обучающихся
1. Балашов М.М.Физика: учебник для 9 класса средней школы – М., Просвещение 1994 г.
2. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учебник для 9 класса средней школы - М.: Просвещение,1990 г.
3. Кирик Л.А. Физика – 8 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: «Илекса», 2006г.
4. Кирик Л.А. Физика – 9 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: «Илекса», 2006г.
5. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика: Учебник для общеобразовательных учреждений- М.:Дрофа,2003 г.
6. Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И., Никифоров Г.Г., Шилов В.Ф. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004 г.